2024-04-01
Юрий Нерсесов
Осквернители праха Пригожина
Создатели фильма про войну в Донбассе исковеркали роман редактора «Завтра» и справили нужду на могилу хозяина ЧВК «Вагнер», но испугались показывать американских наёмников на Украине
Александр Андреевич Проханов не имеет отношения к провалу фильма «Позывной «Пассажир», официально снятого по его роману «Убийство городов» (бюджет - 351,7 млн. рублей, сборы за первую неделю – 76,25 млн., за вторую – 31,87 млн.). Потому что команда режиссёра и сценариста Ильи Казанкова одну сюжетную линию книги выбросила, а вторую вывернула наизнанку.
Выброшена история старого писателя Кольчугина, в котором легко узнать нынешнего Проханова. Вся его жизнь «уместилась в книгах с описанием войн, переворотов и революций». Кольчугин из последних сил пытается достучаться до президента, зовя его прийти на помощь Донбассу, однако постоянно сталкивается с равнодушием и предательством. Отчаявшись, больной старик собирается ехать на фронт сам, но умирает.
Исковеркан путь молодого литератора Рябинина, сходного с молодым военкором Прохановым, строчившим очерки с поля боя в Никарагуа и Афганистане. Рябинин задуман Кольчугиным как литературный герой, едущий в Донбасс, чтобы «там, на войне, найти своих героев, написать заветную книгу». Сочинить историю Рябинина Кольчугин не успевает, и тот словно воплощается в реальность из его предсмертных грёз. Проходит через кровь и плен, чудом избегает смерти, а, возвращаясь на фронт, видит наши танки, идущие через границу.
Снять такое близко к тексту трудно, а вывести на экраны действующего президента и его свиту боязно, и потому оставлен только Рябинин. Которому на Донбасс изначально плевать, а едет туда, чтобы найти пропавшего брата. На фронте он чем-то проникается и переживает большинство приключений прохановского персонажа, но в такое преображение не веришь. Жизни в лице актёра Антона Шагина не больше, чем в каменном идоле с острова Пасхи. Разве что когда стреляет, зажмуривает глаза и орёт.
Сами бои поставлены неплохо, хотя техники и совсем немного (на что пошли без малого 4 млн. долларов?) Зато бойцы абсолютно невыразительны. Если у Проханова чеченский, осетинский, сербский и каталонский добровольцы отыгрывают свои национальности (брат погиб не у Рябинина, а у чеченца Адам, который приехал мстить) и запоминаются, то здесь и Адам с сербом и два азиата просто массовка. Потому и кажутся впихнутыми ради толерантности – только негров с геями не хватает.
Хорошо смотрится лишь комбат по кличке «Курок» в исполнении колоритного Виталия Кищенко, но и его ухитрились обкорнать. В книге командир, хотя и кончал военное училище в Украинской ССР, затем служил в российской армии и прошёл обе Чеченские войны. Потому когда его бывший однокурсник по ту сторону фронта спрашивает: «Мало тебе было Чечни? Весь Кавказ перетряхнули, кровью залили. Теперь на Донбасс пришли». На экране дважды ветеран Чечни – пропавший брат Рябинина, и с чего украинский военный обзывает «Курка» москалём понять невозможно. Впрочем, и его собственные заверения, о том, что за Украину всё НАТО теряются: ни единого свидетельства западного вмешательства в кадре нет. Хотя у Проханова американские наёмники как раз присутствуют, у Казанкова они исчезают – боится лишиться приглашений на зарубежные фестивалей что ли?
Неудивительно, что война выглядит идеологически невнятной, и ради чего она ведётся в основном так и остаётся за кадром. Татуха в виде свастики на одном украинском трупе не убеждает, а бомбы, жгущие дома деревни, где остановился отряд «Курка», не кажутся военным преступлением. Наоборот, выходит, виноват сам комбат, разместив солдат среди гражданских и, по сути, ими прикрываясь.
Приходится срочно убивать трогательного пацанёнка, который выходит на украинский танк с красным знаменем, но и это не работает. Потому что дитё постоянно разгуливает со спёртыми из кабинета литературы портретами – так весь фильм и ходит с Пушкиным на груди и Гоголем на спине, утверждая, что это бронежилет. Хотя на вид не 3-4 года, а 10-11. Столь нарочитое слабоумие отбивает сочувствие напрочь, и поневоле понимаешь: тобой манипулируют, причём очень топорно.
Ситуацию могли бы спасти прекрасные советские актёры Владимир Стеклов и Александр Михайлов, но не выходит и у них. Первый едва мелькает, а второй в роли отца главгероя смотрится ещё глупее пацанчика с портретами – в первых кадрах орёт на сына, что из-за таких, как он, всё развалилось! Хотя тот на момент краха СССР явно был ещё школьником, тогда как папаша - вполне зрелым мужиком и по замечанию отпрыска на солидной должности. Бредовость предъявы никак не обыгрывается, и авторы явно настаивают: отец прав!
Мелкие глупости картины завершаются изрядной гадостью. На стороне наших воюет боец Жила – у Проханова просто уголовник, мародёр и насильник, а в фильме ещё и предатель. Кончают его и в книге и на экране, но Жила в исполнении Сергея Горобченко к тому же выглядит чрезвычайно узнаваемо. Бритая голова, грим и нарочито-характерные интонации сделали из зятя скандального телеведущего-иноагента Александра Невзорова, нечто очень похожее на покойного хозяина ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Я сильно не поклонник Пригожина, писал при жизни про него всякое, да и он на меня в прокуратуру заяву строчил. Только когда наблюдаешь посмертный кукиш от организмов, которые, пока «Повар Путина» был в силе и фаворе, даже пикнуть против него не смели, кажется, что прямо перед тобой гадят на могилу.
Юрий Нерсесов