АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Воскресенье, 7 августа 2022 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Бьярмия: северный миф порождает реальность
2008-05-22 Елена Сойни
Бьярмия: северный миф порождает реальность

Весной текущего года в Национальном театре Карелии состоялась премьера рок-оперы «Бьярмия». Постоянный аншлаг, при котором она с тех пор идет, оказался удивительным для самих ее создателей. Зрители специально приезжают из других городов (недавно пожаловал даже министр культуры РФ Александр Соколов), но саму оперу еще никуда не вывозили на гастроли. Пока она являет собой этакий карельский «эксклюзив». Хотя сами создатели ее отовсюду – сценарист Елена Сойни, режиссер Сергей Пронин, сценограф Ирина Пронина из Петрозаводска, композитор Владислав Панченко – петербуржец, многие актеры – из Финляндии.

Наш автор Вадим Штепа побеседовал с автором пьесы к рок-опере «Бьярмия», поэтом Еленой Сойни:

В.Ш. – Первый вопрос, конечно, будет традиционным: о названии.

Е.С. – Бьярмия – это легендарная северная страна, существовавшая на берегах Белого моря, где жило древнее финно-угорское население, в соседстве, а порой даже и родстве с новгородцами. Хотя «легендарность» и «мифичность» Бьярмии не следует представлять как некую выдумку. Известны летописные упоминания о ней, относящиеся к IX веку. Там говорится о путешествиях скандинавских викингов в эти края, Главный герой моей пьесы – скальд Эйнар, который попадает в роковой «треугольник» между Йоучен – дочерью бьярмской ведуньи и Рагни – сестрой своего командира, Харальда Серая Шкура. Реконструкция их отношений меня интересовала больше всего. Поэтам я вообще доверяю больше, чем археологам, и считаю, что настоящая история – только та, которая воспета.

- Ну, это вообще классический сюжет – рациональные историки могут сколько угодно спорить о том, была ли в действительности Троянская война – однако благодаря «Илиаде» она уже прочно отложилась в культурной памяти европейцев. Вместе с античными богами, которые играют там решающую роль. Всякая история исходит из мифа…

- Да, и возможно это особенно касается истории северных – «гиперборейских» народов, где практически вся культура зиждется на глубочайшем мифологическом фундаменте. Карело-финскую культуру, к примеру, совершенно невозможно представить без «Калевалы». Вообще, на стадии создания пьесы я довольно долго изучала не только научную историографию той эпохи, но и непосредственно северные мифологии – саги, руны, скальдическую поэзию. И в какой-то момент словно бы включаешься в эту стихию, она начинает говорить через тебя и требует своего творческого продолжения…

- Как возник жанровый замысел именно рок-оперы?

- Совершенно спонтанно! Когда режиссер сообщил мне об этом, поначалу я была в шоке. Я все-таки видимо человек классической школы, у меня логос доминирует над мелосом, и мне казалось, что такая форма просто подавит содержание пьесы, превратит ее в нечто сугубо «развлекательное». Однако, к моему приятному удивлению, все случилось в точности наоборот. Музыка, причем порой довольно жесткая, не только ничего не «подавила», но напротив – оживила пьесу, открыла в ней какие-то образы и краски, которые были невидимы мне самой. Случилось какое-то действительно живое погружение в ту эпоху – когда она воспринимается не как нечто давно ушедшее, но вполне актуальное, характеры героев раскрываются гораздо ярче. Кроме того, этот жанр, конечно, привлек и множество молодых зрителей.

- Знаете, мне тут вспоминается термин французского философа Гийома Фая «археофутуризм». То есть синтез древней мифологии и авангардной культурной формы. На мой взгляд, создатели «Бьярмии» как-то интуитивно к нему пришли – чем и обеспечили такой небывалый успех постановки.

- Этот синтез, безусловно, состоялся. Вообще, сегодня довольно часто можно наблюдать, как древние скандинавские мифологии становятся весьма популярными у молодежи, даже модными. Меня здесь только несколько смущает их некоторая поверхностность, большее внимание к внешней форме, чем к внутренней природе. А ведь в северных мифологиях магия и природа практически неразделимы – этот синтез лежит в основе и скандинавских, и финно-угорских, и славянских культур…

- Кстати, финский язык, на котором поставлена опера, кажется, совсем не стал помехой для ее восприятия русскоязычным слушателем. И все же – насколько я знаю, Ваша пьеса «Оставайся в Бьярмии» изначально была написана по-русски. Как возникла идея перевести либретто на финский?

- Спектаклем заинтересовались многие известные финские актеры – Пану Ранталайнен, Риина Уймонен, Марко Тиусанен и другие – и мы тем самым упростили их участие в постановке. А для зрителей у нас существует синхронный перевод. Но есть и одна символическая деталь – использованием финского языка мы хотели подчеркнуть культурную дистанцию эпох и заодно избавить искусство от «искусственности», которая неизбежно возникает, когда в исторических спектаклях актеры изъясняются на русском языке. Хотя в те времена само слово «Русь» означало не этнос, а лишь воинскую дружину…

- Однако новгородские купцы в опере получились все-таки несколько «лубочными». Когда режиссер хочет показать их культурную специфику, он «заставляет» их петь православные молитвы – хотя в 960-е годы, когда происходит действие пьесы, эта византийская религия еще не дошла до Новгорода…

- Я согласна с этим замечанием. Действительно, здесь сработали некоторые стереотипы… Но, к сожалению, нам очень мало известно о дохристианской культуре новгородцев. В отличие от финнов, у которых своя мифология сохранилась гораздо лучше, у восточных славян быстро возобладало официальное христианство. Хотя, если реконструировать дохристианские черты, то мы можем увидеть очень много общего у всех северных народов – и близкую этику, и волю к свободе и самоуправлению…

- Очень хотел бы надеяться, что у Вас появится желание продолжить это «археофутуристическое» творчество – к примеру, в рок-опере о Новгородской республике. Есть много известных литературных произведений об истории Великого Новгорода – но практически нет о самой этой республике, в которую веками входили обширные северные пространства – и где был тот же симбиоз скандинавских, финских и славянских народов. Быть может, этот миф также породит новую реальность?

- Да, это интересная тема, над ней можно подумать… Времена и народы на Севере как птицы – неизбежно возвращаются:

Как похожи вы,

Белые птицы

С самых разных земных берегов,

Здесь, во льдах, среди вечных снегов,

Что заставило вас приютиться?

Ни оттаять – короткое лето,

Ни согреться – остудят ветра.

Внемля зову рассвета,

Собираются чайки.

Пора.

В разных стаях отправятся снова

К берегам отдаленных морей.

Солнцем сдержанным,

Солнцем суровым

Напоследок их, Север,

Согрей.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Ориентация - Север
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
7.8.2022 Алексей Рафалович
Дефективный менеджмент. Судя по словам самого Мантурова, он довольно успешно общается с потусторонними силами и запросто может передать умершему ранее папе привет от старого студенческого друга?! Ну после этого не нужно удивляться, что человека, развалившего всё, что только можно в российской промышленности назначили на более высокую правительственную должность.

1.8.2022 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Колымагу тащат три тощие заморенные кобылы: безграмотность, ложь и замалчивание неугодных фактов. Первая кляча порождена ленью, две вторых – постоянным стремлением доказать мерзость ужасной дикой России по сравнению с гуманной и просвещённой Европой. Поскольку точно так же промывает мозги своим адептам прочие либерасты, познав творчество данной особи, можно составить представление и о прочих.

26.7.2022 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Сочинивший «цитату» Бжезинского неизвестный патриот взял за образец себя с бодуна, когда осознал, что на опохмелку не хватает, простонал «Гитлера на вас нет, жиды поганые!» и поплёлся занимать до получки у соседа Мойши. Ни один вменяемый политик не станет болтать, что идёт по стопам фюрера, даже если это и правда.

18.7.2022 Юрий Нерсесов
Дефективный менеджмент. В день отставки своего гендиректора «Роскосмос» включил русскую красавицу в экипаж американского корабля Crew Dragon, который создал ненавистный конкурент босса.

16.7.2022 Борис Костин
Деградация. Отказав нашей ветеранской организации в финансовой поддержке на создание и исполнение литературно-музыкального представления «Все на матч!», члены конкурсной комиссии, возглавляемой председателем Комитета по культуре Ф. Д. Болтиным, по сути плюнули в светлую память о Блокаде, а более оскорбили тех, кто своим творчеством доказал преданность советскому спорту.

13.7.2022 Алексей Рафалович
Кадровый голод. Ситуация с нынешнем назначением очень точно повторяет сюжет известной сказки про голого короля: всей стране очевидно, что за время нахождения Дениса Мантурова в должности руководителя ключевого промышленного министерства ущерб, нанесённый промышленности этим самым министерством огромен.

8.7.2022 Юрий Нерсесов
Политическое убийство. Премьер действительно клялся могилой отца поставить точку на Курильском вопросе и не ответил за свои слова. Что с точки зрения его друзей из того же «Моритомо гакуэн» могло стать совсем уже вопиющим оскорблением всех традиций. Которое можно смыть только кровью.

4.7.2022 Эдуард Диа Диникин
Вашингтонский обком. К «цивилизованным индейцам» США относят украинцев. Тех, кто готов умирать ради «кружевных трусиков и ЕС». Возможно, еще и за стеклянные бусы в виде медалей Конгресса. Эти пять цивилизованных племен – в данном случае это пять областей Украины: Волынская, Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская, Черновицкая.

1.7.2022 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. В США проекты по развалу России не скрывают. Однако реальные документы почему-то михалковых, соловьёвых и шныряющих вокруг них кныриков не интересуют. Куда интереснее передирать шутки из «Панорамы», а потом плакаться, что это поганая молодёжь не верит родному агитпропу.

29.6.2022 Юрий Нерсесов
Война и мир. Боевые действия на развалинах Украинской ССР тянутся уже пятый месяц и российское командование, включая президента, справедливо критикуют за медлительность. Неужели Ленин, Сталин и Гитлер воевали настолько лучше, чем Путин? Или у нашего президента есть существенная причина не торопиться? Подумав, я предположил, что это может быть за причина.