ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Четверг, 21 ноября 2024 | » Расширенный поиск |
2024-10-15
Алексей Орлов
Небо против нас
К сожалению, на войне почти прошли добрые старые времена, когда при походе в сральник тебя могли тихо зарезать специально обученные люди. Теперь вероятность того, что сверху какая-нибудь "птица" уронит тебе под сракататуху что-то тяжёлое и громкое, намного выше, и ты перед смертью с тоской будешь наблюдать отлетающие вдаль свои бейтсы. Так ещё и "специально обученных" сверху так же хорошо видно, как и простых смертных. Поэтому попробую обобщить свежий опыт взаимодействия с "малой авиацией" противника. Данная статья рассчитана на обычного бойца, далёкого от понимания того, как вся эта хрень летает, но стремящегося выжить. "Мавикоподобные" Ещё в прошлом году связка «птица» - арта у хохлов работала очень хорошо. Если тебя увидели, считай, сейчас будет дискотека, с участием "рупь двадцать" (120мм миномёт) или других «инструментов», какие были у них под рукой. Но в связи с насыщением наших частей теми же «мавиками» ситуация поменялась. При контроле с воздуха палить позиции миномётов стало опасно. Поэтому тактика противника изменилась, пошла больше ставка на «сбросы». Грузоподъёмность большинства коммерческих птиц не велика. В среднем 1-2 ВОГа или граната. При нагрузке соответственно уменьшается дальность полёта. Но в целом этого достаточно, чтоб наделать вам дополнительных нафиг не нужных дырок в организме. С другой стороны, проблему бомбометания никто не отменял - чем ниже, тем выше точность, но действенность огня с земли тоже выше. Поэтому оператору всегда приходится идти на компромисс. К тому же если кто-то думает, что с воздуха легко попасть даже в стационарную цель, он ошибается. Всегда слушайте небо. Визуально тоже контрольте. Слух и зрение - ваши лучшие друзья. Гружёную птицу всегда слышно лучше из-за лишней нагрузки на двигатели. Не кучкуйтесь. Оператор в большинстве случаев выберет групповую цель. Не залегайте. Осколки ВОГа мелкие и идут по низу. Стоя, может, и «отделаетесь» ранениями ног. Лёжа – получите в голову. Двигайтесь. В движущуюся цель попасть всегда труднее. Не упускайте «птичку» из вида. Сможете заметить, когда она «серанёт», и дать по тапкам. Если вас точно увидели, лучше уже не тихариться в кустах, а всё равно перемещаться. Думая, что вы спрятались, вы будете статичной целью. Мечтой любого оператора. Если после сброса вы 300, вот тогда пытайтесь укрыться в ближайшей посадке. Когда «птица» улетит, обязательно меняйте место. Она вернётся добивать. Если птичек две, одна вас пасёт, другая мотается за БК, вы труп. И да, не забывайте отгонять их из автомата. Постепенно происходит насыщение воюющих частей дрон-детекторами. Вещь однозначно в хозяйстве полезная. Вот только их пока не очень много. Поэтому тоже сформулирую несколько простых правил по работе с ними. Детектор должен быть всегда включен. Не слушайте придурков, которым он будет мешать, которые вам будут «втирать», что кругом наши птицы создают его срабатывание, что ходить с ним срать не гигенично, что он денег стоит и т.д. и т.п. Кучковаться вокруг него не надо, но находиться на расстоянии слышимости его сигнала желательно. Договоритесь, чтобы тот, у кого детектор, голосом предупреждал об идентификации угрозы (фпв-мавик). Имейте хоть какие-то представления о частотах, на которых работают вражеские БПЛА. Если у вас есть ружьё-«подавитель» и детектор, вы почти король неба (нет конечно). Не думайте, что дрон-детектор - панацея. Постоянно появляется -что-то новое. Хохелы и их хозяева большие выдумщики, поэтому всегда слушайте и отслеживайте небо.
Никогда не забывайте, что «птица» вас видит с намного большего расстояния, чем срабатывает детектор. Помните, что пока не доказано обратное - любой дрон вражеский! Ховайтесь! Всегда учитывайте, что обычную арту и миномёты никто не отменял, и БПЛА спокойно может их навести. Это особенно актуально с наличием у противника большого количества кассетных боеприпасов. Двигайтесь всегда по тени от укрытия к укрытию. Простейшая маскировка тоже не помешает. Голову без кепки с воздуха видно чуть хуже, чем каску без чехла, которая, особенно в солнечный день блестит как медный пятак. Враг всё реже использует артиллерию в ночное время, из-за демаскирующих признаков, но днём «отхватить» можно по полной. Ночь во все времена была подругой солдата. Сейчас это самое опасное время суток. С распространением всяких ночников и теплаков на БПЛА прятаться стало очень трудно. В теплак ночью вас видно лучше чем днём. Проблема усугубляется тем, что у вас теплака, скорее всего, нет. Теплозащитные покрывала и пончо проблему не решают. Если птица висит и знает, где вы пойдёте, она вас срисует. А на войне мы обычно ходим по проторенным тропам. Ибо опасность мин и другой разбросанной по земле и в земле муйни никто не отменял. Сверху, надев защитное пончо, вы выглядите как тёмное пятно. Не так заметно, конечно, как без него, но на фоне местности всё равно что-то не естественное. Видимо, их надо делать по принципу камуфляжа, прорезая дырки неправильной формы для выхода через них тепла. Потому как на местности нет кусков, на которых хоть чего-нибудь в теплак не светилось. Теплозащитные покрывала хороши для маскировки после стрельбы ночью нашей «малой» артиллерии: АГСов, «Сапогов», «Утёсов» и т.д.. Как показывает практика, сразу после их работы противник подымает птиц для поиска по разогретым стволам, которые в тепляк видны отлично. Не слушайте «опытных», которые расскажут вам, что в теплак свет от фонарика не виден. Да, он действительно не виден, но сейчас практически на всех ночных мавикоподобных есть возможность одновременно включить и дневную камеру, а вот в неё свет будет виден прекрасно. На экране у оператора в тёмное время суток это выглядит так - половина экрана показывает теплак, вторая половина показывает «чёрный квадрат» дневной камеры. Если птичник увидит свет, он просто подлетит ближе и вас найдёт. Со всеми вытекающими... Ну а если на птице есть ночник, то вы со своим фонарём будете светиться как солнышко на небосводе. ФПВ Проклятые китайцы и удешевление электроники устроили из войны полный бред. Для бойца в целом ничего не поменялось - его всё ещё пытаются убить. Но опасностей на войне стало ещё больше (а их и так хватало, в первую очередь из-за повышения точности средств доставки до цели. ФПВ на фронте появились достаточно недавно. Но уже претендуют на место королей неба из-за своей скорости, полезной нагрузки, дальности и относительной дешевизны. Средства РЭБ, способные подавить каналы управления и видеосигнал, к сожалению, дороги и как любое защитное вооружение всегда будут отставать. Поэтому если хочется жить, о защите от этого дерьма придётся думать самим. Чем тяжелее нагружен дрон, тем соответственно у него уменьшается дальность действия. Поэтому условно «камикадзе» можно разделить на три группы (по снаряжению). Тяжёлые, средние и лёгкие. Иметь ввиду будем стандартные «камики» 7-9 дюймов. Имеющие скорость до 120 км\ч. Бывают конечно и больше, но там сразу существенно увеличивается стоимость и вероятность поражения огнём с земли. Вот тут помогают различные натянутые сетки: от рабицы до рыболовных. Не прямые входы в блиндажи, и конечно же массивные земляные работы. Среднегружёные фпв обычно используются противником для охоты за нашими транспортными средствами в пределах 5 км от ЛБС. На нашем участке стандартное их снаряжение состояло из тубуса, скрученного из картона, набитого пластидом(грам 700-800), и вставленной в него самодельной медной кумулятивной воронкой. Соответственно электродетонатор и замыкатель из проволоки, типа «чебурашьи уши». Примитивно, но действенно, в тротиловом эквиваленте это больше кило взрывчатки. Если оператор не нашёл машину, а батарея кончается, то он обычно атакует известные ему цели, те же блиндажи. Может «упасть» и на одинокого бойца. Иногда «камикадзе» слышно ещё до того как срабатывает детектор дронов. Они шумные. В среднем его слышно с 200-400 метров (в зависимости от погоды, рельефа и высоты полёта). Поэтому всегда слушайте небо. Услышали - сразу шифруйтесь. Лучше в кусты. Из-за открытых лопастей камик в них не может глубоко проникнуть, ветки мешают. Нет кустов – придётся вступить в бой, возможно, в последний. Если передвигаетесь на транспорте в зоне боевых действий, кто-то всегда должен «пасти» небо. Лучше не один. Ещё лучше смотреть по секторам. Дело не в том, что вы из своего военного ружья сможете сбить ФПВ (но, может, и повезёт). Вы дадите знать водиле, что вас атакуют. Дальше в основном его работа. Оператору попасть в движущуюся машину достаточно сложно, поэтому они предпочитают заходить на цель сзади. Если вовремя заметили камик, то водила сможет попробовать уйти на скорости. Заодно бросая машину то влево, то вправо. Если атака спереди, то тут всё зависит от него. Если машина оснащена РЭБ, шансы повышаются. Но тут тоже главное - скорость! Когда ФПВ подлетает к машине, у него отрубает канал управления, он просто достаточно хаотично валится на землю и обычно подрывается. Но если противник видит антенны и блоки РЭБ, и достаточно опытный, он также включит «спортивный режим» (это называется failsafe). Его можно включать тумблером или он сам включается при потере сигнала управления. Движение не обязательно может быть прямолинейным. Если неправильно настроить фейлсейф или, например, отклонить стики прямо перед отвалом управления, то траектория может быть совершенно непредсказуемой) и будет неуправляемой птицей пытаться в вас попасть. Птица полетит туда, куда он заранее прицелился. Вот тут главное скорость и не прямолинейное движение. Вообще, что бы не происходило, нельзя останавливаться и сбрасывать скорость. «В медленную цель на «спортивном режиме» попасть проще, плюс на малой скорости у вас ограничена возможность манёвра. И никогда не забывайте, что ФПВ бывают не только в режиме смертников, а вполне могут и сбросить на вас какую-нибудь «шляпу» кило на 3-4 весом. Видеосигнал с камикадзе, пока они работают на стандартных частотах, можно перехватить с помощью ФПВ монитора (цена на Али или Озоне порядка пяти рубасов) или «приставки» к смартфону SKYDROID. Это даст вам возможность определять, есть ли рядом камики и куда они летят. Главное на экране монитора в последний момент не увидеть своё задумчивое лицо, склонившиеся над ним. Ну и вообще вид сверху, даже своих позиций, всегда полезен. Тактика фпвишников врага По наблюдениям с перехватов видеосигнала противник доходит до нашего РЭБ и тупо прёт по прямой. До тех пор, пока изображение опять не появится. Возможно, при этом включает «спорт режим». На третьей линии РЭБа, что у нас, что у врага практически нет. За исключением, пожалуй, прикрытия важных объектов и частично дорог. Поэтому дальше птицы чувствуют себя вполне комфортно. После чего начинается поиск цели. Если ФПВ попадает в РЭБ, операторы при следующих полётах пытаются этот район обойти. Одновременно пытаясь понять, откуда он работает. Часто чтобы не расходовать батарею, противник сажает ФПВ у дороги и ждёт транспорт. Если вы слышите, что «птица» пролетела рядом а потом неожиданно, без взрыва затихла, значит, она где-то недалеко села. Сообщайте об этом по рации. Возможно, кого-то спасёте. При массовых атаках хохлы часто у дорог высаживают дрон-наблюдатель. Он может быть и без боевой части, но с большими аккумуляторами. Обычно это перекрёстки дорог. При обнаружение транспорта или другой достойной цели подымаются ударные камики. К сожалению, такая тактика, особенно ночью, приносит свои плоды. Вообще у большинства камикадзе, как у вещи одноразовой, достаточно плохие ночные камеры. Поэтому за отдельными бойцами ночью охотиться не принято. На фоне лесополки вас будет не очень хорошо видно, но судьбу искушать не стоит. Прячьтесь! Если в воздухе постоянно летает один ФПВ, то и оператор скорее всего, тоже один. Поэтому учитывайте, что после атаки у вас будет 3-7 минут до второго удара на добивание. Ещё раз - что бы не происходило, но, если машина на ходу, не останавливайтесь!!! После неудачной атаки у вас есть время уехать. Даже на пробитых колёсах, даже с другими повреждениями! В последнее время хохелы применяют такой приём - на ФПВ находится два заряда. Основной и вспомогательный (малый). Вспомогательный сбрасывается на машину в попытке пробить колёса, радиатор или просто напугать водителя. По остановившейся машине птица отрабатывает как обычный камикадзе. Поэтому останавливаться ни в коем случае нельзя! Самые опасные места - там, где машина сбрасывает скорость: ямы, завалы, повороты, мосты, битая техника на дороге и т.д. Противник их знает и «пасётся» возле них. На этих местах необходима предельная бдительность и готовность. Недавно появился ещё один интересный приём - приведение роя дронов в район атаки. До пяти штук. Пока один оператор ищет и атакует цель, второй пасёт эту толпу, работающую, видимо, в полуавтоматическом режиме по заданной программе. Как они это делают надо спросить у фпвишников (я в этом не силён). После атаки оператор берёт на себя управление следующим дроном и атакует следующую цель. И так пока БК из ФПВ не закончится. Минирование дорог теми же «лепестками» для остановки машин тоже никто не отменял. Вообще же этот достаточно новый вид вооружения находится ещё только в поиске и отработке приёмов его применения. Креатив тут может быть любой. Правил нет, одно творчество. Так что не расслабляйте булки и будьте готовы ко всему. Если всё же влетели под «раздачу»: Убирайтесь с дороги! Утаскивайте раненых! Помощь оказывать только в укрытии, тех же кустах. Добивать прилетят обязательно! Уходите от машины как можно дальше. Не сбивайтесь в кучу! Если примерно представляете, откуда будет следующая атака, пошли в ту сторону бойцов для прикрытия, пока возитесь с ранеными. Всегда учитывайте, что прилететь может не только ФПВ, но и «птичниники» хохлов могут «сбросить» координаты миномёту и др. Хотя надо отметить плохую координацию фпвишников хохлорасов с той же артиллерией и миномётами. Такое ощущение, что работают они автономно. Ну и к лучшему, иначе потерь бы у нас было в разы больше. Стоит также помнить, что ФПВ могут работать в качестве наблюдателя, а значит попадаться ему «на глаза» тоже не стоит, если не хотите проблем с артиллерией и её младшими братьями. Экзотика Лёгкие (дальние) фпв Законы физики гласят: чем дальше лететь - тем больше энергии необходимо. Поэтому заряд у камиков, летящих глубоко в тыл, будет небольшим, остальная нагрузка уйдёт на дополнительные аккумуляторы. Поэтому бывали случаи, что при попадании в водительскую дверь трёхсотилась только машина. Вообще же одиноко бредущий по своим делам боец им в целом не интересен. Не для того он в такую даль летел. Обычно они ищут транспорт. Но если банки заканчиваются, а ничего посолидней не найдено, то и вами он не побрезгует. Поэтому совет тот же - надо прятаться. Крылья Не слушайте «опытных», которые расскажут вам, что крыльев бояться не надо, ибо они ведут только запись с камер. Когда-то так и было. Сейчас практически все крылья ведут трансляцию в реальном времени. Поэтому навести на вас арту или прислать «птицу» со сбросом они вполне могут. Во всяком случае не раз наблюдал как наши «боги войны» работали даже по одиночным хохлам, корректируясь через крыло. Но обычно они всё же ищут артиллерию и технику. К тому же они тоже очень громкие и при подлёте есть время спрятаться. Хохляцкие крылья не очень высотные, поэтому их достаточно хорошо слышно и видно. Хотя и не удивлюсь, если хозяева поставляют уже этим псам что-то и более высоко летающее. Сикутанаки Этот тип ФПВ, собранный на коленке где-то в подвалах, на вид совершенно неказистый. Ибо делают его натурально из говна и палок. Но не менее опасный. Обычно это планер самолётного типа, сделанный из подручных материалов: фанеры, пенопласта, оргстекла, оргалита и др. «добра» которое можно найти на ближайшей помойке. Обычно они электрические, но бывают и с бензиновыми двигателями. Вместо бака тогда используется «полторашка» или «пятишка» из под воды. Качество сборки ужасное. Вместо винтов используются закрутки, и в целом всё подчинено одной цели - взлететь и врезаться. Что для одноразового изделия вполне нормально. В остальном же это обычный ФПВ, имеющий камеру, аккумуляторы и сервоприводы, прикрученные прямо к обшивке. Зато заряд на такую каракатицу прицепить можно вполне серьёзный. Но эти «изделия» уступают в манёвренности, скорости, а главное превосходят в размерах уже ставшие классическими квадро ФПВ. Подозреваю, что управлять этой каракатицей тоже совсем не просто. От этого сбить их проще, и за отдельными бойцами они обычно не охотятся, ну если совсем уж вафельником не щёлкать. Слышно его на подлёте тоже хорошо (особенно с двигателями внутреннего сгорания). Так как используют их в основном против стационарных объектов, то очень часто используется зажигательная БЧ. Баба Яга Агрокоптеры, переделанные под сброс различных взрывоопасных девайсов, вплоть до 120-х и ТМ-ок - вещь страшенная, но в основном для позиций. Летают они обычно издалека, 10-20 километров от ЛБС, и глушить 120-й одинокого бойца считают не рациональным. Поэтому при передвижение пёхом достаточно безопасны. Но расслабляться тоже не стоит. К тому же из-за размеров, относительно небольшой скорости и очень громкого звука летают в основном ночью. Сброс обычно производят с высоты 50-80 метров. Причём обычно некоторое время прицеливаются зависая над местом атаки. Достаточно хорошо уязвимы от огня с земли из-за размеров и громкого звука (особенно в момент атаки). Главное - не бояться по ним стрелять, потому как ревёт эта хрень действительно мощно. Вообще агрокоптеры бывают сильно разные, начиная от квадро (четырёх винтовые) до плюс бесконечности полёта фантазии и законов физики. Соответственно грузоподъёмность у них тоже разная. От того, что операторы работают в отдалении от ЛБС, соответственно падает боевая нагрузка. В среднем у нас Баба Яга таскала одну 120-ю, с расстояния 15-18 км. Операторы не любят летать в лунные ночи. На фоне неба её становится видно. Поэтому в лунные ночи высота бомбометания выше, метров 80-100. Не любят загружать аппарат под завязку, это сказывается на скорости и дальности. Очень часто из-за грузоподъёмности с них производят минирование дорог и троп. Если вы слышали, как Яга крутилась где-то рядом, в том числе зависала, но взрывов не было, ждите сюрпризов и смотрите под ноги. Кого сможете предупредите, в том числе и по рации. Крайний совет Большая часть бойцов очень редко видят противника. Но снаряды, мины, ФПВ и сбросы прилетают им очень часто. От этого складывается ощущение, что «прессуют» только нас. К тому же постоянно висящие «птицы» и налёты «камикадзе» сильно сказываются на моральном состоянии, особенно поначалу. По этому поводу переживать вообще не стоит - для вас ни чего не изменилось - вы на войне, вас пытаются убить. А у противника ситуация ничуть не лучше, наши «птичники» занимаются тем же - сокращают поголовье хохлов. Война - игра командная, на своём месте вы важны, поэтому пользуйтесь достаточно простыми советами, которые я дал, и берегите себя. Победа будет за нами! А они просто сдохнут!!! Алексей Орлов |
|