АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Воскресенье, 25 мая 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Мартышка Бондарчук и очки Стругацких или много шума из ничего
2009-01-14 Анна Александрова
Мартышка Бондарчук и очки Стругацких или много шума из ничего

«Обитаемый остров» Федора Бондарчука многие ждали с нетерпением. Последний раз такой промоушен был, пожалуй, вокруг «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова. Да и бюджет почти в 40 млн. долларов звучал многообещающе. Однако, если Бекмамбетов экранизировал Сергея Лукьяненко, то и спрос с него был соответствующий: ну, кто лет через 30 вспомнит о Лукьяненко с его «…дозорами»? Бондарчук же взялся за классику, поэтому с него надо драть три шкуры, хотя «Обитаемый остров» Стругацких выдающимся романом писателей можно назвать лишь с большой натяжкой. Впрочем, на вкус и цвет, как известно…

Экранизируя «Обитаемый остров», Бондарчук, как минимум, должен был осознавать, сколько камней посыплется в его сторону. Примерно в такой ситуации оказался Владимир Бортко, блестяще снявший «Собачье сердце» и бездарно – «Мастера и Маргариту».

Вообще-то опыт экранизации Стругацких есть, и он достаточно приличный. Речь идет о «Сталкере» Андрея Тарковского, «Гадких лебедях» Константина Лопушанского и о «Трудно быть богом» Питера Фляйшмана. От «Обитаемого острова» они отличаются четкой режиссурой, сохранением духа книги, по которой экранизировались, и выраженной авторской мыслью.

Условно зрителей можно разделить на тех, кто читал роман, и на тех, кто не читал. Читавших жалко больше – им есть, с чем сравнить. Пусть даже в своих интервью Бондарчук и говорил, что снимает свой мир Стругацких, читавший зритель все равно сравнивал фильм с книгой и ожидал погружение вовсе не в фантазии Федора Бондарчука. Тем более, как оказалось, они весьма посредственны. Правда, не читавших тоже жаль - они мало чего поняли из всего повествования (например, смысл ругательства «Массаракш» на протяжении почти всего фильма мог остаться загадкой для зрителя). Или поняли, что писатели Стругацкие пишут огламуренные фантастические боевики. Причем весьма ординарные.

Вся заявленная авторами фантастичность сюжета сводится к тому, что герой прилетел на планету на космическом корабле, похожем на кальмара. А дальше к жанру фантастики относятся только сверхчеловеческие способности Максима.

Что мы имеем в «Обитаемом острове»? Главный герой – Максим Каммерер – кудрявый блондин, мечта юных глуповатых барышень и гомосексуалистов, который лучше бы смотрелся в рекламе отбеливающей зубной пасты. (Кстати, по книге, у главного героя темные волосы). Весь фильм он улыбается, к ослепительной белозубой улыбке и сводится вся актерская игра Василия Степанова. И это понятно: актеру нечего играть. Бондарчук не дал никакой задачи и характера герою Степанова. Поэтому смотреть на него, как минимум, скучно. Он не меняется ни когда у него случается любовь с Радой, ни когда он понимает, что жителей планеты обманывают, а выродки на самом деле ведут праведную борьбу с режимом. У Максима нет никакой цели, он слоняется по планете и оказывается как бы нехотя втянутым в местные разборки. При этом он с легкостью демонстрирует свои нечеловеческие способности в эпизоде нападения на Раду в городе. Смысл затянутой экранной драки, по всей видимости, сводится к тому, что показать: наш Максим не хуже Нео из «Матрицы». Однако Максим-Нео если и вызывает симпатию, то никакого сопереживания – точно.

Другие герои тоже мало блещут актерскими дарованиями. Совершенно бесхарактерной получилась Рада Юлии Снигирь. О ней нечего сказать после просмотра фильма. Комичен и корчащийся в судорогах Федр Бондарчук. Совершенно неорганична Анна Михалкова в роли Орди, которую, по меткому выражению какого-то критика, наградили внешностью Валерии Новодворской в молодости и излишней прямо-таки театрализованной истеричностью, которая хороша на сцене, но не на экране. Честное слово, зачем накладывать тонны грима на блондинку с чисто славянской внешностью Михалкову, весьма, кстати, посредственную актрису, если можно сразу взять на эту роль более подходящую актрису?

Но самая идиотская затея авторов - саундтрек. "Очевидно, что для создания музыкального материала к этому амбициозному кинопроекту (бюджет 36,5 млн долларов) требовалась особенная музыка и инструменты, имеющие реальную историческую ценность", - хвастается сопродюсер кинокартины Сергей Мелькумов.

И за 500 тысяч долларов арендовали гитары The Police, The Beatles, The Rolling Stones, Black Sabbath и Led Zeppelin и даже пытались привлечь к работе известного композитора Ханса Циммера. Непонятна, правда, зависимость качественного саундтрека от владельца инструментов, на котором он писался. Но дух великих музыкантов Бондарчуку вряд ли помог, потому что выдающегося саундтрека в фильме так никто и не услышал.

В общем, Федора Бондарчука можно сравнить с небезызвестной мартышкой из басни Ивана Крылова «Мартышка и очки»:

…Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.

На самом же деле книга Стругацких – это богатый материал для экранизации со множеством смыслов и нюансов. Поэтому фильм можно было снять о многом: о борьбе людей за свободу, об ответственности за судьбу народа. Может быть, Бондарчук претендовал на антиутопию, но получились приключения голубоглазого блондина. Да и какую антиутопию можно спрашивать с координатора по культуре "Молодой Гвардии "Единой России"?

На что грохнули 40 млн. долларов, если даже спецэффекты не смогли нормальные сделать? Видимо на гонорары самому Бондарчуку и другим актерам.

Вторая часть фильма выйдет в апреле и, судя по всему, у нее будет гораздо меньше зрителей, чем у первой. Потому что кроме хорошего литературного материала, ярких актеров (Сергей Гармаш, Алексей Серебряков, Гоша Куценко) и кучи амбиций, неплохо бы иметь хоть чуточку режиссерского таланта. Так что, Федор Сергеевич, покиньте профессию или верните деньги зрителю!

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
6.5.2025 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Одним из первых в Москве отличился по части многократного раздувания подвигов нужного народа человек по фамилии Маршак. Только не Самуил Яковлевич, а его младший брат Илья, публиковавший подростковые научно-популярные книги под псевдонимом М. Ильин. Одна из них – «Как человек стал великаном» – издана в 1940 году и описывает историю хомо сапиенсов от австралопитеков до инквизиторов.

6.5.2025 Андрей Дмитриев
Дружба народов. Показателен тот факт, что даже Коммунистическая партия Японии, которая в теории могла быть наиболее дружественной к Москве силой, на деле всегда требовала передачи островов. А после начала СВО и вовсе обозначила: «Оккупация Советским Союзом островов Чисима (Курильские острова) является результатом той же гегемонистской позиции, что и нынешняя агрессия России на Украине».

3.5.2025 Юрий Нерсесов
Россия и Европа. Западные ультралевые и ультраправые равно расколоты по украинскому вопросу. Среди тех, и других есть добровольцы, воюющие за Россию. Между тем по этому поводу случилась перебранка между отечественными леваками и праваками: начали со скончавшегося полвека назад испанского диктатора Франсиско Франко, закончили воевавшим на украинском фронте на стороне России сыном замдиректора ЦРУ Майкла Глосса.

2.5.2025 Анатолий Кантор
Вашингтонский обком. Похоже, что совершенно посредственный украинский КВНщик и обычный американский девелопер обыграли «великого геополитического стратега», по крайней мере, именно такой вывод напрашивается по ситуации, исходя из появившейся информации о том, что между США и Украиной подписана эпохальная сделка по редкоземельным и прочим активам бывшей УССР.

1.5.2025 Юрий Нерсесов
Война и мир. Когда начались бои в Донбассе, «пророссийский» предшественник Пашиняна Серж Саргсян имел отличный шанс сделать именно то, что сейчас сделал товарищ Ким Чен Ын. Повод имелся: многочисленные обстрелы российской территории с украинской стороны.

22.4.2025 Андрей Дмитриев
Наш Ильич. Одной из важных черт Владимира Ленина как интеллектуала (в отличие от множества последователей) было отсутствие догматизма. Уже находясь у власти, он был готов признавать ошибки и при необходимости резко менять повороты руля государственно-идеологической машины. Так произошло с идеей мировой революции.

19.4.2025 Юрий Нерсесов
Их нравы. При национальном центре «Россия» создана новая структура - Совет по формированию нового российского стиля. Его возглавила советник президента Елена Ямпольская. Дорогую редакцию привлекла эротическая проза Ямпольской и её оригинальные идеи, например, о том, что вторжение Гитлера сохранило Россию.

15.4.2025 Андрей Дмитриев
Эхо истории. С землями и людьми, приобретенными после Советско-финляндской войны, надо было что-то делать, а кроме того – показать финнам: несмотря на то, что в поход на Хельсинки РККА не пошла, в случае необходимости у Москвы есть собственная красная Финляндия, которая может поглотить буржуазную. Выход был найден масштабный, в духе сталинского нацбилдинга.

12.4.2025 Юрий Нерсесов
Властители дум. Вы таки будете смеяться, но любимая вертикаль власти опять смачно харкнула в благостные физиономии патриотической общественности. Программа «Время покажет» Первого канала устроила телемост с литератором-эмигрантом Максимом Кантором, которому сейчас позарез нужна реклама очередного творения – людишки-то покупать не желают, твари неблагодарные!

12.4.2025 От редакции
ЖЗЛ. За весь период руководства революцией великий Ким Ир Сен всегда составлял все политические линии и курсы, учитывая реальные условия страны и чаяния народа, и осуществлял их при опоре на силы народа. И в строительстве экономики он стремился к самостоятельной экономике, опирающейся именно на собственные ресурсы и технологии, а не на чужие.