2025-02-27
Юрий Нерсесов
Главная кинопобеда Красного флота
Вышедший на экраны в конце февраля 1940 года фильм «Моряки» - до сих пор единственная картина о разгроме вражеских эскадр в эпоху пара и брони
«Глубокий рейд», «Если завтра война…», «Родина зовёт», «Танкисты», «Эскадрилья №5»... Все эти фильмы о будущей войне, снятые во второй половине 1930-х, практически забыты и вполне заслуженно. И не только потому, что реальная победа оказалась далеко не столь лёгкой и быстрой, а началась с огромных потерь и отступления до Москвы. Просто даже для пропагандистских картин вышло уж очень примитивно – с картонными персонажами и хилыми неприятелями, побеждать которых никакого удовольствия.
Вообще-то показать сильного врага режиссёры тогда умели. Одни атаки ливонских рыцарей в «Александре Невском» и белогвардейцев в «Чапаеве» чего стоят! Но ни Сергея Эйзенштейна, ни братьев Васильевых к военной фантастике не подключили.
Зато одну из киноагиток взялся делать их менее именитый коллега Владимир Браун. Режиссёр был влюблён в море, после войны экранизировал знаменитого мариниста Константина Станюковича («В дальнем плавании», «Максимка» и «Матрос Чижик») и тут не ударил в грязь лицом. Вражеский флот в «Моряках», конечно, разгромили, но победа далась нелегко.
В первых столкновениях мы топим лёгкий крейсер и миноносец, но и сами теряем морской бомбардировщик и два торпедных катера. Военную хитрость советского адмирала – выставить как приманку передовой отряд и заманить врага под удар главных сил – неприятельский флотоводец разгадал, но счёл, что успеет утопить хитрецов до подхода подкреплений. И почти утопил, да нарвался на засаду подлодок. А там и основная эскадра подоспела – во главе с суперлинкором «Сталинская конституция».
Роль этого монстра сыграла модель, но прочие наши корабли – настоящие. Командование Черноморского флота выделило Одесской киностудии всё, что имело. Даже единственный линейный корабль «Парижская коммуна», переименованный на съёмках в «Кремль». Но одной стрельбой публику не привлечь, особенно дам, и Браун приготовил для них особый подарок. Капитана подлодки Беляева сыграл красавец Сергей Столяров, блеснувший в «Цирке» и «Руслане и Людмиле» (а потом в фильмах-сказках «Илья Муромец», «Кащей Бессмертный» и «Садко»). Не обделил режиссёр и мужчин. Пилоты бомбовоза, утопившего вражескую посудину, оказались барышнями, да ещё сексапильно затянутыми в чёрную кожу.
Ну и любовь конечно, куда же без неё? На Беляева положила глаз главная летунья – старший лейтенант Зорина (мать героев в «Балладе о солдате» и «Как закалялась сталь»). Командир торпедного катера флиртует с её вторым пилотом, и видно, что после победы две свадьбы не за горами.
«Моряки» интересны не только сами по себе, но и как иллюстрация перемен в советской идеологии. Отец Беляева, поздравляя сына с днём рождения – в годовщину разгрома русского флота японцами в Цусимском проливе – напоминает, что тот моряк в четвёртом поколении, начиная с прадеда павшего на Малаховом кургане. Потом друг семьи – колоритный дедушка, ветеран Цусимы – поёт песню с призывом к мести, и напоминает, что в 1919-ом мы несколько английских корыт таки утопили. Намёк очевиден: Советский Союз отныне наследник Российской империи, воспринимает её поражения как свои и всегда готов рассчитаться.
Такова была позиция Кремля, и в книге «Тайна двух океанов» секретная подлодка «Пионер» пускает на дно именно потомков самураев (в экранизации Столяров сыграл капитана «Пионера», а исполнительница роли Зориной Антонина Максимова корабельного врача). Да и сам Сталин в день капитуляции Японии сказал:
«Поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжёлые воспоминания. Оно легло на нашу страну чёрным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот, этот день наступил».
Связь Империи и Союза очевидна и на бытовом уровне. Если выключить звук и не слышать речей о партии и Сталине, понимаешь, что так могли праздновать и в семье адмирала царского флота. На уютной даче, за богатым столом – разве что без прислуги – с элитными развлечениями, вроде катаний на автомобилях и тенниса. Те, кто в любой момент могут умереть, должны хорошо жить, но, естественно, только если готовы к бою в любую секунду. Здесь именно так и происходит. Начало войны герои встречают с энтузиазмом, и сражаться – в качестве военкора – идёт даже цусимский дедушка.
Интересно, что исполнители главных ролей тоже решили соответствовать персонажам. Когда война грянула в реальности, оба, не сговариваясь, пошли на фронт добровольцами. Столярова, как особо ценную звезду не пустили, а Максимова служила радисткой.
«Моряки» - единственная в мире лента, где наши корабли эпохи пара и железа громят вражеский флот. После Великой Отечественной о больших победах на море картины снимали, но исключительно парусных кораблей Ушакова и Нахимова. Возможно потому, что в реальности и морской реванш за Цусиму не состоялся, и ни одного британского линкора мы на дно не отправили. Тем не менее, пофантазировать киношникам ничего не мешает, особенно при наличии компьютерной графики. Парочку авианосцев НАТО запросто можно утопить на экране, а там, глядишь, мечты и сбудутся.
Источник – «Литературная Россия»
Материал дан в авторской версии