АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 22 января 2021 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Мартышка Бондарчук и очки Стругацких или много шума из ничего
2009-01-14 Анна Александрова
Мартышка Бондарчук и очки Стругацких или много шума из ничего

«Обитаемый остров» Федора Бондарчука многие ждали с нетерпением. Последний раз такой промоушен был, пожалуй, вокруг «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова. Да и бюджет почти в 40 млн. долларов звучал многообещающе. Однако, если Бекмамбетов экранизировал Сергея Лукьяненко, то и спрос с него был соответствующий: ну, кто лет через 30 вспомнит о Лукьяненко с его «…дозорами»? Бондарчук же взялся за классику, поэтому с него надо драть три шкуры, хотя «Обитаемый остров» Стругацких выдающимся романом писателей можно назвать лишь с большой натяжкой. Впрочем, на вкус и цвет, как известно…

Экранизируя «Обитаемый остров», Бондарчук, как минимум, должен был осознавать, сколько камней посыплется в его сторону. Примерно в такой ситуации оказался Владимир Бортко, блестяще снявший «Собачье сердце» и бездарно – «Мастера и Маргариту».

Вообще-то опыт экранизации Стругацких есть, и он достаточно приличный. Речь идет о «Сталкере» Андрея Тарковского, «Гадких лебедях» Константина Лопушанского и о «Трудно быть богом» Питера Фляйшмана. От «Обитаемого острова» они отличаются четкой режиссурой, сохранением духа книги, по которой экранизировались, и выраженной авторской мыслью.

Условно зрителей можно разделить на тех, кто читал роман, и на тех, кто не читал. Читавших жалко больше – им есть, с чем сравнить. Пусть даже в своих интервью Бондарчук и говорил, что снимает свой мир Стругацких, читавший зритель все равно сравнивал фильм с книгой и ожидал погружение вовсе не в фантазии Федора Бондарчука. Тем более, как оказалось, они весьма посредственны. Правда, не читавших тоже жаль - они мало чего поняли из всего повествования (например, смысл ругательства «Массаракш» на протяжении почти всего фильма мог остаться загадкой для зрителя). Или поняли, что писатели Стругацкие пишут огламуренные фантастические боевики. Причем весьма ординарные.

Вся заявленная авторами фантастичность сюжета сводится к тому, что герой прилетел на планету на космическом корабле, похожем на кальмара. А дальше к жанру фантастики относятся только сверхчеловеческие способности Максима.

Что мы имеем в «Обитаемом острове»? Главный герой – Максим Каммерер – кудрявый блондин, мечта юных глуповатых барышень и гомосексуалистов, который лучше бы смотрелся в рекламе отбеливающей зубной пасты. (Кстати, по книге, у главного героя темные волосы). Весь фильм он улыбается, к ослепительной белозубой улыбке и сводится вся актерская игра Василия Степанова. И это понятно: актеру нечего играть. Бондарчук не дал никакой задачи и характера герою Степанова. Поэтому смотреть на него, как минимум, скучно. Он не меняется ни когда у него случается любовь с Радой, ни когда он понимает, что жителей планеты обманывают, а выродки на самом деле ведут праведную борьбу с режимом. У Максима нет никакой цели, он слоняется по планете и оказывается как бы нехотя втянутым в местные разборки. При этом он с легкостью демонстрирует свои нечеловеческие способности в эпизоде нападения на Раду в городе. Смысл затянутой экранной драки, по всей видимости, сводится к тому, что показать: наш Максим не хуже Нео из «Матрицы». Однако Максим-Нео если и вызывает симпатию, то никакого сопереживания – точно.

Другие герои тоже мало блещут актерскими дарованиями. Совершенно бесхарактерной получилась Рада Юлии Снигирь. О ней нечего сказать после просмотра фильма. Комичен и корчащийся в судорогах Федр Бондарчук. Совершенно неорганична Анна Михалкова в роли Орди, которую, по меткому выражению какого-то критика, наградили внешностью Валерии Новодворской в молодости и излишней прямо-таки театрализованной истеричностью, которая хороша на сцене, но не на экране. Честное слово, зачем накладывать тонны грима на блондинку с чисто славянской внешностью Михалкову, весьма, кстати, посредственную актрису, если можно сразу взять на эту роль более подходящую актрису?

Но самая идиотская затея авторов - саундтрек. "Очевидно, что для создания музыкального материала к этому амбициозному кинопроекту (бюджет 36,5 млн долларов) требовалась особенная музыка и инструменты, имеющие реальную историческую ценность", - хвастается сопродюсер кинокартины Сергей Мелькумов.

И за 500 тысяч долларов арендовали гитары The Police, The Beatles, The Rolling Stones, Black Sabbath и Led Zeppelin и даже пытались привлечь к работе известного композитора Ханса Циммера. Непонятна, правда, зависимость качественного саундтрека от владельца инструментов, на котором он писался. Но дух великих музыкантов Бондарчуку вряд ли помог, потому что выдающегося саундтрека в фильме так никто и не услышал.

В общем, Федора Бондарчука можно сравнить с небезызвестной мартышкой из басни Ивана Крылова «Мартышка и очки»:

…Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.

На самом же деле книга Стругацких – это богатый материал для экранизации со множеством смыслов и нюансов. Поэтому фильм можно было снять о многом: о борьбе людей за свободу, об ответственности за судьбу народа. Может быть, Бондарчук претендовал на антиутопию, но получились приключения голубоглазого блондина. Да и какую антиутопию можно спрашивать с координатора по культуре "Молодой Гвардии "Единой России"?

На что грохнули 40 млн. долларов, если даже спецэффекты не смогли нормальные сделать? Видимо на гонорары самому Бондарчуку и другим актерам.

Вторая часть фильма выйдет в апреле и, судя по всему, у нее будет гораздо меньше зрителей, чем у первой. Потому что кроме хорошего литературного материала, ярких актеров (Сергей Гармаш, Алексей Серебряков, Гоша Куценко) и кучи амбиций, неплохо бы иметь хоть чуточку режиссерского таланта. Так что, Федор Сергеевич, покиньте профессию или верните деньги зрителю!

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
21.1.2021 От редакции
Знамя сонгун. VIII съезд ТПК проходил с 5 по 12 января в столице КНДР – Пхеньяне. Во имя дальнейшего развития кимирсенско-кимченирской партии и нового победоносного продвижения вперед революционного дела чучхе, по единодушной воле и желанию всех делегатов съезда и членов партии, всех жителей страны и воинов Народной Армии съезд избрал Ким Чен Ына Генеральным секретарем ТПК.

12.1.2021 Сергей Лебедев
Прибалтийский фронт. Если появятся Нарвская народная республика, Виленская польская республика, независимая Латгалия, или вольный город Колывань, то это не будет юридическим препятствием для воссоединения этих территорий с основной Россией. И не надо двигать туда танки. Все сами местные жители сделают, все сами.

7.1.2021 Юрий Нерсесов
Политический зоосад. Ручные либералы для Кремля - пакостливые, но любимые киски, которые беззаботно дерут обои и царапают мебель на виду у соседей. Чтобы видели: в России свобода и коты гуляют сами по себе, как во всех цивилизованных странах. Дрессированные патриоты - злобные мелкие моськи. При конфликте с соседями их науськивают тявкать из окна и напускать лужу перед вражеской дверью, а когда наступает мир, загоняют в чулан.

5.1.2021 Юрий Нерсесов
Рамзанизация. Зарезавших чеченского полицейского братьев Тимурзиевых ликвидировали на месте преступления, но Рамзана Кадырова это не удовлетворило. Глава Чечни приказал спикеру парламента Магомеду Даудову разобраться с другими Тимурзиевыми: «Позови их, предъяви доказательства и затем объяви им кровную месть за нашего убитого товарища». Нет ли тут признаков статьи 119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»)?

23.12.2020 Михаил Челноков
Развод по-русски. О несменяемости президентской власти говорит, после внесения поправок в 2020 году, п.3.1 статьи 81 Конституции. Существовала ли в истории такая форма власти? Да, и притом неоднократно и не только в нашей стране. И история неоднократно показывала, что такая власть всегда, в конечном счете, приводит к краху.

21.12.2020 Юрий Нерсесов
Путин и народ. С дальнейшим ростом компьютеризации разоблачения краснознамённого прошлого неминуемо превратятся в танец на граблях. Пляши на них пострадавший от коммунистической госбезопасности диссидент – куда ни шло. Но в исполнении подполковника этой самой госбезопасности, который вступил в компартию ещё студентом, выходит сущий цирк.

11.12.2020 Юрий Нерсесов
Русофобия. Граждан Латвии, голосующих за государственный статус русского языка, режиссёр Алекс Херманис объявил предателями, а рижан, выбравших мэром города русского Нила Ушакова, – плебеями и проститутками, которых нужно лишить избирательных прав. Сейчас он ставит в московском Государственном театре наций спектакль «Горбачев». И планирует перебраться в центр угрозы «цивилизованному миру». Совершенно не удивлюсь, если его ещё и орденом удостоят.

7.12.2020 Сергей Аксенов
Русский мир. Вот уже третий месяц содержится в алматинской тюрьме, как опасный преступник, Ермек Тайчибеков. Причина подобного отношения к нему со стороны местных властей известна - пророссийские взгляды. Формально же ему предъявляют аналог печально известной российской статьи 282. В казахстанском изводе она звучит как «разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» с использованием СМИ. Статья 174, ч. 2 УК РК.

4.12.2020 Юрий Нерсесов
Гримасы либерализма. Тридцать лет назад зампред исполнительного комитета Ленинградского горсовета Анатолий Чубайс опубликовал в журнале «Век XX и мир» статью с заголовком «Жёстким курсом». Он предупредил, что рыночные реформы существенно ухудшат жизнь населения и людишки станут не только проявлять недовольство, но и сопротивляться. Значит, потребуется разгонять первые за 70 лет демократические советы, разгонять профсоюзы и разбираться с неугодными средствами массовой информации.

3.12.2020 Павел Ковригин
Рецензия. Книга «Боевая экология» экономиста Саида Гафурова и бывшего коммунистического депутата Государственной Думы Дарьи Митиной посвящена современным «регрессорам». Точнее, одному из их главных орудий - крупнейшим экологическим организациям, включая знаменитый Greenpeace. Парадоксальным образом Гафуров и Митина обнаруживают общие идеологические источники у экологов и фашистов.