АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Понедельник, 18 ноября 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Как не прозевать Калининград в очередной раз
2008-05-22 Соломон Гинзбург
Как не прозевать Калининград в очередной раз

В нынешнем году исполняется десять лет «нидским инициативам». Осенью 1998 года на Куршской косе в курортном городке Нида под патронажем российского и литовского заместителей министров иностранных дел Ивана Иванова и Вигаудаса Ушацкаса, а также директора Института международных отношений и политических наук (Вильнюс) Раймондаса Лопаты состоялся первый «круглый стол», посвященный анализу международных процессов в связи с особым геополитическим и геоэкономическим положением Калининградской области. Уже тогда применительно к Калининграду были сделаны абсолютно правильные выводы. Если бы Евросоюз и РФ перешли от слов к делу, то наша область стала бы полноценным пилотным регионом во взаимоотношениях сторон. И хотя миссия Калининграда очевидна (она – в российском присутствии в Европе), никакого прорыва на калининградском направлении не произошло. Следуя давней бюрократической традиции, актуальная тема оказалась заболтанной и во многом забытой.

Можем ли мы в этой связи придать решению калининградской задачи новый импульс? Разумеется, можем.

Для этого требуется в рамках обсуждения доктрины нового Соглашения (скорее всего, о стратегическом партнерстве) между РФ и ЕС вновь поднять калининградскую тему.

Как известно, 30 ноября 2007 года истек срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, которое было заключено на 10 лет, подписано 24 июня 1994 года и вступило в силу 1 декабря 1997 года. Сегодня и РФ, и ЕС следует дать четкий ответ на вопрос: на какой правовой базе развиваются их отношения с 1 декабря 2007 года?

Соглашение продолжает действовать в соответствии с положением об его ежегодном автоматическом продлении. Продление действия прежнего Соглашения, как это предусмотрено ст. 106 данного документа, не более чем имитация добрососедства и уход от взаимной ответственности. Новый этап отношений между сторонами нуждается в иной политико-правовой базе.

Ведь ситуация за последние десять лет изменилась кардинально. В рамках ЕС создан экономический союз, введена единая валюта – евро, а число его членов составило 27 государств (как известно, в 2007 году к ЕС присоединились Болгария и Румыния).

Сегодня взаимодействие РФ и ЕС носит противоречивый характер. С одной стороны, продолжаются активные контакты, с другой – отношения между партнерами находятся в состоянии застоя. Стагнация связана с отсутствием ясных стратегических целей и доверия друг к другу.

С одной стороны, благодаря ныне действующему Соглашению создана политико-правовая база отношений РФ и ЕС, учреждены институты сотрудничества и обеспечена основа для стратегического партнерства.

С другой стороны, в Соглашении совершенно отсутствую механизмы и способы финансового обеспечения сотрудничества. Это скорее перечень намерений и свод пожеланий, инструмент больше дипломатически-бюрократический, нежели практический.

Иными словами, это Соглашение перестало быть адекватной политико-правовой основой отношений между РФ и ЕС. И хотя бюрократия обеих сторон довольна нынешними отношениями РФ и ЕС, откладывать решение данной проблемы на потом – близоруко. Она будет приобретать еще большую остроту. Порождаемые ею разногласия могут стать детонатором кризиса в отношениях между РФ и ЕС.

Следует осознать, что комплексу проблем, возникающих вокруг Калининграда, необходимо посвятить отдельный раздел в новом международном договоре – Соглашении о стратегическом партнерстве между РФ и ЕС. Добиться этого сложно, но возможно. Но без мощного, продуманного механизма лоббирования региональных интересов на федеральной и международной аренах реализация данного проекта не представляется реальной. Требуется целый блок согласованных действий: от реабилитации информационного имиджа нашего региона до проявления политической воли высшим руководством страны. Только так можно обеспечить комплексный подход к развитию области.

В раздел уместно включить три блока вопросов: экономика, свобода и безопасность, образование и наука.

В блок экономика было бы логичным включить вопросы гармонизации регионального и европейского законодательства, единые правила и нормы, обеспечивающие тесную кооперацию, равенство условий конкуренции, свободное движение товаров, услуг, капиталов.

Вопрос гармонизации законодательств - это проблема их сближения. В этом контексте интересен опыт Швейцарии, не входящей в ЕС. Механизм гармонизации швейцарского законодательства с законодательством ЕС состоит в том, что ни один национальный законопроект не может быть внесён, рассмотрен и утверждён, пока он не пройдёт экспертизу на соответствие праву ЕС.

Для Калининградской области актуальна проблема программы гармонизации в сфере экономики, которая учла бы и сильные стороны ЕС, и то законодательство, которое сегодня максимально востребовано в РФ. Иначе наше сближение с ЕС будет идти не столько вглубь, сколько вширь, то есть в рамках четырёх общих пространств, охватывающих всё, а значит ничего. Тем самым диалог переводится в бесконечно приятное общение, которое в интересной компании можно вести десятилетиями. В этой связи достаточно вспомнить переговоры о разоружении в последние годы брежневской эпохи. Естественно, такой процесс без результата будет усиливать в Калининграде тенденцию евроскептицизма.

В блоке свобода и безопасность должна присутствовать норма о предоставлении калининградцам многократных шенгенских виз. Здесь же необходимо зафиксировать положения о свободе проживания и занятий, включая профессиональную деятельность граждан из ЕС и калининградцев, постоянном сотрудничестве органов правосудия, особенно в борьбе с трансграничной оргпреступностью и наркотрафиком, сотрудничестве в военной сфере, проведении совместных экологических и спасательных акций.

На территории ЕС и нашей области будет складываться единое криминальное пространство. Оргпреступность всегда активна там, где присутствуют высокодоходные отрасли экономики, инвестиционная привлекательность, гарантированный сбыт продукции, экспортная ориентированность, присутствие в системе расчета наличного денежного оборота, возможность включения в легальный оборот незаконно полученных капиталов.

В блоке образование и наука необходимы нормы о многолетних рамочных программах и их совместном финансировании, создание благоприятных условий для культурных обменов и взаимного изучения культуры европейских народов. Формирование общего образовательного пространства возможно на основе Болонского процесса, предполагающего активный обмен преподавателями, аспирантами, студентами, сближение систем образования, взаимную конвертацию дипломов о высшем образовании.

Законодательство ЕС не является застывшим, священным и незыблемым. Тормоза в отношении развязывания калининградского узла помогут преодолеть следующие факторы. Во-первых, растущая степень экономической взаимозависимости РФ и ЕС. Помимо ЕС у РФ нет альтернативного торгового партнёра. С другой стороны, у ЕС нет иного поставщика российских энергоносителей, в первую очередь, природного газа. Во-вторых, взаимный интерес в обеспечении социально-политической стабильности. Только при условии теснейшего сотрудничества можно воспрепятствовать загрязнению Балтийского моря, противостоять международному терроризму, управлять кризисами, предотвращать техногенные катастрофы, успешно бороться с оргпреступностью и наркотрафиком.

Параллельно с лоббированием появления калининградского раздела в новом Соглашении представляется уместным сосредоточиться на решении следующих задач.

Во-первых, по линии государственной власти активизировать обмен экономической информацией и стратегиями развития. Совместно анализировать экономические аспекты, представляющие взаимный интерес, расширить сотрудничество между экономистами, проводить совместные исследования. Учредить «круглый стол» европейских и калининградских бизнесменов. Он мог бы стать авторитетным постоянно действующим форумом, вырабатывающим рекомендации институтам ЕС и российскому правительству.

Во-вторых, активно добиваться либерализации въезда (желательно безвизового) в Калининградскую область граждан из стран ЕС. Для этого надо вернуться к законодательной инициативе областной Думы, уже несколько лет находящейся в Государственной Думе РФ. Подобное ассиметричное решение сподвигнет ЕС на встречные уступки для Калининграда. Кроме того, требуется тщательное изучение опыта Швейцарии, Исландии, Норвегии и Лихтенштейна, не входящих в ЕС, но по основным критериям соответствующих членству в Евросоюзе.

В-третьих, в условиях нарастания евроскептицизма создать в Калининграде Общественный форум ЕС-Россия, который стал бы местом периодических встреч неправительственных организаций и способствовал бы развитию гражданского общества и сближению народов. Кроме того было бы целесообразно учредить комитет парламентского сотрудничества, в котором депутаты Госдумы РФ, областной Думы, члены Совета Федерации РФ и Европарламента вели бы политический диалог. Последовательно и квалифицированно отстаивать российские интересы, работая в том числе с такими неудобными европейскими организациями как Европейский совет по международным отношениям.

В-четвертых, приступить к созданию с ЕС единой системы высшего образования. Этот процесс следует вести под эгидой Российского государственного университета имени Иммануила Канта. Обеспечить все условия для расширения сотрудничества в области среднего образования, в том числе непосредственно между школами, гимназиями и другими общеобразовательными учреждениями. Этому будет способствовать присоединение России к Болонскому процессу.

В-пятых, в целях эффективной борьбы с международной организованной преступностью, наркотрафиком и нелегальной иммиграцией активизировать сотрудничество с Евросоюзом – Европейской полицейской организацией. Основой для такого сотрудничества является соответствующее соглашение, подписанное в ноябре 2003 года на Римском саммите РФ – ЕС. Учитывая, что побочным эффектом отстраивания властной вертикали становиться стремительный рост коррупционного пространства вширь и вглубь, проводить экспертизу принимаемых областной Думой законов на предмет их коррупциогенности.

Молчать и занимать выжидательную позицию мы не имеем права. Только активные и продуманные действия на калининградском направлении приведут к главному – обеспечению достойного уровня жизни в нашем регионе.

Соломон Гинзбург

Депутат Калининградской областной Думы,

директор фонда «Региональная стратегия»

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Окно в Европу
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
14.11.2019 Марианна Максимова
Политический портрет. Вне правительства у «реформатора» нашлось свободное время, и он стал учить русский народ думать. Считая себя крупным специалистом в истории, Кох надиктовал книгу «Ящик водки». А потом разразился новым историческим текстом - интервью с советским лидером Иосифом Сталиным. Сейчас интервью с товарищем Сталиным исполняется 10 лет, и к юбилею его стоит разобрать.

1.11.2019 Александр Раймонди
Интервью. Двое каких-то леваков стали приставать к людям на Шиесе с вопросом «чей Крым?» И, услышав ответ «Наш», стали клеймить обитателей лагеря «ватниками», а когда их выгнали, стали писать в сети, что там сидят «путиноиды». Причём сами они ничего не делали, по хозяйству не помогали. А голый пиар там никому не нужен.

30.10.2019 Юрий Нерсесов
Политический портрет. Проект патриотической партии православных путиноидов на базе общества «Двуглавый Орёл» и Союза добровольцев Донбасса забуксовал, не успев начаться. И не то чтобы её грядущие главари недостаточно пресмыкаются перед любимым вождём - тут как раз претензий нет. Но что толку в безудержном холуяже, если услужливый лакей неуклюж и туп?

18.10.2019 Андрей Дмитриев
Правильные выборы. Выборы в МСУ привели к обновлению, омоложению, большей оппозиционности депутатского корпуса и породили необычные конфликты. Самые курьёзные сюжеты – цугцванг с невозможностью избрать глав в «Смольнинском» и «Невском округе», купчинские разборки в «Партии Роста», гей-скандал в «Литейном округе».

16.10.2019 Юрий Нерсесов
Реваншизм. Вместо убранной со Шпалерной улицы мемориальной доски главнокомандующего финской армией и участника блокады Ленинграда маршала Карла Маннергейма, в нашем городе может появиться целый музей. Хочу предложить для него экспонаты, которые отсутствуют в музее Маннергейма в Хельсинки, но без сомнения достойны внимания посетителей.

11.10.2019 От редакции
Новороссия. В последние недели много говорят об урегулировании в Донбассе в соответствии с формулой Штайнмайера. "АПН Северо-Запад" решило поинтересоваться мнением известных людей, защищающих Новороссию с оружием в руках и занимающих при этом независимую от властей ЛДНР политическую позицию.

10.10.2019 Дарья Митина
Интервью. Один из организаторов Форума Сергей Брилёв начал задавать кубинцам вопросы в духе, а не хватит ли вам гнаться за социалистическими революционными мантрами, мол, СССР уже нет, покупайте джинсы, живите как нормальная страна. Ответил ему профессор из Гаваны: "Мы живы благодаря революции и тому, что она сделала для людей".

3.10.2019 Андрей Дмитриев
Полицейское государство. Фигуранты дел о московских протестах Алексей Миняйло и Павел Устинов освобождены. Это признак перемен или игры властей с обществом в кошки-мышки? Разбираемся в ситуации с депутатом Госдумы Сергеем Шаргуновым, внесшим законопроект о смягчении ст. 212 УК РФ за неоднократное участие в несанкционированных акциях.

22.9.2019 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Костюшко уже который десяток лет не могут поделить между собой поляки и прозападно настроенные белорусы. И те и другие славят его как борца с Россией, но не могут договориться, за что именно генерал бился. За единую Великую Польшу? Или всё же за присутствие в ней самостийного Великого Княжества Литовского в границах современных Литвы и Белоруссии?

20.9.2019 Юрий Нерсесов
Их нравы. Дело Устинова показало, что для Фёдорова, Клинцевича, Вассермана и журналистов от ФАН отдельный россиянин меньше, чем грязь под ногами. Даже если над кроватью висит портрет Путина с георгиевской ленточкой и часть скромной зарплаты тратится на лекарства для Донецка, будь готов прочесть, что ты американский шпион, наркоман и педофил, тащащий в койку собственных детей.