ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Вторник, 3 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2023-12-05
Вячеслав Всеволожский
Выиграть за Россию. Часть третья
«Мы погибли бы, если б не погибали»
После публикации на АПН Северо-Запад первой и второй части «Выиграть за Россию» об организации масштабной диверсионной операции на морских коммуникациях стран НАТО, поступили отклики авторов, материалы которых были использованы при написании данной работы. Поэтому вначале хотелось бы выразить признательность Максиму Калашникову и Андрею Митрофанову (ATACMS прилетели) за участие в дискуссии. Нынешнее время таково, что оно порой идет быстрее любых самых смелых прогнозов. Пока мы только рассуждали о возможности/невозможности осуществления подобной операции, хуситы 19 ноября сего года просто сделали это, взяв на абордаж израильский транспортник водоизмещением 48700 тонн. Если в далеком Йемене читают "АПН Северо-Запад", то могу поздравить хуситских товарищей с блестящей победой и выразить искреннее восхищение их решимостью на самые смелые и оригинальные предприятия. Комментируя две предыдущие части, уважаемые авторы высказали ряд замечаний, с обоснованностью которых трудно не согласится. Суть их можно свести к фатальной проблеме ВС России - отсутствию необходимой космической инфраструктуры разведки, управления и связи. Нет разведки — нет выявленных целей, нет связи и управления — на них не навести морские дроны. Кроме того отмечается, что слепленные «на коленке» дроны, вряд ли будут обладать ТТХ сопоставимыми с новейшими разработками наших противников. Прежде всего это скажется на их автономности и как следствии - радиусе действия. Что тут возразишь – сюжет не то, что реалистичный, а откровенно знакомый – прямо из нынешней компании. Именно по такому сценарию развивается история с освоением воздушных дронов Российской армией и, к примеру, переделанные под военные нужды в полевых условиях гражданские дроны, это и по сей день фронтовая действительность наших вооруженных сил. Принимая возражения коллег, всё же подчеркну – эти возражения никак не отменяют возможности осуществления предлагаемой операции. Да – морские дроны придется лепить на коленке, да – не получится на первых порах сопровождать их тысячи и сотни километров до цели. Следствием этого будет вынужденное сокращение дистанции от кораблей-носителей до атакуемых целей и неизбежный рост риска для экипажей таких кораблей. Однако, насколько велик этот риск? Иными словами, насколько противник готов к отражению такого удара в своем нынешнем состоянии? Тут я не открою читателям «тайн» в духе господина Прокопенко с РЕН ТВ. Задача аналитического материала не в том, чтобы потчевать своего адресата псевдосенсациями, а в том, чтобы в череде общеизвестных фактов найти зерно истины. Первый такой факт уже изложен в начале статьи. Если взглянуть на место, где хуситы захватили «Лидера галактики», это Красное море в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Один из самых оживленных пунктов мирового судоходства. Причем хуситы уже не в первый раз предпринимают тут свои вылазки против американского и саудовского флотов. 18 октября они обстреляли здесь же ракетами американский эсминец. До этого они успешно топили тут военные корабли саудитов и ОАЭ. Казалось бы, уровень настороженности и боевой готовности ВМС НАТО хотя бы в таком весьма ограниченном районе должен быть максимальным. Но, всё по Виктору Степановичу: «Никогда не было и вот опять!» И пока операция хуситов только набирает обороты, причем они не стесняются атаковать корабли ВМС США. Факт номер два – действия т.н. «национальных волонтеров добровольной береговой охраны Сомали», а попросту сомалийский пиратов. Любой в интернете может найти фото этих чумазых парней и их «грозного флота» из деревянных моторных лодок и рыболовецких шхун. Дроны, спутниковая разведка и навигация, говорите? Большинство из них не умеют даже читать. Самое тяжелое оружие в арсенале - РПГ-7 образца 1961 г. Тем не менее, они стали настоящим кошмаром мирового судоходства, окучивая акваторию того же Баб-эль-Мандебского пролива только с противоположной от хуситов стороны. В иные годы, как например в 2008-м, они брали на абордаж до 49 крупнотоннажных кораблей. Дело дошло до того, что доходы от пиратства стали едва ли не важнейшей статьей национального дохода Сомали. А что же НАТО? Альянс провел против пиратов аж 3 военные операции (плюс еще одна была проведена европейцами по эгидой ЕС без участия американцев) и всего лишь за 9 лет с 2008 по 2017 гг. решил-таки эту проблему. Однако не стоит спешить с издевательскими комментариями по этому поводу, так же как не следует впадать в уныние от не слишком успешных действий нашего ВМФ на Черном море. Борьба с парамилитарными формированиями, практикующими партизанские методы борьбы, это действительно большая проблема для современных армий и флотов. И недавние события в Израиле наглядное тому подтверждение. Тем, кто верит во всесилие средств спутниковой и радиолокационной разведки, следовало бы ознакомится с принципами их работы и методами маскировки от них (Морская война для начинающих). Дабы не грузить читателей специфичной военной проблематикой дам основной вывод из этой работы, сформулированный американцами на их собственном опыте: «Главный вопрос: как спрятать ударную группу в море? Ответ (в очень общих терминах) таков: не говорить оппоненту, где ты находишься. И этот ответ вовсе не так нелеп, как кажется… Как и прежде, одна из основных проблем с поиском цели – это разобраться, какой именно из замеченных вами надводных контактов является вашей целью. Большая часть пассивных способов предполагает использование для этой цели работы радаров и систем связи цели, но они опираются на то предположение, что сама цель что-то да излучает. Не излучайте ничего, и единственным способом вас идентифицировать для противника будет сблизиться на дистанцию визуального обнаружения». Итак, проблема современных военных флотов в том, что вся их тактика и вооружение рассчитаны на борьбу с себе подобными. Там же где воюют партизаны (в морской терминологии – каперы) такие методы войны становятся зачастую бессмысленными. Современные каперы не сканируют океан в поисках целей для наведения баллистических ракет из-за элементарного отсутствия оных. Они пользуются гражданскими переоборудованными кораблями и общедоступными навигационными системами, которые информируют пользователя не только о мелях и рифах, но и о маршрутах и времени движения других кораблей. Поди разберись кто тут честный коммерсант, а кто «охотник за удачей»? Не отсюда ли хуситы так оперативно смогли выследить «Лидера галактики», причем из всего богатства выбора сотен крупнотоннажных кораблей, следующих через Баб-эль-Мандебский пролив, сумели выделить именно тот, который принадлежит израильскому собственнику? В таких условиях, как справедливо отметил в цитированном выше отрывке Энди Пико, от флотов НАТО потребуется много ручной работы «на дистанции визуального обнаружения», к которой эти флоты в количественном и качественном отношении совершенно не готовы. Наконец, факт номер три – в части оценки влияния на мировую экономику логистических кризисов на важнейших морских коммуникациях. 23 марта 2021 г. контейнеровоз «Эвер Гивен» водоизмещением 219 тыс. т. сел на мель в Суэцком канале, при этом течением его развернуло поперек канала, из-за чего движение по Суэцу стало невозможным. Не было никакой паники. Весь мир понимал, что происшедшее – не более, чем случайность, и её последствия будут устранены в минимально возможные сроки. В итоге через 6 дней Суэц был разблокирован. И тем не менее в течение этих дней стоимость морских перевозок нефти выросла в два раз, мировая стоимость нефти поднялась на 5%, а ежедневный прямой убыток от простоя кораблей и грузов составлял 9,6 млрд. долл. В этой связи нетрудно представить, какое впечатление на мировые экономические центры Западного мира окажет серия скоординированных диверсий скажем в Суэцком и Панамском каналах, а также Гибралтарском проливе, в сочетании с массовыми нападениями на сверхкрупные транспорты на трансатлантическом маршруте. Движение там и без того подобно МКАДу в час пик. Один только Роттердамский порт в сутки обрабатывает более 80 крупнотоннажных морских кораблей. Незапланированные изменения маршрутов тысяч кораблей, а то и вовсе отказ от транспортировки грузов приведут к глобальному хаосу в мировой торговле. И это то, что Россия должна была сделать еще в мае текущего года, в ответ на БПЛА-атаки на Кремль. Собственно, на этом можно и закончить дискуссию насчет удара по морским коммуникациям НАТО. Дальнейшее – за практической реализацией.Но в завершении не могу не сказать несколько слов о теме, затронутой Максимом Калашниковым в его ответе на предыдущие статьи: «И нам еще предстоят самые жестокие испытания. За коими – либо новый взлет и Объединенная Русь. Либо – бесславный конец.» Подспудно вызревающий политический кризис в сочетании с тотальной зачисткой оппозиции, натужным победобесием в СМИ и творящимся на фронте маразмом создает то тягостное ощущение действительности, о котором пишет Максим. Война до предела обострила главный внутренний конфликт российского общества: между основной его частью, представленной русской нацией, и правящей верхушкой России, представленной диаспорными кланами. Взаимоисключающий характер интересов двух этих групп станет смысловым содержанием будущих событий. И как бы ни было беспросветно наше сегодня, не стоит забывать, что обязанность национально-ориентированной и политически активной части общества - предлагать пути выхода из создавшегося положения, побуждая к действию. Наличие в обществе убеждения что «выход есть» - важнейший мотив продолжать борьбу и победить в ней. Кроме того, в критической ситуации побеждает тот, кто заранее знает, как он будет действовать. Для этого нужны готовые алгоритмы действий по преодолению кризиса, нестандартные идеи, проверенные на уровне интеллектуального эксперимента и сформулированные заблаговременно. Полагаю, в этом и заключается смысл подготовки подобных материалов и их публичного обсуждения. Вячеслав Всеволожский |
|