АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Воскресенье, 17 января 2021 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Смерть и государство
2009-03-19 Александр Карев
Смерть и государство

Имеет ли право государственный властитель приказывать убивать граждан своей страны во имя сохранения безопасности государства? Этот вопрос обсуждается много лет. И суть его заключается не только в необходимости существования или отмены смертной казни за те или иные преступления. Она гораздо шире.

Не претендуя на извечные философские споры о том, что такое смерть и убийство, попробуем разобраться в основном аспекте: как государственный властитель может или должен решать проблему жизни/смерти своих подчиненных?

Православие (может быть, это звучит вызывающе) на этот вопрос однозначного ответа не дает. С одной стороны, в соответствии с Десятью Заповедями убивать никого нельзя. Убийство является одним из самых ужасных грехов, за совершение которого человек будет испытывать вечные мучения в аду. С другой стороны, православные священники благословляют российских воинов перед сражениями убивать во имя защиты Отечества от врагов. Более того. Кроме выдачи права на убийство, во имя этой или других высоких целей, православные священники выдают и карт-бланш на самоубийство участникам военных действий. Ведь понятно, что участие в сражении, уже само по себе, резко повышает риск смерти участника этого сражения. Впрочем, является ли это самоубийством? Поставим вопрос иначе: является ли самоубийством решение рядового Петрова согласиться с приказом своего командира майора Иванова идти вместе с ротой в Южную Осетию, которую обстреливают из «Градов» грузинские воины?

Вопрос о смерти, кстати сказать, очень интенсивно обсуждался в начале ХХ века в России. Причем о нем спорили не только писатели-декаденты, но и большевики, пришедшие к власти. Знаменитый историк психоанализа Александр Эткинд в своем труде «Эрос невозможного. История психоанализа в России» отмечает: «Духовная традиция, развивавшаяся под разнообразными и, кажется, несовместимыми влияниями ницшеанства, православия и социального экстремизма, приобретала особую, поучительную и сегодня цельность. Победившие большевики в своих программах массовой переделки человека довели идею до ее воплощения – воплощения варварского и для этой культуры самоубийственного, но, возможно, в ее рамках единственного, которое только и могло быть на деле…»

Знаменитый ученый делает вывод: «Культ власти всегда, независимо от намерений и обстоятельств, оборачивается обрядами смерти… Идея «нового человека» была центральной для русских интеллектуалов, начиная с поэтов-символистов 10-х годов и вплоть до педологов 30-х. Потом она теряла свое значение параллельно с либерализацией режима, но, выхолощенная до пустого лозунга, дожила до брежневского времени».

Можно задать вопрос: не пытается ли и сегодня российская власть создать новый образ «нового человека»?

В общем, схожих с этой «большевистско-православной» концепции взаимопонимания власти-смерти придерживаются и другие религии: в исламе воин, погибший на поле боя, особенно с «гяурами», попадает в исламский рай к гуриям, в буддизме получает шанс избавиться от многочисленных перерождений и достигнуть «Нирваны».

Если религии оправдывают убийство во имя сохранения безопасности государства, то возникает другой вопрос. Оправданно ли убийство, совершенное государственным властителем во имя той же безопасности государства? Попытаемся ответить на этот вопрос применительно к нынешней власти.

Во-первых, государственный властитель должен быть легитимно избранным. Обладают ли этим качеством Владимир Путин и Дмитрий Медведев? Да. Какие бы претензии к существующей выборной системе не предъявляли и левые, и правые, никто не будет спорить с тем, что народ, в общем, принял и того, и другого. Принял за правителей, по крайней мере, сегодня.

Во-вторых, необходимо отметить, что и Владимир Путин и Дмитрий Медведев позиционируют себя как православные россияне. Соблюдают они посты или нет - неважно. Важно, что их религиозная идеологема власти канализирована в православном направлении. Это значит, что точку зрения православных священников на то, что во имя Отечества граждане должны идти на самоубийство и убийство, нынешние государственные властители разделяют, или, по крайней мере, вынуждены разделять. Если это так, то тогда нет никаких причин осуждать их за какие-либо преступления, совершенные во имя безопасности государства. Например, убийство Анны Политковской. Или войну в Грузии. Более того. Все нарушения прав человека, которые отмечаются сегодня в России, вполне объяснимы с позиций государственных властителей с точки зрения защиты основ безопасности государства. И, если рассмотреть поближе, то складывается впечатление, что политика этих государственных властителей сегодня выглядит еще как очень скромная и гуманная.

Любопытно рассмотреть политику нынешних государственных властителей с точки зрения людей, верящих в реинкарнацию.

С точки зрения таких людей, большинство живущих на Земле рождаются и умирают многочисленное число раз, причем, количество смертей и рождений человека определено его кармой. В принципе, в соответствии с этой теорией, о которой смешно пел Владимир Высоцкий, можно предположить, что чем быстрее человек пройдет назначенный ему путь, чем скорее он умрет и родится столько, сколько ему запрограммировано, тем быстрее он достигнет Нирваны. Самоубийство исключаем сразу. Если это так, то тогда возникает масса вопросов.

Кем является убийца? Ведь, с одной стороны он берет на себя ответственность за совершенное преступление, ухудшая свою карму, но, с другой, совершает поступок, который, можно предположить, сокращает срок перерождений человека, которого он убил, а значит и приближает убиваемого к достижению последней Цели, к Нирване? Если это так, то тогда Иосиф Сталин, уничтоживший миллионы жизней, является одним из величайших людей на свете. В принципе, вполне понятно желание некоторых священников канонизировать Сталина. Он очень соответствует православной концепции теории взаимоотношений государства и человека, вождя и смерти.

Мнение автора не совпадает с мнением редакции

Александр Карев

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Метафизика власти
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
12.1.2021 Сергей Лебедев
Прибалтийский фронт. Если появятся Нарвская народная республика, Виленская польская республика, независимая Латгалия, или вольный город Колывань, то это не будет юридическим препятствием для воссоединения этих территорий с основной Россией. И не надо двигать туда танки. Все сами местные жители сделают, все сами.

7.1.2021 Юрий Нерсесов
Политический зоосад. Ручные либералы для Кремля - пакостливые, но любимые киски, которые беззаботно дерут обои и царапают мебель на виду у соседей. Чтобы видели: в России свобода и коты гуляют сами по себе, как во всех цивилизованных странах. Дрессированные патриоты - злобные мелкие моськи. При конфликте с соседями их науськивают тявкать из окна и напускать лужу перед вражеской дверью, а когда наступает мир, загоняют в чулан.

5.1.2021 Юрий Нерсесов
Рамзанизация. Зарезавших чеченского полицейского братьев Тимурзиевых ликвидировали на месте преступления, но Рамзана Кадырова это не удовлетворило. Глава Чечни приказал спикеру парламента Магомеду Даудову разобраться с другими Тимурзиевыми: «Позови их, предъяви доказательства и затем объяви им кровную месть за нашего убитого товарища». Нет ли тут признаков статьи 119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»)?

23.12.2020 Михаил Челноков
Развод по-русски. О несменяемости президентской власти говорит, после внесения поправок в 2020 году, п.3.1 статьи 81 Конституции. Существовала ли в истории такая форма власти? Да, и притом неоднократно и не только в нашей стране. И история неоднократно показывала, что такая власть всегда, в конечном счете, приводит к краху.

21.12.2020 Юрий Нерсесов
Путин и народ. С дальнейшим ростом компьютеризации разоблачения краснознамённого прошлого неминуемо превратятся в танец на граблях. Пляши на них пострадавший от коммунистической госбезопасности диссидент – куда ни шло. Но в исполнении подполковника этой самой госбезопасности, который вступил в компартию ещё студентом, выходит сущий цирк.

11.12.2020 Юрий Нерсесов
Русофобия. Граждан Латвии, голосующих за государственный статус русского языка, режиссёр Алекс Херманис объявил предателями, а рижан, выбравших мэром города русского Нила Ушакова, – плебеями и проститутками, которых нужно лишить избирательных прав. Сейчас он ставит в московском Государственном театре наций спектакль «Горбачев». И планирует перебраться в центр угрозы «цивилизованному миру». Совершенно не удивлюсь, если его ещё и орденом удостоят.

7.12.2020 Сергей Аксенов
Русский мир. Вот уже третий месяц содержится в алматинской тюрьме, как опасный преступник, Ермек Тайчибеков. Причина подобного отношения к нему со стороны местных властей известна - пророссийские взгляды. Формально же ему предъявляют аналог печально известной российской статьи 282. В казахстанском изводе она звучит как «разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» с использованием СМИ. Статья 174, ч. 2 УК РК.

4.12.2020 Юрий Нерсесов
Гримасы либерализма. Тридцать лет назад зампред исполнительного комитета Ленинградского горсовета Анатолий Чубайс опубликовал в журнале «Век XX и мир» статью с заголовком «Жёстким курсом». Он предупредил, что рыночные реформы существенно ухудшат жизнь населения и людишки станут не только проявлять недовольство, но и сопротивляться. Значит, потребуется разгонять первые за 70 лет демократические советы, разгонять профсоюзы и разбираться с неугодными средствами массовой информации.

3.12.2020 Павел Ковригин
Рецензия. Книга «Боевая экология» экономиста Саида Гафурова и бывшего коммунистического депутата Государственной Думы Дарьи Митиной посвящена современным «регрессорам». Точнее, одному из их главных орудий - крупнейшим экологическим организациям, включая знаменитый Greenpeace. Парадоксальным образом Гафуров и Митина обнаруживают общие идеологические источники у экологов и фашистов.

1.12.2020 Эльберд Гаглоев
Война и мир. Ни у одного из участников нет ни одного однозначного бонуса, вот обязательно какая-то дрянь в подарочке имеется. Похоже, все они следуют по коридору, который им кто-то очень умный выстроил. Очень не хотелось бы чтобы Армения сыграла роль Сербии в первой мировой войне.