АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 18 июля 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Как не прозевать Калининград в очередной раз
2008-05-22 Соломон Гинзбург
Как не прозевать Калининград в очередной раз

В нынешнем году исполняется десять лет «нидским инициативам». Осенью 1998 года на Куршской косе в курортном городке Нида под патронажем российского и литовского заместителей министров иностранных дел Ивана Иванова и Вигаудаса Ушацкаса, а также директора Института международных отношений и политических наук (Вильнюс) Раймондаса Лопаты состоялся первый «круглый стол», посвященный анализу международных процессов в связи с особым геополитическим и геоэкономическим положением Калининградской области. Уже тогда применительно к Калининграду были сделаны абсолютно правильные выводы. Если бы Евросоюз и РФ перешли от слов к делу, то наша область стала бы полноценным пилотным регионом во взаимоотношениях сторон. И хотя миссия Калининграда очевидна (она – в российском присутствии в Европе), никакого прорыва на калининградском направлении не произошло. Следуя давней бюрократической традиции, актуальная тема оказалась заболтанной и во многом забытой.

Можем ли мы в этой связи придать решению калининградской задачи новый импульс? Разумеется, можем.

Для этого требуется в рамках обсуждения доктрины нового Соглашения (скорее всего, о стратегическом партнерстве) между РФ и ЕС вновь поднять калининградскую тему.

Как известно, 30 ноября 2007 года истек срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, которое было заключено на 10 лет, подписано 24 июня 1994 года и вступило в силу 1 декабря 1997 года. Сегодня и РФ, и ЕС следует дать четкий ответ на вопрос: на какой правовой базе развиваются их отношения с 1 декабря 2007 года?

Соглашение продолжает действовать в соответствии с положением об его ежегодном автоматическом продлении. Продление действия прежнего Соглашения, как это предусмотрено ст. 106 данного документа, не более чем имитация добрососедства и уход от взаимной ответственности. Новый этап отношений между сторонами нуждается в иной политико-правовой базе.

Ведь ситуация за последние десять лет изменилась кардинально. В рамках ЕС создан экономический союз, введена единая валюта – евро, а число его членов составило 27 государств (как известно, в 2007 году к ЕС присоединились Болгария и Румыния).

Сегодня взаимодействие РФ и ЕС носит противоречивый характер. С одной стороны, продолжаются активные контакты, с другой – отношения между партнерами находятся в состоянии застоя. Стагнация связана с отсутствием ясных стратегических целей и доверия друг к другу.

С одной стороны, благодаря ныне действующему Соглашению создана политико-правовая база отношений РФ и ЕС, учреждены институты сотрудничества и обеспечена основа для стратегического партнерства.

С другой стороны, в Соглашении совершенно отсутствую механизмы и способы финансового обеспечения сотрудничества. Это скорее перечень намерений и свод пожеланий, инструмент больше дипломатически-бюрократический, нежели практический.

Иными словами, это Соглашение перестало быть адекватной политико-правовой основой отношений между РФ и ЕС. И хотя бюрократия обеих сторон довольна нынешними отношениями РФ и ЕС, откладывать решение данной проблемы на потом – близоруко. Она будет приобретать еще большую остроту. Порождаемые ею разногласия могут стать детонатором кризиса в отношениях между РФ и ЕС.

Следует осознать, что комплексу проблем, возникающих вокруг Калининграда, необходимо посвятить отдельный раздел в новом международном договоре – Соглашении о стратегическом партнерстве между РФ и ЕС. Добиться этого сложно, но возможно. Но без мощного, продуманного механизма лоббирования региональных интересов на федеральной и международной аренах реализация данного проекта не представляется реальной. Требуется целый блок согласованных действий: от реабилитации информационного имиджа нашего региона до проявления политической воли высшим руководством страны. Только так можно обеспечить комплексный подход к развитию области.

В раздел уместно включить три блока вопросов: экономика, свобода и безопасность, образование и наука.

В блок экономика было бы логичным включить вопросы гармонизации регионального и европейского законодательства, единые правила и нормы, обеспечивающие тесную кооперацию, равенство условий конкуренции, свободное движение товаров, услуг, капиталов.

Вопрос гармонизации законодательств - это проблема их сближения. В этом контексте интересен опыт Швейцарии, не входящей в ЕС. Механизм гармонизации швейцарского законодательства с законодательством ЕС состоит в том, что ни один национальный законопроект не может быть внесён, рассмотрен и утверждён, пока он не пройдёт экспертизу на соответствие праву ЕС.

Для Калининградской области актуальна проблема программы гармонизации в сфере экономики, которая учла бы и сильные стороны ЕС, и то законодательство, которое сегодня максимально востребовано в РФ. Иначе наше сближение с ЕС будет идти не столько вглубь, сколько вширь, то есть в рамках четырёх общих пространств, охватывающих всё, а значит ничего. Тем самым диалог переводится в бесконечно приятное общение, которое в интересной компании можно вести десятилетиями. В этой связи достаточно вспомнить переговоры о разоружении в последние годы брежневской эпохи. Естественно, такой процесс без результата будет усиливать в Калининграде тенденцию евроскептицизма.

В блоке свобода и безопасность должна присутствовать норма о предоставлении калининградцам многократных шенгенских виз. Здесь же необходимо зафиксировать положения о свободе проживания и занятий, включая профессиональную деятельность граждан из ЕС и калининградцев, постоянном сотрудничестве органов правосудия, особенно в борьбе с трансграничной оргпреступностью и наркотрафиком, сотрудничестве в военной сфере, проведении совместных экологических и спасательных акций.

На территории ЕС и нашей области будет складываться единое криминальное пространство. Оргпреступность всегда активна там, где присутствуют высокодоходные отрасли экономики, инвестиционная привлекательность, гарантированный сбыт продукции, экспортная ориентированность, присутствие в системе расчета наличного денежного оборота, возможность включения в легальный оборот незаконно полученных капиталов.

В блоке образование и наука необходимы нормы о многолетних рамочных программах и их совместном финансировании, создание благоприятных условий для культурных обменов и взаимного изучения культуры европейских народов. Формирование общего образовательного пространства возможно на основе Болонского процесса, предполагающего активный обмен преподавателями, аспирантами, студентами, сближение систем образования, взаимную конвертацию дипломов о высшем образовании.

Законодательство ЕС не является застывшим, священным и незыблемым. Тормоза в отношении развязывания калининградского узла помогут преодолеть следующие факторы. Во-первых, растущая степень экономической взаимозависимости РФ и ЕС. Помимо ЕС у РФ нет альтернативного торгового партнёра. С другой стороны, у ЕС нет иного поставщика российских энергоносителей, в первую очередь, природного газа. Во-вторых, взаимный интерес в обеспечении социально-политической стабильности. Только при условии теснейшего сотрудничества можно воспрепятствовать загрязнению Балтийского моря, противостоять международному терроризму, управлять кризисами, предотвращать техногенные катастрофы, успешно бороться с оргпреступностью и наркотрафиком.

Параллельно с лоббированием появления калининградского раздела в новом Соглашении представляется уместным сосредоточиться на решении следующих задач.

Во-первых, по линии государственной власти активизировать обмен экономической информацией и стратегиями развития. Совместно анализировать экономические аспекты, представляющие взаимный интерес, расширить сотрудничество между экономистами, проводить совместные исследования. Учредить «круглый стол» европейских и калининградских бизнесменов. Он мог бы стать авторитетным постоянно действующим форумом, вырабатывающим рекомендации институтам ЕС и российскому правительству.

Во-вторых, активно добиваться либерализации въезда (желательно безвизового) в Калининградскую область граждан из стран ЕС. Для этого надо вернуться к законодательной инициативе областной Думы, уже несколько лет находящейся в Государственной Думе РФ. Подобное ассиметричное решение сподвигнет ЕС на встречные уступки для Калининграда. Кроме того, требуется тщательное изучение опыта Швейцарии, Исландии, Норвегии и Лихтенштейна, не входящих в ЕС, но по основным критериям соответствующих членству в Евросоюзе.

В-третьих, в условиях нарастания евроскептицизма создать в Калининграде Общественный форум ЕС-Россия, который стал бы местом периодических встреч неправительственных организаций и способствовал бы развитию гражданского общества и сближению народов. Кроме того было бы целесообразно учредить комитет парламентского сотрудничества, в котором депутаты Госдумы РФ, областной Думы, члены Совета Федерации РФ и Европарламента вели бы политический диалог. Последовательно и квалифицированно отстаивать российские интересы, работая в том числе с такими неудобными европейскими организациями как Европейский совет по международным отношениям.

В-четвертых, приступить к созданию с ЕС единой системы высшего образования. Этот процесс следует вести под эгидой Российского государственного университета имени Иммануила Канта. Обеспечить все условия для расширения сотрудничества в области среднего образования, в том числе непосредственно между школами, гимназиями и другими общеобразовательными учреждениями. Этому будет способствовать присоединение России к Болонскому процессу.

В-пятых, в целях эффективной борьбы с международной организованной преступностью, наркотрафиком и нелегальной иммиграцией активизировать сотрудничество с Евросоюзом – Европейской полицейской организацией. Основой для такого сотрудничества является соответствующее соглашение, подписанное в ноябре 2003 года на Римском саммите РФ – ЕС. Учитывая, что побочным эффектом отстраивания властной вертикали становиться стремительный рост коррупционного пространства вширь и вглубь, проводить экспертизу принимаемых областной Думой законов на предмет их коррупциогенности.

Молчать и занимать выжидательную позицию мы не имеем права. Только активные и продуманные действия на калининградском направлении приведут к главному – обеспечению достойного уровня жизни в нашем регионе.

Соломон Гинзбург

Депутат Калининградской областной Думы,

директор фонда «Региональная стратегия»

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Окно в Европу
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
13.7.2018 Юрий Нерсесов
Дружба народов. Само ритуальное обличение хорватов неинтересно — если курс Кремля изменится, Клинцевич с тем же пылом заклеймит сербов, китайцев или арабов. Куда интереснее другое. Упомянув про предательство «славянского мира», отставной замполит невольно поставил вопрос, а существовал ли этот мир вообще?

6.7.2018 Александр Сивов
Сопротивление. Без вмешательства российских спецслужб забастовка, в конце концов, угаснет, и некоторые признаки этого уже имеются. Железнодорожники получат, в конце концов, запчасти на неисправные локомотивы, частичное повышение оплаты и труда и им вернут отмененные недавно льготы выхода на пенсию. А в Москве путинские соловьи будут, по прежнему, петь про то, что всемогущий Госдеп, аки дьявол, умеет подрывать изнутри неугодные ему режимы, а мы так и не научились этому…

5.7.2018 Юрий Нерсесов
Русофобия. У короля Франции Людовика XIV был фарфоровый трон с дыркой и горшком, на котором его величество слушал доклады подданных, одновременно справляя нужду. Пользоваться троном мог исключительно монарх. Вздумай лакей осквернить аристократическое сидение плебейской задницей – сдох бы в кандалах на галере! Вот и у нас гадить в Россию, официально кормясь от Кремля – исключительная привилегия. Положенная лишь особо уважаемым людям, а не подстилкам провинциальной братвы.

21.6.2018 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Советские историки старались поддерживать миф о поголовно антифашистской Европе. Сейчас же всё подсчитано и учтено, а, значит, может быть использовано в массовой культуре. Чешские танки с крестами на башнях, австрийские и польские солдаты под знамёнами со свастикой, бельгийские и голландские эсэсовцы должны стать полноправными героями фильмов, сериалов и комиксов, помогая формировать в массовом сознании правильные образы врагов. Но надо ли это Владимиру Путину и его общечеловеческому кагалу с двойным гражданством?

11.6.2018 Виталий Нестеров
Знамя сонгун. Завтра, 12 июня, должна состоятся встреча Товарища Ким Чен Ына с президентом США Трампом. Накануне важной встречи удалось посетить Северную Корею, чтобы своими глазами зафиксировать уникальную страну образца весны 2018 года. Мы на практике убедились, что КНДР - страна из будущего, многое из того что уже есть в Пхеньяне в большинстве мировых столиц еще только-только намечается. Давно, к примеру, существует раздельный сбор мусора, завидная сеть удобных велодорожек, а недавно появилась также и обширная сеть уличного велопроката.

7.6.2018 Сергей Лебедев
Дружба народов. Пожелаем же британскому правительству сделать то, чего не может и не хочет делать правительство российское – ликвидировать олигархов как класс. В конце концов, будем гуманистами, не станем оставлять без дозы чернокожих наркоманов в Манчестере, расширим количество койко-мест в лечебнице для больных СПИДом гомосексуалистов пакистанского происхождения, расширим финансирование коранических школ. Боже, храни королеву!

30.5.2018 Сергей Петров
Эхо истории. Женщины не поняли и отвергли Мишеля. Постепенно он и сам отверг их. Случались отдельные эпизоды, бесспорно. Но самая любимая его женщина - революция. Какая же ему могла подойти? Уверен, ему нужна была женщина, которую он подчинит всецело.

9.5.2018 Владимир Антонов
ЖЗЛ. В Москву старший лейтенант Молодый ехал своим ходом, на трофейном легковом автомобиле. Боялся не успеть на вступительные экзамены в вуз. Надо было быть настоящим авантюристом и безумно храбрым человеком, чтобы в одиночку пуститься в столь опасное путешествие по разбитым войной дорогам, в условиях разгула уголовного элемента, разного рода националистических банд, групп недобитых фашистов и дезертиров.

9.5.2018 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Очевидно, министр культуры считает, что большинство зрителей проверять показанное не станут. Так и запомнят, что благородные самураи наголову разгромили на Халхин-Голе краснопузое быдло! Что может быть приятнее для позавчерашнего комсомольского активиста, вчерашнего подельника афериста Сергея Мавроди и сегодняшнего типа православного патриота!

3.5.2018 Сергей Беляк
Credo. Русские никогда бы не выпустили тушенку «Порошенко». Потому что это не оскорбление Порошенко (ему пофиг), а оскорбление народа Украины. А хохлы-свидомиты, считая Путина говном, называют говном пищу и сами ее жрут. Мы бы не назвали так свою пищу. И главное - мы бы не стали ее есть. А они жрут и расхваливают. Этим мы и отличаемся друг от друга...