АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Воскресенье, 23 января 2022 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Туризм в аду
2009-01-12 Лоуренс Месопотамский
Туризм в аду

В Ираке появились туристы: речь идёт не об американцах, а о настоящих туристах. Туристическая виза на 15 дней стоит 81 доллар. Получить ее простому человеку почти невозможно. Однако тем, кто въезжает в Ирак через пограничный переход Хабур иракского Курдистана, курдские пограничники бесплатно и без всяких вопросов ставят штамп в паспорт. С ним можно, если нужно, проехать и в арабскую часть страны. Столь элегантным методом курдские власти ограничили возможность Багдада вставлять палки в колёса турецким коммерсантам, активно торгующим через этот приграничный переход. За день там проходит товаров на 5 миллионов долларов.

- Для турков в Багдаде опасности нет, - авторитетно заверили меня в Анкаре, намекая на отрицательное отношение турецкого руководства к оккупации Ирака. - И вы, русский, тоже можете спокойно поехать в Багдад, никто вас там не тронет.

Достаточно многочисленны в Ираке и иранские туристы, посещающие священные для шиитов города Наджаф и Кербела. - Это сейчас вполне безопасно, - сказал мне бывавший там иранский паломник. Карты Ирака и Багдада, которые я покупал в иракских магазинах, тоже носят наименование туристских, и оформлены они со смешными рисунками, как и положено по законам жанра.

Соответствующие структуры курдской автономии Ирака создали сайт, где рекламируются туристские достопримечательности этой части страны. На нём можно найти ссылку на форум, где западные туристы, впрочем, не слишком многочисленные, делятся впечатлениями и советами. Некоторые из них даже рискнули проехать на такси из Эрбиля в Сулейманию (большие города иракского Курдистана) по кратчайшей трассе, которая проходит через окраины Киркука (арабская часть Ирака), и они красочно расписывают полученный адреналин. В арабскую часть страны, однако, ни один из них проехать не осмелился.

На пограничном переходе турецкие пограничники упорно допытываются, что я буду делать в Ираке.

- Турист, еду в Эрбиль (столица курдской автономии).

- Может быть вы журналист?

- Просто турист, хочу посмотреть достопримечательности.

У пограничников я вызываю недоумение и подозрение, они вызывают начальство, и их можно понять. К западным туристам, как те писали на форуме, на турецкой стороне границы не возникает никаких вопросов. Но что делать русскому в Ираке?

Впрочем, я знаю, что не пропустить они меня не могут, так как я могу оказаться контрактником, который хочет завербоваться на "деликатную" работу. Если они "затормозят" такого туриста, то завтра у них могут быть неприятности с американцами:

- К нам ехал наниматься нужный человек, с опытом войны в Чечне, а вы его не пропустили. Ну и что, что он представился вам туристом? А кем ему представляться, специалистом по забиванию чеченцам иголок под ногти, что ли? Если ещё раз это повторится, в ваших маслинах, экспортируемых в США, могут случайно обнаружить или гербициды, или пестициды...

Из курдской автономии я еду в Багдад обычным рейсовым автобусом. Как это ни странно звучит, это более безопасный вид транспорта, чем такси - здесь всё на виду, есть множество свидетелей.

Я впервые был в Ираке осенью 2003 года, через полгода после оккупации страны. Тогда езда по иракским дорогам не представляла проблем, автобус быстро и без остановки мчался по шоссе. Когда я покидал страну, то рано утром выехал из Багдада, а вечером уже был в Турции. Сегодня транспорт движется медленно - везде блокпосты и проверки документов, и на ту же дорогу требуется два дня, с ночёвкой в Эрбиле.

Курдистан и некоторые прилегающие к нему районы контролируют курдские вооружённые формирования. Они проверяют у нас документы, роются в моём багаже. После Киркука контроль осуществляют иракские военные, которые скорее создают видимость работы. Очередной иракский блокпост, входит молодой парень в красном берете.

- Ой, - возмущаются женщины на первых креслах автобума, - ну сколько можно? Нас уже в Киркуке так проверяли, так трясли!

Парень смущённо заулыбался и вышел, автобус едет дальше. Проверить весь транспорт, который идёт в столицу и обратно, просто невозможно.

Багдад. За пять лет здесь изменилось всё. Специфика этого города заключается в следующем: большая часть населения иракской столицы бежала за границу, и Багдад стал мёртвым городом. В центре столицы, по моим приблизительным оценкам, брошено от 80 до 90% квартир. Возможно, в трущобных окраинах, где люди не в состоянии оплатить переезд своей семьи в соседние арабские страны, процент оставшихся выше.

Рядом с моим отелем ресторан, в зале на стене нарисована огромная картина, где художник запечатлел Саадун, главную улицу Багдада (аналог Тверской или Невского проспекта) в старые добрые времена. Это ностальгическое изображение райского времени притягивает сегодня в ресторан посетителей. Сегодня на Саадун, где расположены знаменитые отели Палестина и Шератон, закрыта большая часть магазинов. Прилегающие переулки, где ещё пять лет назад бурлила жизнь, превратились в жуткие трущобы.

В оставленном без присмотра жилье разбиты окна, а там, где ещё живут люди, нет ни света, ни водопровода. Мусор не убирается, в центре города огромные свалки мусора, кое-где видны зеленовато-синие подтёки из прорванных канализационных труб.

Очень заметна маргинализация населения. Стало мало элегантно одетых мужчин и тех, кто хорошо говорит на английском. Прямо на тротуаре Саадун на мангалах жарят кебабы, а негры, выходцы из арабского Судана, продают с лотков дешёвое тряпьё. Закрыты все интернет-кафе, где я бывал пять лет назад. Тем, кто ещё остался в городе, Интернет не нужен, они плохо понимают, что это такое.

В своё время экономические санкции ООН привели к почти полному отсутствию импортных товаров. Но огромная рать багдадских портных и сапожников одевала и обувала народ, а старые веши, например, холодильники, автомашины или телевизоры бережно ремонтировались в мастерских. Я присматривался тогда, не купить ли мне за 50 долларов новый кожаный пиджак иракского пошива в респектабельном магазине. В многочисленных фотомагазинах на Саадун в изобилии перепродавались старые фотоаппараты, включая отечественные Зоркий и Зенит. Сегодня лавина китайского и турецкого импорта, а также мешки с "гуманитарной помощью" - second hand - задушили местное производство. Ассортимент товаров стал похож на таковой на любом дешевом российском рынке.

Район отелей среднего класса, где я жил в Багдаде пять лет назад, расположен в престижном квартале рядом с Саадун. Переулок, по которому вёз меня тогда таксист, сегодня непроезжий из-за рытвин и ям. Часть отелей закрыта, и чёрные оконные провалы зияют вместо давно выбитых окон, рядом - мусорные свалки.

Пять лет назад я видел, как американцы, проезжавшие по Саадун, остановили свой Хаммер (лёгкая бронемашина) и направились в магазин, где продавались охотничьи ружья и холодное оружие ручной работы.

- Салям Алейкум! - радостно выбежал им навстречу хозяин. По его реакции было видно, что американцы являлись его регулярными покупателями. На улицах городов часто можно было увидеть пешие американские патрули. Сегодня я за всё время пребывания так и не увидел на улицах Багдада ни одного пешего американца - за ними охотятся снайперы.

Раньше американцы разъезжали исключительно на Хаммерах первых выпусков. Сегодня их, устаревшие, передали иракской армии, и они обязательно носят иракскую символику, которая означает: мы свои, иракцы, не взрывайте нас!

Американцы разъезжают на тяжёлых бронемашинах со специальной защитой от кумулятивных зарядов, а новые, "навороченные" Хаммеры без всяких опознавательных знаков имеют усиленную броню. Приходилось видеть и специальные машины с манипуляторами для обезвреживания обнаруженных фугасов. Ещё одна американская новинка - впереди бронемашин на полутораметровом штыре укреплён большой металлический прямоугольник, предназначенный для того, чтобы "обмануть" инфракрасный датчик мины направленного действия относительно точного расположения машины.

Правда, сегодня интенсивность атак на американцев резко снизилась. В преддверие президентских выборов в США с главными повстанческими организациями Ирака были заключены секретные соглашения о перемирии на очень выгодных для них условиях. Все готовятся к скорому уходу американских войск.

Я живу в трёхзвездочном отеле, где обветшалые мраморные лестницы и блеск потолков свидетельствуют о былой роскоши. По иракскому телевидению крутят дублированные любовные турецкие сериалы и бесконечные песни. Впрочем, смотреть спутниковое телевидение (обычного в стране просто нет) могут лишь те, кто имеет собственный генератор. Холодильник размораживается в отсутствие тока, и вода подтекает на ковёр, судя по всему, не первый год. В моём номере дня через три дня пропал свет - случилась какая-то неисправность с локальной проводкой. Как-то захлопнулась дверь в туалетной кабинке, где не было внутренней ручки, и я полчаса пытался достучаться или докричаться, чтобы меня открыли снаружи. А вот вода была всегда, даже горячая: три звёздочки багдадского отеля в фешенебельном районе города ко многому обязывают.

После заключения перемирия с повстанцами, для туриста в Багдаде сегодня смертельной опасности нет, но необходимо соблюдать ряд предосторожностей. Не селитесь в самых дешёвых отелях, куда приезжает всякий сброд, и не выходите из отеля ночью. Найдите за приемлемую цену личного гида и переводчика, говорящего на английском языке. Не разговаривайте громко по-английски без особой необходимости, особенно на базаре. Вы почувствуете на себе, что такое военное положение, пройдёте через множество проверок документов и обысков... Неутолённая жажда авантюр заставляет одних парней играть в пейнтбол, других резаться в компьютерные игры, третьих - смотреть фильмы в стиле "экшн". Но для мужчины есть нечто очень притягательное в поездке в Ирак, и на собственном опыте могу засвидетельствовать, что ничто не идёт в сравнение с ощущением атмосферы партизанской войны.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Репортаж
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
20.1.2022 Дмитрий Костенко
Эхо истории. Проповедь пролетарского интернационализма, которую вели среди забастовщиков коммунисты и левые лейбористы, была понята своеобразно. Шахтёры выступали под лозунгом "Трудящиеся всего мира, боритесь за Белую Южную Африку!" Зато идею о том, что не стоит торговаться с англичанами за автономию, а надо создавать собственную республику Советов, была усвоена намного лучше.

19.1.2022 Сергей Лебедев
Общество зрелищ. В фильме «Не время умирать» Бонд сражается со злодеями, разумеется, русскими, с именами Люцифер Сафин и Валдо Обручев. Разумеется, есть здесь феминизм, экология, однополые браки и чернокожие положительные герои. Британского в фильме нет ничего. Все усреднённо западное.

7.1.2022 Юрий Нерсесов
Apocalypse now. На решение Путина-666 повлияли как украинский провал, так и записка, позаимствованная из аналитического центра запрещённой Национал-Большевистской партии. Разрешать партию и тем более делиться с ней славой собирателя русских земель он не собирался. Напротив, лучше задавить на корню, а тех кто посговорчивее перекупить, как этого лысого писателя с липучей фамилией... Но почему бы не использовать краденные наработки?

6.1.2022 Юрий Нерсесов
Рамзанизация. Лично мне происходящее напоминает события двухвековой давности в Польше, которую Александр I присоединил к России после участия польской армии в походе Наполеона на Москву. Император даровал полякам либеральную конституцию, о которой русские и мечтать не смели, позволил им иметь собственную армию, да ещё и демонстративно высказывал её офицерам своё благоволение, пренебрегая российскими.

22.12.2021 Алексей Рафалович
Дефективный менеджмент. Исходя из полученного «сертификата» выходит, что Ка-62 создавался исключительно для «покатушек» экипажа из двух человек? Сертификат-то выдали, но ограничение, по части использования этого вертолёта, делают его совершенно непригодным для решения заявленных задач – это ли не подтверждение тезиса о том, что программа Ка-62 была придумана исключительно для освоения российского бюджета?!

16.12.2021 От редакции
In memoriam. При жизни товарищ Ким Чен Ир для руководства на месте делами 1647 раз ездил на поезде, преодолевая путь общей протяженностью более 398 тыс. км. Для него вагон поезда сразу был движущимся рабочим кабинетом. И скончался в мчащемся поезде 17 декабря 2011 г. С тех пор прошло уже 10 лет.

16.12.2021 Алексей Рафалович
Деградация. Определенную славу Владимир Кехман приобрёл как руководитель сначала Михайловского театра в Санкт-Петербурге, театра оперы и балета в Новосибирске, а теперь и МХАТа имени Горького в Москве – и в каждом случае устраивал форменный разгром с радикальным уничтожением репертуара, скандальными увольнениями именитых актёров, режиссёров и мегаломанскими проектами по реконструкции и техническому оснащению зданий театров.

12.12.2021 Юрий Нерсесов
Властители дум. Интересно, попаду ли я под 282-ю, предложив государству прекратить финансировать фильмы Сокурова, которые проваливаются по причине отказа зрителей их смотреть? И если после призыва отделить Кавказ зовут поболтать с президентом, за что наказаны Заваркин, Кашапов, Крылов и Полюдова? За то, что любимый режиссёр царя-батюшки в феодальной табели о рангах не менее графа, а они жалкие плебеи?

8.12.2021 Борис Костин
Деградация. В одной из популярных советских песен поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Однако в идеологической борьбе, навязанной Западом России, деятельность чиновничьего «хора» Комитета Saint-P по молодежной политике звучит откровенным диссонансом и плохо сокрытым пособничеством бездарям и прохиндеям. Не пора ли положить этому the end?

7.12.2021 Алексей Рафалович
Дефективный менеджмент. Итак, то, о чём «говорили большевики», свершилось. Бухгалтер Андрей Богинский перестал быть вертолётчиком, а его место руководителя холдинга «Вертолёты России» занял одиознейший Николай Колесов. Если посмотреть просторы интернета, то становится понятным, что это не первый «налёт» Колесова на вертолётную отрасль.