АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 19 марта 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Плевок в русскую историю
2025-03-18 Борис Костин
Плевок в русскую историю

Позвольте напомнить почтеннейшей публике эпизод из незабвенного киношедевра Э. Рязанова «Берегись автомобиля», в котором режиссер народного театра в исполнении Е. Евстигнеева с апломбом искушенного театрального деятеля произносит блестящую фразу: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?»

Ответ из зала: «И замахнёмся!» Боевой клич, который для театральных псевдоноваторов стал руководством к действию, т.е. к беспардонному извращению всего созданного как доморощенными, так и зарубежными классиками. Именно потугами этих сеятелей невежества была изгнана со сцен российских драмтеатров русская Клио, богиня истории. И только оперные постановки, такие как «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Мазепа», «Война и мир» и другие, и по сей день свидетельствуют, что мы — обладатели истории дивной, пресыщенной драматическими коллизиями, дающими обильную пищу уму и сердцу.

Исторические сюжеты, которые использовали в своих гениальных творениях Бородин, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Серов, преисполнены великолепной музыкой на все времена.

В феврале 2025 года известный композитор-песенник Игорь Матвиенко «осчастливил» зрителей и слушателей этно-оперой «Князь Владимир», которую представил в Москве на сцене Кремлевского дворца и в Санкт-Петербурге в Ледовом дворце. Вот как об этом событии рассказал сам автор в интервью газете «Культура» от 27.02.2025: «Писать оперу после сочинения песен — это как лодочнику стать капитаном корабля».

Согласимся с Игорем Игоревичем. Правоту его слов подтверждает следующий факт. Андрей Петров, уникальный мелодист, чьи песни, романсы, музыка к кинофильмам вошли в бесценный фонд отечественной культуры, написал оперу «Петр Первый», премьера которой состоялась в 1975 году в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Быстрота, с которой опера исчезла из репертуара под напором критики и неприятия слушателями, поражает. Попытка возродить оперу к 350-летию со дня рождения первого русского императора обернулась провалом.

Не слишком блистал А. Петров и в симфонических формах. Однако у маэстро за плечами была Ленинградская консерватория с целой программой сочинительства. Таким багажом И. Матвиенко похвастать не может. Он обладатель всего лишь диплома хормейстера по окончанию музучилища, а замахнулся на оперу, да еще на какую — на «этно-оперу»! То есть сделал весомую заявку на эксклюзивный вариант музыкального представления, обращенного к истокам духовной культуры русичей X века.

Не совершу открытия, если скажу, что музыка наших пращуров дохристианского периода Руси до нас не дошла, а жаль. Однако, если обратиться к былинам, то перед нами невольно предстает певец и гусляр Боян с его речитативами и похвалами князю Владимиру. На днепровских берегах, без сомнения, звучали хоры на языческих праздниках. Но увы и ах! Среди действующих лиц этно-оперы по прихоти ее создателей мы не найдем легендарного певца и сказителя Бояна, чье имя в современном звучании произносилось бы как золотой голос Руси.

Я оставлю за пределами статьи оценку музыкальных номеров, сочиненных композитором в различных жанрах — от хип-хоп-речитатива до академического вокала и фольклорного хорового пения. Однако, имея богатый опыт работы с композиторами, авторами музыки к моим телевизионным фильмам, литературно-музыкальным представлениям, реально знаю, сколь велик труд довести сочиненную музыку от клавира до оркестровки, а затем сделать аранжировку. Поэтому у меня возникает серьезное сомнение в том, что с этой непростой работой г-н Матвиенко справился самостоятельно.

Как известно, театр начинается с вешалки, а опера — с либретто. В интервью газете «Культура» Игорь Матвиенко признался (цитирую): «Я даже либретто сочинял сам, придумывал арии, но сообразил, что моих знаний не хватает».

Напомню, что кроме народного прозвища «Владимир Красное Солнышко», Великий князь Киевский поименован Русской православной церковью святым и равноапостольным. Одним из основных условий этого являлось «Житие…» или «Представление святого князя Владимира Равноапостольного», а также «Похвальное слово Владимиру» (автор Иаков Мних). От этих источников настоящему русскому человеку, православному христианину, необходимо было, образно говоря, плясать, словно от печки, т. е. приступить к сочинению либретто, а еще лучше проконсультироваться со знатоком-богословом. Такой основательный подход уберег бы создателей этно-оперы от примитива и исторического нигилизма. Да где уж!

Призванный Игорем Матвиенко на помощь умелец «придумывать замечательные литературные сюжеты» (строки из интервью) — писатель Александр Мазин, как ранее говорили в узких кругах, «авторитет в последней инстанции», в полной мере проявил свою неуёмную фантазию, участвуя в создании либретто этно-оперы. Совместными усилиями Матвиенко и Мазин завели известный исторический сюжет в такие непролазные дебри, что, как говорится на Руси, «без пол-литра не разобраться». И все же попытаемся.

Действительно, согласно трудам выдающихся русских историков В. Н. Татищева, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, новгородский князь Владимир Святославич и его дядя и воспитатель Добрыня в 977 году бежали в Скандинавию, опасаясь расправы великого князя Киевского Ярополка, который приходился Владимиру сводным братом. Пребывание беглецов во владениях короля Эрика Сегерселя продлилось три года... В этом месте я вынужден сделать небольшую ремарку.

Я — русский офицер, православный христианин. За моими плечами более четверти века армейской службы, в ходе которой я сменил несколько городов и однажды на несколько лет оказался в древнем Полоцке. Причем жил в доме, который располагался у подножия легендарной Замковой горы.

Я, впитавший со школьной скамьи любовь к истории Отечества, шагал по узким улочкам Полоцка, словно перелистывая его удивительные страницы. Иногда мне явно слышался в ушах голос красавицы и гордячки княжны Рогнеды «Не хочу за робича!» Тем неудачником в сватовстве был никто иной, как Владимир.

Первая русская трагедия, в которой бушевали страсти не слабее шекспировских, настолько увлекла меня, что я шаг за шагом стал раскрывать недомолвки и исследовать исторические документы, прежде недоступные именитым историкам.

Дабы читатель осознал, сколь глубоки мои подходы в исследовании важного для сердца русского исторического сюжета, запечатленного в летописях, я отправляю его к сайту «Литрес», на котором размещена моя книга «Владимир и Рогнеда», антология литературных, документальных и художественных произведений, созданных Я. Княжниными, К. Рылеевым, Ф. Прокоповичем, А. Лосенко, Т. Шевченко и др. Среди этих творцов Прекрасного не затерялось и либретто оперы «Рогнеда», автор которого известный писатель Дмитрий Аверкиев, а музыку на этот сюжет написал композитор Александр Серов. Опера имела ошеломительный успех. Успехом также пользовался и радиоспектакль «Владимир и Рогнеда», прозвучавший на «Радио России» в 2010 году, в котором я выступаю в качестве драматурга, а музыку к нему написал замечательный русский композитор Владислав Панченко.

Прежде всего об имени главной героини, полоцкой княжны Рогнеды. В переводе с древнескандинавского ее имя звучит как Солнцеподобная. И она действительно своей неземной красотой оправдывала свое имя.

По прочтении либретто возникает закономерный вопрос: куда из исторической канвы оперы исчезло наиважнейшее действующее лицо — Добрыня, брат матери Владимира, его воспитатель и соучастник, в том числе и в крещении Руси? По извращенной мысли создателей либретто этно-оперы его место занял мифический Один, верховный бог свеев, по совместительству бог войны, в исполнении главного творца этой бредятины Игоря Матвиенко.

На самом деле события развивались так. Изваяние Одина в храме королевского града Бьёрке осталось на месте. А правитель свеев Эрик Сегерсель (Победоносный) со своим сыном Сигурдом во главе большого войска отправились в поход на Русь и в конечном итоге восстановили все права Владимира на великокняжеский престол в Киеве. Вот как об этом повествуют шведские хроники: «Владимир, конечно, был бы побежден, если бы не призвал на помощь Эрика Победоносного. Сей великий герой пошед со всеми своими воинскими силами, стяжая себе честь и славу оружием своим во всех Восточных землях и Вальдемаровых неприятелей наказал».

Ежегодно 25 июля Русская православная церковь поминает мученическую кончину варягов-христиан Феодора и его сына Иоанна, принесенных Владимиром в жертву после победоносного возвращения из похода в землю ятвягов (между Литвой и Польшей). Однако в этно-опере выступает один из этих страдальцев — Фёдор (в исполнении Н. Расторгуева). Чем не угодил либреттистам второй первомученик?

А теперь заглянем в анонс представления: «Опера призвана сохранить память о важнейшей исторической фигуре и его вкладе в формирование основ российской государственности... Музыка, написанная композитором и продюсером Игорем Матвиенко, затронет сердца зрителей и пробудит в них чувство патриотизма...»

Пусть это останется на совести писавших эти строки, у меня же этот пасквиль на русскую историю вызывает чувство брезгливости и порождает следующие суждения:

—  Авторы слабо представляют себе патриархальную дохристианскую жизнь Руси с родовым укладом, чистотой одеяний и верований. И вовсе не случайно, что костюмы многих героев этно-оперы больше похожи на эрзац-поделки с Черкизона.

—  Превращая княжеский пир в современную оргию, авторы до бесподобия извращают сакраментальную фразу Владимира «Питие на Руси есть веселие».

—  Чтение артистом-философом Священного писания в этом переплетении низменных чувств, интриг, исторических ляпов выглядит как издевка над Словом Божьим.

Какую же пользу принесет «юношам, обдумывающим житье» и благочестивым девицам, которые желают видеть в князе Владимире национального героя, сумевшего переступить через пороки прежних верований, этот, с позволения сказать, псевдоисторический бред, претендующий на общероссийскую известность? Я искренне сочувствую нашему Президенту В. В. Путину, глубоко обеспокоенному положением дел в культуре, но указы которого от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» на дух не переносятся чинушами. Во главу их деятельности поставлен безликий, одинакововсесильный «балл», который, как в ЕГЭ, сводит на нет любую попытку доказать творческую состоятельность и верность принципам, изложенным в президентских указах.

Я трижды прошел «порку» в ПФКИ (Президентском фонде культурных инициатив), где так называемые эксперты выставили мне непроходной балл, в том числе и за литературно-музыкальное представление «Владимир и Рогнеда», которое я и композитор Владислав Панченко намеревались показать к 25-летию Союзного государства на «Славянском базаре» в Витебске и в музее-заповеднике Херсонес Таврический в Севастополе.

Но вдруг в культурную жизнь Москвы и Петербурга врывается Игорь Матвиенко со своей этно-оперой «Князь Владимир», на которую Президентский фонд отвалил за три года ни много ни мало почти 200 миллионов рублей! Это потрясающее сценическое безобразие было высоко оценено экспертами, гранты были получены, а то, что результат — пшик, так это, как говорится, tastes differ.

И все-таки я решил поспорить с ПФКИ в Красносельском суде Санкт-Петербурга. Счетную палату Российской Федерации и Прокуратуру прошу провести проверку по фактам поверхностной экспертизы творческого проекта, представленного ООО «Продюсерский центр И. Матвиенко» на трех конкурсах (2022, 2023 и 2024 гг.), несоответствия его историческим реалиям и христианским духовно-нравственным ценностям, а также использование творческого проекта этно-оперы Игорем Матвиенко своего служебного положения, так как он является председателем Экспертного совета Президентского фонда культурных инициатив.

Борис Костин

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
18.3.2025 Борис Костин
Общество зрелищ. Вдруг в культурную жизнь Москвы и Петербурга врывается Игорь Матвиенко со своей этно-оперой «Князь Владимир», на которую Президентский фонд отвалил за три года ни много ни мало почти 200 миллионов рублей! Это потрясающее сценическое безобразие было высоко оценено экспертами, гранты были получены, а то, что результат — пшик, так это, как говорится, tastes differ.

17.3.2025 Юрий Нерсесов
Их нравы. Нежная любовь к соплеменникам Макфола прорывается у Маркова и сейчас. Уже в разгар украинского кризиса, после массовых поставок Киеву американского оружия и санкций, наложенных на Россию, он трогательно поздравлял заокеанских друзей с Днём независимости. Ну а блок НАТО воспевал ещё незадолго до наступления ВСУ в Курской области.

15.3.2025 Андрей Дмитриев
Политический портрет. «Будь ты проклят, Горбачёв!» – Cпел Михаил Елизаров, и, наверное, большинство наших соотечественников с такой оценкой согласны. Особенно глядя на ту же СВО, когда за последствия распада СССР приходится расплачиваться кровью поколениям русских людей, которые родились уже после 1991 года.

13.3.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Вячеслав Михайлович Молотов – он же Скрябин, 9 марта исполнилось 135 лет со дня его рождения, – одна из знаковых фигур отечественной истории. Но толком не поймешь, как его охарактеризовать – удачливый политик он или не очень.

12.3.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Сергей Семёнович как заправский идеолог цирковой жизни столицы порадовал население Москвы своим видением задач, стоящих перед страной в области мировой (а может быть даже и межгалактической) цирковой жизни столицы Российской Федерации. Как следует из блога градоначальника принято решение: «…построить здание Московского цирка в новой удобной локации в Мнёвниковской пойме на северо-западе Москвы».

27.2.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Моряки» - единственная в мире лента, где наши корабли эпохи пара и железа громят вражеский флот. После Великой Отечественной о больших победах на море картины снимали, но исключительно парусных кораблей Ушакова и Нахимова.

27.2.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Потренировавшись на бордюрах, Собянин решил замахнуться на более грандиозный проект под кодовым названием «ЦИРК». Постоянного «цирка» от московского мэра и так хватает в обычной жизни столицы, но тут вопрос не о повседневном «бытовом цирке», а о реконструкции Большого Московского цирка, то есть о строительном проекте с грандиозным бюджетом.

17.2.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Открытие сделал в прошлом депутат ГосДумы Дмитрий Рогозин – объявил, что Ленин «запретил Достоевского». С исторически безграмотного Рогозина и взятки гладки, но сейчас к нему присоединился и человек, считающийся серьёзным историком. Только у Александра Дюкова речь идёт не о цензуре, а о дьявольском большевистском соблазне, погубившим поэта Александра Блока.

15.2.2025 Юрий Нерсесов
Властители дум. Ухмылочка Мухетдинова смотрится ещё более странно, если вспомнить, что сразу после Калки Субэдэй вторгся в Волжскую Булгарию - мусульманское государство, существовавшее на территории нынешнего Татарстана. Поневоле встаёт вопрос: мусульманин ли он сам? Или язычник? Или адепт какого-нибудь современной изуверской секты?

1.2.2025 От редакции
Знамя сонгун. Корейский народ, с чувством гордости вспоминая 2024 год, украшенный поразительными успехами, вошедшими в летопись Родины, более мощной поступью продвигается вперед к новой победе под мудрым руководством лидера страны.