АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Вторник, 21 августа 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Латиноамериканские семинары
2009-03-30 Глеб Таргонский
Латиноамериканские семинары

«…Мир съеживается, и в нем нет места ни для чего, кроме несправедливости» Субкоманданте Маркос

Если полвека-век назад потомки Боливара, Хосе Марти или Эмилиано Сапаты с карандашом в руках жадно читали книги об Октябрьской революции 1917 г., то теперь интеллектуалы России и других стран, где неолиберализм фактически безнаказанно действует мечом и реформой должны перенять опыт бойцов переднего края борьбы.

Не успел Вашингтон перевести дух от победы кандидата от левых Марсилио Фунеса в борьбе за пост президента многострадального Сальвадора 16 марта, как последовал новый красный удар, точнее его последствие. 19 марта президент Коста-Рики (считавшейся до этого одним из верных «авианосцев» США в регионе) Оскар Ариэс заявил, что его страна возобновляет связи с опальной Кубой, прерванные почти 50 лет назад. И это – всего лишь один маленький эпизод одного из самых важных противостояний начала века: за свободу Латинской Америки от «извечного» дамоклова меча со звездно-полосатой рукояткой.

Латиноамериканский континент не первое десятилетие не перестает удивлять самодовольных скептиков из числа полу-профессуры, полу-обывательщины. Трижды похороненный и оплеванный социализм, коему не потрудились хотя бы отвести приемлемое место в музее идей прошлого, выжил после страшных ударов, обрел иммунитет, развился и по-прежнему ведет на борьбу за социальную справедливость миллионы людей. Социалистические партии остались данностью мировой политики до сегодняшнего дня, и (что нам показывают латиноамериканские левые) еще далеко не исчерпали своего исторического «Я».

Ныне говорить о едином социалистическом или коммунистическом фронте борьбы, увы, не представляется возможным. Тем не менее, это не снимает с российских коммунистов (и просто честных людей, бескорыстно интересующихся политикой) ответственности за изучение богатого опыта международного движения Сопротивления бичу 21 века – неолиберализму. Теперь, когда выражения «вотчина Америки», «мягкое подбрюшье США» все более и более тускнеют в своей несостоятельности, когда Латинская Америка превращается в одну из основ «красного пояса» планеты, когда победы социалистических и коммунистических партий (как, например последняя, связанная с избранием Марсилио Фунеса) уже никак нельзя назвать забавным курьезом, затушевать систему изменения политической основы континента, - теперь «пойти на выучку» к латиноамериканским социалистам и можно, и нужно. Если полвека-век назад потомки Боливара, Хосе Марти или Эмилиано Сапаты с карандашом в руках жадно читали книги об Октябрьской революции 1917 г., то теперь интеллектуалы России и других стран, где неолиберализм фактически безнаказанно действует мечом и реформой должны перенять опыт бойцов переднего края борьбы за альтернативу вечной бойни.

А для изучения открывается богатейший материал, достойный сотни мощных и красочных романов. Здесь и ночные набеги головорезов из «ультрас», и священники, отложившие крест и выбравшие автомат и красное знамя, здесь и американские спецслужбы, и боевики-идеалисты из числа бывших студентов, здесь и неясные очертания странной реальности перуанского «Светоносного пути», чьи бойцы, словно в аляповатом боевике, метают динамитные шашки из пращи, и честные депутаты, под европейскими костюмами которых скрыты шрамы прошлых партизанских войн.

Почему коммунисты, вопреки всему спектру обстоятельств, действовавших против них, вопреки гибели СССР, без поддержки «сильных мира сего», преследуемые и зажатые на маленьких островках партизанских баз сельвы, в начале века стали одной из главных сил фронта освобождения Латинской Америки? Почему люди, пережившие волны гражданских войн, интервенции, террора белых хунт, выбирают красное знамя, которое, по мнению якобы «умников» от политики, устарело и выцвело? Несколько уроков от латиноамериканских левых явно прочистят мозги от постмодернистских блоговых шумов, благодаря реальной и четкой практике, которой наши левые зачастую избегают, замыкаясь в скорплупке метафизически окаменевших идей и блеска прошлого. Если хотите, эти латиноамериканские семинары – необходимый этап, который коммунисту следует пройти для получения аттестата революционной зрелости.

Урок первый: революцию не ограничить годом.

Революционеры – и практики, и теоретики – в определенной степени идеалисты. Вера, даже если она основана на твердом научном знании предмета, является важнейшим мотором их душ. Оборотная сторона энтузиазма – непреодолимое стремление придать конкретным боям местного значения вселенский масштаб и значение. Проходят годы, десятилетия, а революционеры и их потомки продолжают совершенно искренне считать, что именно их революция – это вершина, эталон. К воззрениям, что у каждой страны свой революционный путь развития, который делать по слепкам, присланным из-за границы, – значит, загубить все дело, они относятся с недоверием.

1917 год, как одна из вех социалистического преобразования мира, - первая серьезная (если не считать подвига Парижской коммуны длиной в один месяц) попытка создать общество социальной справедливости вопреки кровавому молоху классовой войны. И на протяжении ХХ века многими латиноамериканскими коммунистами считалось, что СССР остается образцом для конструирования и установления нового общества. Но политическая практика и близость к массам дала стимул пылким юношам выйти из-за предела влюбленности в далекую страну Советов и строить страну Советов здесь и сейчас, исходя из конкретных потребностей региона.

Урок для наших, вечно и безопасно ностальгирующих на клочки прошлого советистов такой: поменьше вспоминать, побольше помнить, например, афоризм Ленина: «Критика составляет долг революционера». А критика – это, прежде всего, действие не во имя воли к власти, а во имя народа и конкретного человека. Сюда голую ностальгию никак не пристроишь.

Урок второй: с кем на квадратном километре садиться.

Левые в Латинской Америке активно участвуют в успешных блоках с социал-демократами и национальными либералами и имеют вполне реальный результат: на сегодняшний день на путь радикальных социальных преобразований уже встали Венесуэла, Никарагуа, Боливия, Эквадор, на путь отмежевания от стафилококка – экономики США и обретения действенной независимости – Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили, где к власти тоже пришла коалиция, где коммунисты занимают место главного инициатора.

Так, например, тот же сальвадорский ФНОФМ (Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти) образовался из пяти организаций, из которых коммунистической официально была только одна - Сальвадорская Коммунистическая Партия (PCS). Как мы видим, с момента создания первой социалистической республики региона – Кубы – прошло 50 лет, а идеи социализма не исчезли, а стали социальной практикой, и, по сути, единственной альтернативой сегодняшнему неоколониализму США. И открытость большинства левых региона к сотрудничеству стала одной из основных причин этому.

Объединение на основе общей борьбы (а что может быть прекрасней, чем борьба за независимость своей страны и за улучшение жизни ее граждан?) делает партии более нужными и полезными не только друг другу, но и стране. Ибо ни одна, даже самая искусная идеологическая конструкция не будет стоить ничего, если она не будет обеспечена практической реализацией. А реализация – путь борьбы, союзов и блоков.

Урок третий: если коммунист не идет к монсеньору…

…то монсеньор придет к коммунисту. И никак иначе. Современные коммунисты (что косяка таить?) активно заигрывают с церковью, пишут статьи, в которых с марксистских терминов странно стекает елей. Современная РПЦ, представляющая собой, в том числе и ЗАО, никогда не будет поддерживать серьезно и официально коммунистов, а тем более их идеи изменения политической реальности. Вот с антикоммунистами блокироваться, с беззубыми, но очень крикливыми монархистами, это РПЦ может. Или властям помогать рисовать буколическое картины «про Россию, которую мы потеряли», да про кровавых богобоцев-большевиков, лишивших страну нравственности. Какой смысл метать перед сановниками в сане бисер, для меня представляется загадкой.

Вот, в Латинской Америке с этим дело обстоит совершенно иначе: священники не просто сочувствуют коммунистам, они их открыто и тайно (в зависимости от уровня накала классовой войны) поддерживают: «Священники для Латинской Америки» (Колумбия), «Священники для «третьего мира» (Аргентина), «Христиане за социализм» (Чили), «Национальная независимая организация священников» (Перу), «Священники для народа» (Мексика) – вот лишь неполный список организаций - союзников коммунистов в их борьбе.

Конечно, не все священники поступают так. Хотя бы то, что церковь – активный землевладелец в регионе, мешает развитию процесса «социализации» в церкви. Как говорил герой романа Льва Никулина «Мертвая зыбь»: «Бытие определяет сознание. Только у меня раньше между бытием и сознанием имение было…» Тем не менее, процесс этот идет.

Серхио Мендес Арсео (епископ Мексики), автор «Теологии освобождения» (1986) говорил прямо и исчерпывающе: «Быть антикоммунистом – значит, быть антихристианином». С ним был бы солидарен и Оскар Ромеро и-Гальдамес, расстрелянный боевиками из «эскадронов смерти» во время богослужения в 1980: «Зачастую те, кто называет себя серьезными врагами коммунизма, не хотят сконцентрировать свое внимание на пороках капитализма, приведшую, в частности, наш народ к стольким жертвам».

Эрнесто Кардиналь, который был исключен из ордена иезуитов за отказ выйти из революционного правительства Никарагуа, писал: «Истинный революционер – всегда против насилия, он пацифист, он любит жизнь, а не смерть… но насилие совершенно оправдано, потому что это право на сопротивление, всегда признаваемое церковью за народами». Марксизм он именовал не иначе, как «плод Евангелия». Камилло Торрес – колумбийский священник, убитый в 1966 году в бою с правительственными войсками также определял свою позицию к коммунистам честно: «Я… не могу быть антикоммунистом, ни как колумбиец, ни как христианин, ни как священник».

В итоге, огромная масса священников стали союзниками коммунистов в борьбе за жизнь и свободу своих народов. Не случайно Шарль Антуан, внимательно изучавший в 50-60-х годах парадигму развития взаимоотношения между священниками и левым движением в Латинской Америке так охарактеризовал отношение целого слоя священников к проамериканским режимам: «Если бы Иисус пересек границу, он был бы арестован», а «…Библия стала подрывной книгой, и в этом своем качестве, она на равных конкурирует с революционными книгами».

Коммунисты не заигрывают со священниками, они честно сражаются за лучший мир, и эта честность неизбежно привлекает честных людей, в том числе и в рясах. Весьма неплохой пример для диванных мечтателей о «союзе веры народной и марксизма».

Глеб Таргонский

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Партизанские будни
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
21.8.2018 Борис Костин
Эхо истории. В день полувековой годовщины ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию для подавления антисоветского прозападного мятежа публикуем главу из книги Бориса Костина и Александра Маргелова "Генерал армии Василий Маргелов" о тех горячих днях. Костин - историк и ветеран ВДВ - сам принимал участие в операции "Дунай" и гордится фактом сопричастности к этому славному историческому событию.

18.8.2018 Юрий Нерсесов
Пропагандоны. «Московский Комсомолец» нашёл себе духовно близкого подзащитного. Им стал обладатель навороченного джипа Ренат Булатов. Выехав на встречную полосу, он убил двух девочек 6 и 7 лет вместе с родителями, но, по мнению газеты, заслуживает сочувствия. Как выдавить слезу из почтеннейшей публики? С помощью стандартных психологических манипуляций.


9.8.2018 Сергей Лебедев
Их нравы. Франция, войска которой находились в ЦАР все время ее независимости, в 2016 году вывела их. Её место пытаются занять Китай и Россия. Для населения это мало что изменит. Страна успешно преодолевает последствия колониализма и возвращается в доколониальное состояние, а её жители, как и до прихода белых, истребляют и поедают друг друга. Только используя уже не луки и копья, а пулемёты и автоматы.

8.8.2018 Андрей Дмитриев
Война и мир. К десятилетию войны 08.08.08 републикуем репортаж из зоны боевых действий редактора "АПН Северо-Запад" Андрея Дмитриева. Как показало время, сделанные им выводы вполне актуальны и сейчас. «Сегодня южные границы России – это Цхинвал и река Ингур. Впервые за 17 лет наши правители сделали что-то приличное».

6.8.2018 Юрий Нерсесов
Пропагандоны. Истории о девушках из аула Дади-Юрит, утопившихся после его взятия русскими войсками 14 сентября 1819 года, всегда считалась легендой. Упоминалась она как правило на страницах сборников чеченского фольклора как илли - народная героическая песня, наподобие шотландских баллад. Вопрос: к чему такие слезливые сказки, если жительницы Дади-Юрта и вправду отважно его обороняли, о чем писал даже ненавистный чеченцам генерал Алексей Ермолов?

19.7.2018 Александр Сивов
Эхо истории. Были оценки советских историков, что большая часть доходов русских помещиков XIX века, выжимаемого из крестьян, транжирились именно во Франции, но там почему-то там не упоминалась конкретика – бабы. В зависимости от толщины кошелька, они приценивались там на великих кокоток, на дорогих лореток, на молоденьких гризеток и просто на банальных проституток. Николай Второй тоже там порезвился. И сегодня, к вековому юбилею расстрела царя, следует об этом помнить.

18.7.2018 Сергей Лебедев
Демография. Прибалтика всегда относилась к малонаселенным регионам Европы, хотя плотность населения там выше, чем в среднем в России. Современный американский историк латышского происхождения Андрейс Плаканс отсечал, что «если оперировать демографическими критериями, то начиная с XIII века земли побережья Балтики ни разу не испытывали демографического бума, однако постоянная внутренняя миграция всегда обеспечивала прирост населения в конце каждого столетия».

13.7.2018 Юрий Нерсесов
Дружба народов. Само ритуальное обличение хорватов неинтересно - если курс Кремля изменится, Клинцевич с тем же пылом заклеймит сербов, китайцев или арабов. Куда интереснее другое. Упомянув про предательство «славянского мира», отставной замполит невольно поставил вопрос, а существовал ли этот мир вообще?

6.7.2018 Александр Сивов
Сопротивление. Без вмешательства российских спецслужб забастовка, в конце концов, угаснет, и некоторые признаки этого уже имеются. Железнодорожники получат, в конце концов, запчасти на неисправные локомотивы, частичное повышение оплаты и труда и им вернут отмененные недавно льготы выхода на пенсию. А в Москве путинские соловьи будут, по прежнему, петь про то, что всемогущий Госдеп, аки дьявол, умеет подрывать изнутри неугодные ему режимы, а мы так и не научились этому…

5.7.2018 Юрий Нерсесов
Русофобия. У короля Франции Людовика XIV был фарфоровый трон с дыркой и горшком, на котором его величество слушал доклады подданных, одновременно справляя нужду. Пользоваться троном мог исключительно монарх. Вздумай лакей осквернить аристократическое сидение плебейской задницей – сдох бы в кандалах на галере! Вот и у нас гадить в Россию, официально кормясь от Кремля – исключительная привилегия. Положенная лишь особо уважаемым людям, а не подстилкам провинциальной братвы.