АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Воскресенье, 12 июля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Три тормоза питерского метро
2009-03-03 Арсений Борментальский
Три тормоза питерского метро

Накануне торжественного открытия первой очереди Фрунзенского радиуса начальник ГУП "Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин рапортовал, что это достижение уникально, как и все, что свершено в нашем городке в эпоху несравненной Валентины Ивановны Благо впервые с советских времен в эксплуатацию предполагалось сдать 8,3 км. подземных путей.

Генеральный директор петербургского ОАО "Метрострой" Вадим Александров смотрел на вещи несколько трезвее. Еще в интервью 4-летней давности он предсказывал, что к концу 2009 года сдать весь участок от "Спасской" до "Волковской" не удастся, и в лучшем случае будет запущен перегон "Звенигородская-Волковская" без остановки на промежуточном "Обводном канале". Так оно и вышло. Скандальная задержка запуска «фиолетовой» линии петербургского метро выявила по крайне мере три причины его деградации. Во всех трёх прослеживается нечто общее, не связанное ни с техникой, ни с нехваткой средств и даже ни с их незаконным присвоением. Можно назвать эту черту фаворитизмом, а можно и самодурством шепетовской комсомолки, которую подхалимы из Мариинского дворца сравнивают с императрицей Екатериной.

Мариинская халтурка

Когда на новой станции "Спасская" из только что запущенных 8 пересадочных эскалаторов дочернего предприятия Кировского завода - компании "Универсалмаш" вышли из строя, смольнинские лизоблюды ещё рассчитывали прокатить Матвиенко по единственной ленте, которая все же работала. Комиссия Ростехнадзора, только что ознакомившаяся с конструкцией новых эскалаторов и пришедшая в тихий ужас, смогла оценить предусмотрительность Александрова, воспротивившегося этой затее. Между тем о начале монтажа эскалаторов на "Спасской" "Метрострой" рапортовал губернатору ещё 26 июля прошлого года.

Вообще-то, у петербургского метрополитена, помимо "Метростроя" с множеством строительно-монтажных управлений, есть собственный проектный институт - ОАО "Ленметрогипротранс". Его специалистам, очевидно, и следовало оценивать качество конструкции предложенных "Универсалмашем" эскалаторов. Но специалисты были слишком заняты. Как раз летом прошлого года институт был мобилизован и призван заниматься непрофильным делом - корректировкой проекта подземной части второй сцены Мариинского театра. Особенности почвы в невской дельте создали большие затруднения при строительстве двухэтажного паркинга и технического подземного этажа супертеатра.

Об этих особенностях можно было догадаться и раньше, но пока не затрещали фундаменты соседних зданий, кураторы проекта не перекрестились. Перекрестившись же, поспешили обратиться к инженерам-метростроителям. А что ещё делать, если три НИИ, специализировавшихся в области подземного строительства, еще в 1990-х годах прекратили существование ввиду полного отсутствия финансирования?

Официально генпроектировщиком второй сцены Мариинки является ОАО "КБ высотного и подземного строительства", предпочитающее именовать себя сокращенно ВиПС по созвучию с VIP-контингентом посетителей супертеатра. Уже после его победы в конкурсе (столь же безальтернативной, как и у "Универсалмаша") у ранее неизвестной организации появился сайт с перечислением ведущих специалистов и их личных достижений.

Перечень внушает уважение. Главный конструктор Николай Меркулов, как утверждается на сайте, строил первую в мире АЭС и "циклофазатрон" (через букву "а") в Дубне. Попытки найти в Интернете упоминания о вкладе гения в Обнинскую АЭС, правда, не увенчиваются успехом. То ли этот вклад был настолько стратегическим, что доселе держится в секрете, то ли в 1954 году, когда Обнинская АЭС строилась, он работал на объекте в слишком юном возрасте. В любом случае, пиарить "ВиПСу" больше особенно некого. Прочие специалисты ОАО если и являются знатоками, то исключительно по части облицовки элитных интерьеров.

Петербургская пресса, приглашенная вице-губернатором Вахмистровым в котлован "Мариинки-2" 5 февраля, по форменной одежде строителей легко убедилась в том, что основными "рабочими лошадками" здесь являются метростроители. Валерий Гутовский, нынешний глава федеральной дирекции-заказчика от Минкульта, честно признал, что подземная часть объекта фактически строится по чертежам "Ленгипрометротранса". Вот и возникает вопрос, а чем занимается "ВиПС" пока до облицовки дело не дошло? Может, речь идёт о прикрытии очередного распила и освоения выделенных финансов? В любом случае очевидно: отвлечение метростроевцев на мариинскую халтурку изрядно затормозило работы на их основных объектах.

Приватизация вестибюлей

Когда вице-губернатор Александр Вахмистров презентовал прессе успехи "Метростроя" в строительстве паркинга для элитных ценителей искусства, он уже не отвечал за городской стройкомплекс. Посему, надо полагать, он столь легко гарантировал, что уже летом этого года работы на "Мариинке-2" выйдут, наконец, из-под земли на поверхность, тем самым, освободив квалифицированные кадры для работы по своей основной специальности, то бишь для строительства общественной инфраструктуры. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что до уровня пола к лету дойдет лишь один из трех основных элементов "Мариинки", предназначенный для вспомогательных целей (трансформаторная подстанция и др.), а сцена и зрительный зал супертеатра еще находятся на куда более ранних стадиях готовности. Так что руки квалифицированных проходчиков еще нескоро доберутся до наклонного хода станции метро "Обводный канал", который доселе не построен.

Впрочем, наклонный ход, без которого станция так и останется, по выражению придворных СМИ, "транзитной", сиречь бессмысленной, объясняют еще и тем, что на месте будущей станции никак не удается расселить дом с упирающимися жильцами. На самом деле пространства для обычного наземного вестибюля на углу канала с Лиговкой более чем достаточно, и в 2004 году, когда проект обсуждался в КГИОП, речь шла лишь о возможности приспособления для означенной цели бывшего кинотеатра "Север". Но у губернатора возникла сверхидея, о которой в прессе толком сообщили лишь три года спустя: отдать вестибюли на откуп частным инвесторам, которые от нужды в коммерческих площадях согласятся построить торговые комплексы с условием передачи первого этажа метрополитену.

В таких случаях положено проводить конкурс, но уже в марте 2007-го глава администрации Фрунзенского района Вячеслав Хмыров по-военному простодушно проговорился о том, что инвестор всего один, зовут его ЗАО "Адамант", и ни в каком конкурсе его не выбирали

.

Известно, что губернатор в глубине души вообще не любит конкурсы, о чем свидетельствовал ее восторг при посещении Дубая, где застройщиков определяет лично эмир. Наверное, эмир в самом деле умеет экономить время и затраты инвесторов. Но шепетовская комсомолка - птица несколько другого полёта, а потому в протежирумых ею проектах глупость причудливо наложилась на жадность.

Инвестору - фавориту оказалось мало здания кинотеатра на Лиговке. Ему понадобился целый квартал, и градсовет во главе с тогдашним главой Комитета по градостроительству Александром Викторовым тут же подвел теоретическую базу: якобы в 1916 году здесь планировалось построить здание с башенкой, симметричное дому на другой стороне Лиговки, (и, значит, также семиэтажное), и только проклятые большевики не дали этому осуществиться. А посему требуется восстановить историческую справедливость, притом так, чтобы под входом в метро разместился 8-этажный паркинг с лифтовым устройством вместо обычного въезда.

Пока всю эту махину не построят (для чего, как и с "Мариинкой", может потребоваться скорая помощь "Метростроя"), входа в уже готовую (!) станцию метро на Обводном нам не видать как своих ушей. Вот вестибюль "Звенигородской" компания-таки может построить к будущему году. Если не раздумает к тому времени закончить вторую очередь торгово-развлекательного комплекса "Планета-Нептун" в соседнем квартале.

Шизофрения в эллипсе

Ну и напоследок вернёмся к эскалаторам от "Универсалмаша", которые предполагалось разместить на пересадке со "Спасской" на "Сенную", а также на "Нарвской". Сконструировавший это чудо техники гражданин по имени Виктор Христич личность воистину грандиозная.

Идея ЭТХ (Эскалатор транспортный Христича), подкупившая губернатора своей новизной, состояла в резком повышении пропускной способности метро, а заодно и в наведении в наклонных туннелях примерного порядка: по узкому эскалатору не очень-то побегаешь. Именно это и обещал Христич в своих пространных текстах с формулами, опровергающих все отечественные авторитеты.

Специалисты предупреждали, что вместе с авторитетами непризнанный гений опровергает и законы физики, в частности - трения. Его ноу-хау пересматривало не только ширину ступеней и скорость их движения, но и весь принцип работы эскалатора. Суть технологической революции состоит в "переносе привода с тяговыми звездочками в наклонную часть эскалатора, что коренным образом изменяет диаграмму натяжения тяговых цепей".

Христича осенило: если снять нагрузку с оси поворота ленты, то можно не просто сэкономить на тяжести конструкции, но обойтись даже без смазки, ибо трение якобы будет минимально. Перенос привода сопровождается установкой дополнительных роликов по центру ленты, которые якобы будет повышать устойчивость ступеней. Правда, ролики при этом могут только скользить, но никак не вращаться, и разрушают ступени изнутри. Зато цель достигнута - трение "убрано" с места поворота. На языке Христича это звучит так: "Паразитные силы, нагружающие ступень на ВКУ в эскалаторах традиционной конструкции ликвидированы".

Эксперты Ростехнадзора, пытаясь понять, почему при запуске эскалатора у него сами собой "вылетают" ступени, а в итоге с ним происходит то же, что с остановившейся магнитофонной лентой, с изумлением обнаружили, что в конструкции отсутствует главный вал. После чего вопрос о том, куда присоединять вовсе не предусмотренный аварийный тормоз, отпал сам собой. Хотя Матвиенко дипломатично растолковали, что изобретение слишком гениально, чтобы его можно было исправить. Губернатор настаивает на продолжении испытаний. Очаровал её конструктор, и все тут!

Отжившие марксисты учили, что критерием истины является практика. Эскалаторы конструкции Христича уже пытались использовать в Киеве на станциях метро "Майдан Незалежности" и "Академгородок", но через день-два они выходили из строя. Что совершенно не смущало изобретателя. Как всегда и бывает со странноватыми людьми с особом подходом, что к физике, что к лингвистике. Помимо "паразитной силы" Христич применяет к метро авиационный термин "шимми", вводит в технический лексикон слово "цепирейки", а под "ВКУ" понимает не "видеоконтрольное устройство", а "верхнюю криволинейную часть" (эскалатора).

Впрочем, как видно из его текстов, его заботят более глобальные вопросы, чем метростроение. Так, техническая терминология вдруг начинает перемежаться рисунками "наложения размеров эллипсов комфортного самочувствия пассажиров на эффективные размеры ступени", со ссылкой на загадочного доктора Фруина.

"Мы видим решение проблемы не в увеличении ширины ступени, а в ее уменьшении до размера ширины эллипса комфортного самочувствия человека с одновременным увеличением числа эскалаторов в тоннеле, изменением кинематики лестничного полотна и принципа входа пассажиров на ступени", - пишет Христич. Связать биоритмы с шириной ступеньки может лишь теоретик, для которого эскалаторы - лишь отправная точка для "общей теории всего". Не обязательно быть психиатром, чтобы догадаться, что мы имеем дело с очень тяжёлым случаем…

В конце 70-х годов ленинградский горздрав терроризировал другой выходец с Украины, некто Виктор Столбун, придумавший способ лечения алкоголизма путем опрыскивания хлорэтилом заднего прохода пациентов, а также их родственников. Он настаивал, что при этом между анусом и головным мозгом образуется положительная обратная связь. Эскулап также употреблял неологизмы и подумывал об излечении не только пьянства, но и всех пороков все тем же способом. Письма профессоров в обком партии о том, что доктор страдает бредом изобретательства, были тщетны: эскулап-параноик умудрился очаровать кого-то в ЦК КПСС (по слухам, будущего председателя Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского).

Лишь когда Столбун предложил снять трусы в лечебных целях некоей влиятельной московской даме, его роскошную экспериментальную клинику прикрыли. Но времена теперь другие, г-н Христич гораздо умнее и ничего подобного относительно Валентины Ивановны не допускает.

Арсений Борментальский

Фото - Коммерсант

Нанесение сигнальной разметки на складе от ведущей инженерной компании ИТЦ ТЕХНОВИК
ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Стройки века
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
8.7.2020 Андрей Дмитриев
Расследование. Помощника капитана Юрия Скока «выживают» с учебного парусного судна судна «Юный Балтиец». Он подает к руководству иск о защите чести и достоинства. Неужели причиной стала готовящаяся к выходу книга о прошлых деяниях двух Владимиров Владимировичей – президента Путина и вице-губернатора Кириллова?

7.7.2020 Юрий Нерсесов
Щупальца олигархии. Британский философ Сэмюэль Джонсон назвал патриотизм последним прибежищем негодяя, имея в виду дельцов, прикрывающих свои гешефты патриотической демагогией. Похоже, некоторые отставные подруги олигархов идут тем же путём.

29.6.2020 Юрий Нерсесов
Эхо истории. С присоединением Крыма РВИО особенно охотно рожает монстров в области его истории. От больших и вонючих, как фильм Первого канала «Нулевая мировая война», который я разбирал два года назад. До маленьких и бесцветных, типа статьи «Балаклавская битва», опубликованной на сайте РВИО в нынешнем году. Переврано в ней всё возможное, причём по-разному.

26.6.2020 Сергей Лебедев
Apocalypse now. Что ж, в истории уже были примеры вырождения и гибели в результате гедонизма целых цивилизаций. Можно вспомнить классический пример Римской империи, В конце концов Римская цивилизация была сметена нашествием варваров, американской сильно везёт, что рядом с ней сильных варварских государств нет, но горит она всё равно красиво. Goodbye America, O!

23.6.2020 Юрий Нерсесов
Щупальца олигархии. О дружбе либерального вице-премьера и любителя шахмат Аркадия Дворковича с православно-консервативным министром сельского хозяйства и покровителем казачества Александром Ткачёвым россияне узнали уже после их отставки. Караоке с «Ах судьба моя, судьба!» Надежды Кадышевой в бизнес-джете вышло чрезвычайно задушевное. Но не придётся ли певцам исполнить «Таганку» или «Владимирский централ» в куда менее комфортном месте?

22.6.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Типа патриотических чучелок из "Единой России" продемонстрировали западной публике в качестве злобных империалистов и фашистов. Затем показали, что для Путина в отличие от подобного зверья осуждение «секретных протоколов» сомнению не подлежит. И напомнили: только действующий президент может держать дрессированных мишек на коротком поводке и загонять пинком в конуру.

15.6.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Сверхдержавы будут делить мир, пока существует человечество. Независимо от того, кто эти сверхдержавы возглавляет: благословлённые церковью монархи, революционные диктаторы или демократически избранные премьеры. Если же вашу страну призывают покаяться в чудовищном преступлении, значит, делить на сферы готовятся её саму.

15.6.2020 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Столичная подземка стала одним из ключевых проектов сталинской эпохи, а спустя десятилетия - и московской мэрии, которая в минувшем году получила контроль над основным пакетом акций АО «Мосметрострой». Разберемся на данном примере в разнице подходов и приоритетов сталинских выдвиженцев и путинских "эффективных менеджеров".

11.6.2020 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Шугалею сильно повезло, что создатели фильма о нём не столь талантливы, как адвокат из рассказа Тэффи. В противном случае узника, скорее всего, запытали бы до смерти, пытаясь выяснить, где находятся мифические атомные бомбы семьи Каддафи.

29.5.2020 Юрий Нерсесов
Властители дум. Главред журнала «Дилетант» Виталий Дымарский, редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и их команда не пропадут, даже если «Газпром» отлучит их от своей щедрой груди. Хорошие моэли, то есть специалисты по обрезанию, в российских синагогах на вес золота. Православно-монархический канал «Царьград-ТВ» Константина Малофеева вроде бы идейно далёк от них, но действует точно так же.