АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Вторник, 19 марта 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Зелёный Змий против Дяди Сэма
2020-01-29 Сергей Лебедев
Зелёный Змий против Дяди Сэма
В январе 2020 года исполнилась 100-я годовщина вступления в силу 18 поправки к конституции США. В стране был ввели «сухой закон», запретив производство и употребление спиртных напитков, включая пиво.

В январе 2020 года исполнилась 100-я годовщина вступления в силу 18 поправки к конституции США. В стране был ввели «сухой закон», запретив производство и употребление спиртных напитков, включая пиво.

Пьянство в США действительно имело огромные масштабы с самого начала появления этой страны. Безудержный алкоголизм американцев отмечался всеми иностранными путешественниками, оказавшимися в стране. Например, секретарь русского посольства в Филадельфии Павел Свиньин не без удивления отмечал, что алкоголь в Америке открыто продают в церквях, и бутылки стоят там рядом с Библиями. При этом большинство из иностранных путешественников отмечали не просто то, что американцы много пьют, но в первую очередь то, что в США алкоголь в огромных количествах употребляют женщины и несовершеннолетние.

Неудивительно, что в ответ стало развиваться движение за запрет производства алкогольных напитков.. Начиная с 1846 года то в одном, то в другом штате вводился «сухой закон». Проповедники «сухого закона» стали любимым персонажем американской литературы XIX и первого десятилетия XX веков. Вспомним Марка Твена, который описывал, как в помещении общества трезвости оказалось виски, или «Трест, который лопнул» О. Генри, наконец, старшее поколение может вспомнить чехословацкий пародийный вестерн «Лимонадный Джо». Конечно, эти литературные образы родились не случайно. В спившихся старательских поселках Дикого Запада действительно находились идеалисты из числа религиозных проповедников, пытавшихся нанести удар «Джону Ячменное Зерно», как образно, языком старинных британских баллад, называли виски, и вообще все крепкие алкогольные напитки.

Ведущую роль в борьбе за народную трезвость играли различные религиозные, в первую очередь, протестантские организации. В начале ХХ века среди протестантов в США огромную роль приобрело движение фундаменталистов. Такое название оно получило потому, что его теоретики издавали сборники статей, в которых содержались основные положения своих требований, под названием «Фундаменталии». Сторонники этого направления требовали отказаться от «модернистских» трактовок Священного Писания, и, среди прочего, требовали ввести «сухой закон». С 1872 года, на всех президентских выборах в США выступала так называемая «прохибишн» партия, то есть партия запрета алкогольных напитков. Правда, долгое время эта партия имела незначительный успех, никогда не получая более 2% голосов. Но, терпя неудачу на общенациональном уровне, «прохибишн» сумели стать реальной силой в ряде отдельных штатов. К 1914 году в 26 штатов (из тогдашних 48) действовали различные виды ограничения на продажу спиртных напитков.

Когда грянула первая мировая война, то США, еще не вступив в неё, по примеру воюющих государств ввели различного рода ограничения на производство и потребление алкогольных напитков. С 8 сентября 1917 года производство крепких напитков в США было запрещено. Правда, пока это рассматривали лишь как временную меру военного времени. Но успехи «сухого закона» (значительное сокращение смертности, уменьшение аварий и катастроф, рост производительности труда) способствовали популярности сторонников запрета алкоголя вообще. И вот, 16 января 1919 года была принята 18-ая поправка к конституции, которая вступила в силу ровно год спустя. Было полностью запрещено производство не только крепких напитков, но и пива. Сторонники «прохибишн» торжествовали. В ряде городов США прошли торжественные процедуры символических похорон Джона Ячменное Зерно. Наступила эпоха сухого закона.

Движение «прохибишн» не достигло бы такого влияния, если не совпало бы с мощным движением «американизма», которое требовало ограничения иммиграции, в первую очередь в отношении выходцев из стран южной и восточной Европы, а также евреев (про азиатов и африканцев вообще и речи не шло). В самом деле, в первые годы 20-го века в США прибывало около 1 миллиона иммигрантов в год. В результате чего в 1920 году из 106 миллионов американцев 15% населения США составляли иммигранты, и 25% – их дети, американцы в первом поколении. Неудивительно, ведь за 1820-1920 в США прибыли 35 миллионов иммигрантов. Такое положение грозило возникновению в США совершенно неподконтрольным властям этнических оазисов.

Обилие переселенцев приводило к заминкам в работе «плавильного тигля», который вообще мог выйти из строя. В момент вступления США в Первую мировую войну в 1917 году выяснилось, что каждый десятый призывник просто не понимает воинские команды по-английски. (Хотя призывались американские граждане, родившиеся в США!) Идею введения в составе армии США национальных военных формирований генералы отвергли с порога, справедливо видя в этом первый шаг к распаду армии и государства. В качестве доказательства военные сослались на печальный опыт создания таких национальных частей в русской армии при Керенском в том же 1917 году.

Особую тревогу у «американистов» вызывало то, что они называли «двойной лояльностью» новых американцев. Речь шла о том, что католики и евреи, даже будучи лично лояльными правительству США, одновременно полностью повинуются папе или еврейским лидерам. В случае, если интересы Ватикана или главарей мирового еврейства вступят в противоречие с интересами США, позиция американских католиков или евреев была непредсказуема. Между тем, основную массу иммигрантов, начиная со второй половины XIX столетия, составляли ирландцы, итальянцы, поляки, выходцы из народов Австро-Венгрии, преимущественно католики по вероисповеданию. При этом недавние иммигранты католического вероисповедания отличались высокой рождаемостью. В результате католицизм быстро стал второй по распространению конфессией в США, уступая, правда, протестантам, взятым в целом. Поскольку протестанты были расколоты, католицизм к 1920-м гг. стал самой крупной из отдельных американских конфессий. Возникала реальная вероятность превращения страны, основанной пуританами, в католическую страну латиноамериканского типа.

Американисты обвиняли иммигрантов-католиков в склонности к мятежу, неуважению к частной собственности и американским ценностям. Действительно, ирландцы имели репутацию мятежников. Революционные группировки «фениев» в 1866-71 гг. неоднократно устраивали с американской территории вооружённые рейды в Британскую Канаду, что способствовало ухудшению отношений с Лондоном. Из числа ирландцев вышли многие профсоюзные активисты. Итальянцы также составляли основную массу активистов анархистских и социалистических организаций страны. Наконец, иммигранты из католических стран имели репутацию любителей выпить. Не случайно один из американских политиканов конца XIX века говорил, намекая на католиков, что его противники заключаются в трех буквах R – Rum, Roma, Rebellion (Ром, Рим, мятеж). Показательно, что тогда (как и сейчас), организованная преступность в США была организована на базе этнических землячеств, как знаменитая «Коза ностра» созданная сицилийцами.

Кроме того, в США стало быстро расти число евреев, дойдя до 4 миллионов человек. Вообще-то в ту эпоху евреи, вопреки представлениям как антисемитов, так и сионистов, еще не имели сильных позиций в деловом мире Америки, в отличие от криминала. Еврейская мафия не уступала итальянской, а имена Мейера Лански (Суховлянского) и Багси Сигела (Сигельбаума) звучали в криминальных сводках не менее весомо, чем Лаки Лючано и Аль Капоне.

Тем не менее основой американского процветания была производящая экономика (сейчас бы сказали «реальный сектор», а не биржевые махинации). В 20-е годы большинство евреев жило в своих гетто, типа нью-йоркского Бруклина, занимаясь в основном мелкой розничной торговлей, содержанием подпольных лотерей и особенно питейных заведений. Понятно, что многие стопроцентные американцы узрели некий мировой еврейский заговор в алкоголизации нации и подрыва ее основ. Не стоит также удивляться, что большинство еврейских организаций расценили «сухой закон» как «антисемитскую акцию».

В 1921 году американский Конгресс принял антиимиграционный закон, резко ограничивавший иммиграцию. В 1924 году этот закон был еще более ужесточен. Согласно закону, были введены квоты на переселение в США, ограничившие годовое число иммигрантов в 164 тысячи человек. При этом выходцы из восточной и южной Европы, ранее дававшие 80% всех прибывавших в страну, теперь не могли превышать 2% от общего числа прибывших в год иммигрантов. Для азиатов и вообще представителей нехристианских наций США теперь стали закрыты. Евреи, впрочем, переселялись в США, но как уроженцы конкретных государств Европы. Теперь основную массу переселенцев давали не только западноевропейцы, но люди, имевшие определенный образовательный и имущественный ценз, подтверждающие свою принадлежность к христианству.

Наконец, первые три десятилетия XX века были временем торжества расовой сегрегации, известной как «джимкроуизм» (назван в честь персонажа комических пьес — негра Джима Кроу). Раздельные городские кварталы, школы, скамейки, кафе, клубы, церкви, кладбища, и даже общественные уборные – таков был «джимкроуизм» на практике. Разумеется, среди негров существовало движение за гражданские права. В своих интересах расовый вопрос старались использовать различные радикальные партии и группы. В частности, коммунисты выдвигали идею создания в пределах «черного пояса» (южных штатов с преобладанием негритянского населения) особого негритянского государства. Ряду чернокожих эта мысль нравилась, и поэтому они поддерживали левые организации.

В ответ 1915 году возродился вроде бы канувший в лету Ку-Клукс-Клан (ККК). В отличие от «первого» Ку-Клукс-Клана, возникшего сразу после гражданской войны и действовавшего в 1865-71 гг. на территории исключительно южных штатов, обновленный Клан распространил свое влияние на территорию всей страны. В некоторых северных штатах, типа Индианы, ККК контролировал посты губернатора, главного судьи штата и представителей штата в Конгрессе и Сенате США. С помощью ККК были избраны губернаторы Джорджии, Алабамы, Калифорнии, Орегона, и ряда других. В штате Оклахома местный губернатор, пытавшийся было выступить против ККК, был отстранен сторонниками клана с помощью процедуры импичмента. В целом в ККК в 20-х гг. было до 9 миллионов членов, с учетом членов массовых организаций (женских, молодежных, студенческих, ветеранских, и пр.). В ряды ККК вступили до 40 тысяч (!) протестантских пасторов. А в целом каждый третий белый мужчина-протестант (а на юге и двое из трех) в 20-е годы периодически одевал белый балахон клансмена.

ККК выступал не только против негров, но и против католиков, евреев, иммигрантов и пьяниц. Куклуксклановцы несли добровольную охрану мексиканской и канадской границы, пресекая контрабандную торговлю алкоголем. Они же занимались борьбой за общественную нравственность, «накрывая» внезапной облавой подпольные кабаки и бордели, устраивали костры из порнографической литературы, организовывали бойкот магазинов и предприятий, принадлежавших евреям. В некоторых маленьких городках Юга клансмены публично и торжественно пороли нарушителей сухого закона.

Наконец, эпоха с 1919 года для США была также временем изоляционизма. США не связывали себя никакими международными союзами, отказались вступить в Лигу Наций (хотя инициатором ее создания был американский президент Вудро Вильсон).

Фундаментализм, сухой закон, ограничение иммиграции непротестантов, запрещение въезда в страну азиатов, сегрегация негров - все это должно было было сделать общество морально здоровым и единым, но поставленные цели реализовать не удалось. «Сухой закон» быстро превратился в посмешище. Самогоноварением и контрабандой алкоголя занималось несколько миллионов человек. Появились такие специфические термины, как «бутлеггер» (контрабандист спиртного), «муншайнер» (самогонщик), «спикизи» (работник подпольной пивной). Нарушителем сухого закона был даже президент Уоррен Гардинг (1921-1923 гг), любивший выпить в кампании своих министров. Голливудские звезды поглощали спиртное в огромном количестве. Говорили, что в Содоме и Гоморре было больше праведников, чем трезвенников в Голливуде. Биржевые спекулянты, которых было очень много в период «процветания» 1920-х гг, заработав первый миллион, немедленно устраивали вечеринку, обязательной программой которой было купание гостей (в одежде или без) в бассейне с шампанским. Наконец, американский военный флот не посмел нарушить вековую традицию в виде ежедневной чарки рома для матросов.

Пьяниц меньше не стало, зато мафия сказочно разбогатела контрабанде спиртного. Пользуясь тем, что по другую сторону неохраняемой границы с Канадой никакого сухого закона не было, мафиози в громадном количестве закупали алкоголь и перевозили его на территорию США. Центром распространения нелегального алкоголя стал город Чикаго, стоявший на озере Мичиган, северный берег которого принадлежал Канаде, а также крупнейший логистический центр, откуда железные дороги расходились по всем направлениям континента. Стоит ли удивляться, что именно в годы сухого закона Чикаго получил всемирную и нелестную славу центра гангстеризма. В конце 1920- х гг. в городе действовали свыше тысячи банд, в войнах между гангстерами погибали до 30 человек в день. В перестрелках использовали автоматы, пулемёты и ручные гранаты.

Еще одним центром, откуда шел поток контрабандного виски, была Куба. Годы сухого закона были золотым временем для острова. Неслучайно и поныне в Гаване стоят особняки боссов мафии, отправлявших на родину потоки пойла. Во Флоридском проливе между Кубой и США действовали целые флотилии контрабандистов спиртного. Проживавший на Кубе Эрнест Хемингуэй в романе «Иметь и не иметь» описал жизнь людей, становящихся контрабандистами. (Впоследствии писатель выступил против планов Меера Лански построить в Гаване отель с казино, но диктатор Фульхенсио Батиста, которому мафиози посулил долю с выручки, дал добро. Фидель Кастро недвижимость национализировал и сейчас внук Лански Гэри Рапопорт требует у кубинских властей компенсацию).

Сухой закон все больше не выполнялся. Специальное федеральное агентство, которое должно было контролировать выполнение закона, констатировала, что в Чикаго насчитывалось более 5 тысяч постоянно функционирующих точек по продаже спиртного, что было в пять раз больше винных лавок и рестораций, что существовали до сухого закона.

Громадное количество американцев умирало от паленого виски, тонули, сгорали, погибали в ДТП, кончали собой или гибли в пьяных драках на почве алкоголизма. Поскольку в США отсутствовало (и сейчас тоже отсутствует) централизованное министерство здравоохранения, то точной статистики людских потерь за годы принудительной трезвости сосчитать невозможно. Учет вели страховые компании, которые были заинтересованы в том, чтобы скрыть истинную причину болезни и смерти своих клиентов.

Похожую судьбу испытали остальные начинания «джазового века» Америки. Фундаментализм дискредитировал себя «обезьяньими процессами» против преподавателей, рассказывавших ученикам о теории Дарвина. Иммигранты нелегально прибывали в США через Канаду или Мексику. Движение негров приняло еще более радикальный характер.

Когда осенью 1929 года грянула Великая Депрессия, то рухнули и многие догматы «американизма». В целом ряде штатов сухой закон был явочным порядком отменен. Наконец, пришедший к власти в 1933 году президент Франклин Делано Рузвельт одним из своих самых первых актов отменил сухой закон полностью. Уже 5 декабря 1933 года вступила в силу 21 поправка к конституции США, отменившая действие 18 поправки. Сухой закон стал достоянием истории. Зато Рузвельт четыре раза избирался президентом. Несомненно, благодарные американские пьяницы составили немалую часть его электората.

Зато в Канаде и на Кубе, которые лишились огромного рынка сбыта алкогольной промышленности, разразились экономические потрясения. На Кубе даже в 1933 году случилась революция, в ходе которой сверли тогдашнего президента Херардо Мачадо.

Великая Депрессия не привела Америку к революции, Джон Ячменное Зерно победил Маркса. Социальный протест остался на дне кружки. Но в некоторых штатах местный сухой закон продолжал существовать ещё долгие годы. Последним он был отменен в 1966 году в штате Миссисипи. Но это было уже не серьезно, если только не считать, что Миссисипи и «сухие» штаты американского Юга имели репутацию самых реакционных. Там запрещено виски и негров вешают – вот и все, что знал яйцеголовый интеллектуал «продвинутых прогрессивных» городов Атлантического побережья США о последних «сухих» штатах. Понятно, что борьба за гражданские права 60-х гг. привела к падению последних бастионов трезвости.

Сергей Лебедев
ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Эхо истории
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
9.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Подтекст спича президента, с учётом антироссийской позиции Бельгии в украинском конфликте, очевиден. Налицо традиционное для россиянской духоскрепной интеллигенции тоскливое нытьё: "Мы вас освободили, а вы - свиньи неблагодарные!" Скулёж этот не только жалок, но и лишён малейшего смысла.

29.2.2024 Вячеслав Всеволожский
День грядущий. Брошюра Андрея Песоцкого «Программа «Другая экономика» заслуживает пристального внимания как интересное явление. При этом нужно иметь в виду - даже такую небольшую брошюру по экономике осилят далеко не все из партактива. Для масс по итогам внутрипартийной дискуссии должны быть выработаны политико-экономические лозунги.

29.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. «Талибану» Кремль действительно не помогал. Зато по части поддержки американских марионеток его обитатели на радость Вашингтону аж из трусов выпрыгивали! Хотя эти самые марионетки, едва придя к власти, тут же начали джихадить на постсоветском пространстве.

28.2.2024 Джураб
Интервью. Информация британской телерадиокомпании ВВС о гибели в результате артобстрела в районе Артёмовска (Бахмута) россиянина Дмитрия Петрова появилась 28 апреля прошлого года. По данным проукраинских тг-каналов, в том бою вместе с Петровым погибли ещё два анархиста из Ирландии и США. Мы взяли интервью у российского анархиста, одного из активных участников их ликвидации, воющим под позывным «Джураб».

14.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Прилепин бодро повторяет слухи, предлагая восхититься проницательностью наших штирлицев. На самом деле налицо либо ошибка, либо намеренная дезинформация вражеских спецслужб, и в любом случае она оказалось роковой. Советские войска на радость Картеру с Бжезинским вошли в Афганистан, начав операцию с убийства призвавшего их Амина.

12.2.2024 Дмитрий Селезнев
Интервью. Дмитрий Селезнев - военкор, с первых дней работающий на СВО. Недавно у него вышла книга «Беспокоящий огонь», где собраны впечатления и размышления о текущих боевых действиях. Интервью о принципах проекта WarGonzo, где он работает, эмоциях и амбициях Пригожина и Стрелкова, а также о комбайне войны и пределе устойчивости неприятеля.

11.2.2024 Иван Сидельников
Общество зрелищ. Как связаны созданная 90 лет назад студия «Леннаучфильм» с актуальным интервью Владимира Путина Такеру Карлсону? Она могла бы помочь президенту России нагляднее изложить свою позицию в интервью самому популярному телеведущему США. Однако существовавший в блокаду «Леннаучфильм» был ликвидирован в 2015 году из-за отсутствия финансирования.

9.2.2024 Юрий Нерсесов
Путин и Запад. Беседу с американским телеведущим Такером Карлсоном Владимир Путин начал с продолжительной лекции по истории. Как и ожидалось, она оказалась альтернативной.

2.2.2024 Вадим Левенталь
Литература. В новогоднюю ночь нового 1931 года коммунисты вывесили на высоченной арке, вровень с крышей пятиэтажного дома, моста Санита огромный баннер с призывом Lavoratori scioperate! - Сражайтесь, рабочие! - самая эффектная акция ячейки, после которой трое партийцев были арестованы.

25.1.2024 Юрий Нерсесов
Политический зоосад. В указе «Об исторически населенных украинцами территориях Российской Федерации» Владимир Зеленский отнёс к таковым земли «на Кубани, в Стародубщине, Северной и Восточной Слобожанщине в пределах современных Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей». Тактические цели очевидны: найти несколько сотен организмов, которые объявят себя угнетёнными украинцами, и употреблять их по мере возможности.