Скандал вокруг фильма «Мы из будущего-2» показал не только убожество российского патриотического кино, но и бесцельность политики властей РФ на постсоветском пространстве.
Еще на этапе съемок боевик «Мы из будущего-2» не вылезал из скандалов. История отправки группы русских и украинских хлопцев на поле битвы под Бродами, где войска 1-го Украинского фронта почти полностью уничтожили 6 немецких дивизий и украинскую дивизию СС «Галичина», не вдохновила участников фильма-приквела. Больше половины исполнителей главных ролей первого «Мы из будущего» и его режиссер Андрей Малюков отказались участвовать в проекте, а сменивший Малюкова Олег Погодин потребовал убрать свою фамилию из титров и , что хочет «вычеркнуть этот фильм из своей памяти».
Обязанности режиссера пришлось исполнять продюсеру - даме по фамилии Кукоба - и она накукобила такого, что картина полностью потеряла связь с первой частью и со здравым смыслом. Главгерой, который в «Мы из будущего-1» был представлен недоучившимся студентом, во второй части, где действие развернулось через несколько месяцев после первой, оказался институтским преподавателем истории. Изображавшая фронтовую медсестру, гламурная киса забеременела от него в августе 1942-го, но к июлю 1944-го еще не родила. Провалившихся в прошлое украинских хлопцев бандеровцы признают за своих, заявив, что на них «наша форма». (Хотя на одном из попаданцев нечто непознаваемое, а на другом - полевой камуфляж СС).
Мадам Кукоба хотела показать, что бандеровцы с эсэсовцами одна шайка-лейка? Но уже несколько минут спустя между ними вспыхивает жестокий бой. То есть фильм снят полностью в духе современного украинского официоза, согласно которому боевики Бандеры в равной мере дрались и с коммунистами и с нацистами. Правда при этом расстреляли в овраге несколько десятков пленных красноармейцев и помогавших партизаном деревенских жителей, но на той войне подобные эксцессы у всех случались: в других российских фильмах кровавая бериевская гэбня еще и не так зверствует!
Что касается собственно немцев и солдат «Галичины», то они и вовсе показаны с полным уважением. Смертельно раненного парнишку из «Галичины», просящего перевернуть его простреленным животом вверх, сняли явно с желанием выдавить из зрителя скупую слезу.
Забавно получается, да? С одной стороны Кукоба перед съемками , что фильм заказан большими людьми к президентским выборам на Украине, угрожала неприятностями отказавшемуся от съемок Даниилу Козловскому и хвасталась, что о проекте осведомлен сам обер-идеолог Кремля Асланбек Дудаев-Сурков. С другой - картина за некоторыми отклонениями льет воду на мельницу именно наследников Бандеры и «Галичины». Не хочу заниматься конспироложеством, но все же напомню: бывший главарь украинских боевиков, воевавших в Чечне против России, Дмитро Корчинский на Селигер дрессировать нашистскую гопоту именно с подачи Суркова.
Может быть, фильм, по крайней мере, красиво снят? Нет, это смешная игра в войнушку с корявым реквизитом, неуязвимыми персонажами и косыми немецкими пулеметчиками, которые в упор не могут попасть в раздолбанный грузовичок. Недаром во время премьеры ленты в Курске приглашенные ветераны демонстративно зал, не желая тратить время на такую дешевку.
Не удалось сурковским подручным и показать идейное превосходство советских людей над клятыми бандеровцами. Отчетливо видно, что идейного столкновения с ними постановщики просто боятся. Ни единого эпизода, где украинские националисты говорят, что они хотят и за что ненавидят москалей, в фильме нет. Только один хлопец, отвечая на этот вопрос, предъявляет приятелю претензии, что тому все легко дается, поскольку у него батька депутат Рады и богач. В интернетных дискуссиях в таком случае пишут: «слив защитан», и по большому счету слили тут не только Кукобу с компанией.
Вспомнив историю российско-украинских взаимоотношений, хоть во времена Алексея Михайловича с Петром Алексеевичем, хоть при Ленине-Сталине, мы увидим, что как ни проклинали паны-гетманы клятых москалей, огромные массы населения в итоге оказывались на их стороне. Потому что Москва выступала как могучий субъект истории, несущий миру свой великий проект.
Русские цари шли на Украину под знаменем воссоединения Киевской Руси и строительства православного «Третьего Рима», после которого «Четвертому не бывать». В эсхатологическом смысле речь шла о воплощении пророчеств святых Варнавы Гефсиманского и Серафима Саровского, ныне отраженных в православных фэнтэзи Юлии Вознесенской («Путь Кассандры или Приключения с макаронами» и «Паломничество Ланселота»). Православное царство, объединенное вокруг Москвы, должно дожить до Страшного суда, и даже сам антихрист бессилен против него.
Величественно смотрелся и советский проект, предполагавший строительство «царства божьего на земле». Кроме того именно советская власть обеспечила Украине фундамент ее нынешней государственности: статус соучредителя СССР, место в ООН, преподавание украинского языка в школах, присоединение Донбасса, Галиции, Закарпатья, Крыма и много чего другого, о чем сегодня в Киеве предпочитают помалкивать.
Сейчас в Кремле никакого проекта и близко нет. Его обитатели сами не знают, строят ли они ЕвроАзЭС, ОДКБ, СНГ или какое другое «Г». С Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем понятно: их, помимо прочего, толкает к России страх перед врагом, а с Украиной-то как? В фильме провалившимся в прошлое героям поневоле пришлось отбиваться вместе, чтобы выжить. Но в реале, в отличие от прошлых веков, ни польских, ни германских, ни турецко-татарских полчищ под Киевом не видно. Да и американцы его наподобие Белграда с Багдадом бомбить не планируют.
Вот и приходится питающимся кремлевскими объедками мастерам культуры спекулировать памятью о прошлой войне. Только на повестке-то дня выбор будущего. Если в этом будущем нет великой идеи, то обывателям независимо от национальности свойственно выбирать, курс в гавань, где вкуснее, комфортнее и безопаснее. В данном случае - в Европу, куда неотвратимо ползли и Кравчук с Кучмой, и Ющенко с Тимошенко, а теперь - и Янукович с Азаровым и окружающие их камарильи.
Да что там политики! В 1991 году за независимость Украины проголосовало большинство избирателей якобы пророссийского юго-востока, включая Крым. А поскольку точно так же голосует и россиянская элитка, покупающая виллы в Лондоне, кутящая в Куршавеле и хранящая деньги в швейцарских банках, любая проплаченная ей патриотическая кинопропаганда – фуфло, которому не верят ни зрители, ни создатели, ни сами заказчики.
Эхо истории. Я решительно поддерживаю успешный поход в Прибалтику Петра Алексеевича, скорблю по неудачной экспедиции Владимира Ильича и с удовольствием вспоминаю, как Иосиф Виссарионович решил проблему на полвека. Лицемеры же, скулящие о том, что Россия всё время только оборонялась (и так раскинулась на шестую часть света, ага), - людишки скучные и гадкие.
Литература. Про бои на бывшем юго-востоке Украины рассказали и ещё расскажут многие, но пока только Дмитрий создал настоящую энциклопедию сражающегося Донбасса. Не краткую – без малого 470 страниц убористого текста – и не сухой справочник.
ЖЗЛ. Армия России постепенно приближается к Гуляй-Полю. В городе украинскими властями объявлена эвакуация и сейчас самое время вспомнить о прославившем его уроженце Несторе Ивановиче Махно, которому аккурат 7 ноября исполнилось 137 лет.
Эхо истории. Владимир Ростиславович Мединский - удивительно разносторонний человек. Пламенный комсомольский активист. Героический защитник Ельцина от ГКЧП. Великий переговорщик с Украиной. Отставной депутат Госдумы от «Единой России» и министр культуры. Ну и конечно преданный и любящий сын.
Святая церковь. Фигура главы Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Езраса Нерсесяна навевает мысли о церковной вертикали Российской империи перед падением Николая II. Хочется верить, что российские вертикали, как светская, так и церковная, учтут эти печальные уроки.
ЖЗЛ. В ходе текущего обострения ситуации вокруг Венесуэлы, которая находится на грани войны с Соединенными Штатами, не будет лишним вспомнить об истории создания этого государства и антиколониальной борьбы на континенте в целом. И главным героем тут несомненно является Симон Боливар.
Театр абсурда. Бартошевич заявляет, что при Сталине трагедию Шекспира «Макбет» в СССР не ставили, а когда корреспондент замечает, что и трагедию «Гамлет» у нас 30 лет не ставили, радостно подтверждает. А что на самом деле? Театровед Софья Нельс в книге «Шекспир на советской сцене» упоминает несколько спектаклей о короле Шотландии.
Эхо истории. 22 сентября 1935 года постановлением ЦИК и СНК были введены персональные воинские звания – от лейтенанта до командарма первого ранга в сухопутных войсках, и от лейтенанта до флагмана 1-го ранга на флоте. Венчало армейскую иерархию звание маршала.
Война и мир. Профессия огнемётчика в современных войсках предполагает собой стрельбу термобарическими снарядами или ракетами. Но писателю свойственно воображение, работа Урана мне видится по старинке, как будто он, с наполненным керосином железным ранцем за спиной, направляет струи очистительного огня на вражьи укрепы, превращая неонацистов в горящие тряпичные куклы.
Народная Корея. Сегодня Пхеньян превратился в более красивый и великолепный город по грандиозному замыслу Ким Чен Ына о строительстве столицы. Пхеньян – не только гнездо счастливой и цивилизованной жизни народа, он и впредь будет менять свой облик к лучшему, демонстрируя новую цивилизацию социалистической Кореи во всей красе.