АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 28 марта 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Плагиатор под юбкой Матвиенко
2010-06-04 Андрей Чепалый
Плагиатор под юбкой Матвиенко

Так и не разобравшись толком, кем же все же являлся И.В. Сталин - кровавым тираном или мудрым руководителем (слишком противоречивы были указания сверху),  бесплатный листок городской администрации Санкт-Петербурга «Петербургский дневник» нашел себе нового кумира – Ивана Грозного.

В номере 20 (284) от 31 мая 2010г. напечатана статья «Как Илья Репин царевича Ивана убил», подписанная Андреем Соколовым. (Под этим псевдонимом  скрывается редактор газеты Владимир Малышев). Помещена она под рубрикой «Петербургские тайны». Хотя жизнь Грозного и его ближайших потомков проходила вне Петербурга с его тайнами, но привязка тут к картине И. Репина, которая имеет прямое отношение к городу на Неве.

Статья Андрея Соколова, впрочем, посвящена не столько картине, сколько восхвалению  Ивана Васильевича.  Ну, сейчас свобода слова: хвали кого хочешь. Некоторые вон  считают его святым (в буквальном смысле слова).  Опять-таки свобода веры  - не попрешь. Но, с точки зрения просветительской, материал Андрея Соколова читать вредно. Слишком много фактических ошибок, а факты  (в отличие от трактовок) священны.

Андрей Соколов пишет:  «Всем памятна Куликовская битва. Хотя пос­ле нее полчища Мамая снова напали на Москву и сожгли ее дотла».  Это поистине открытие! Ведь достаточно открыть школьный учебник истории, чтобы узнать, что в 1380 году сразу после Куликовской битвы, Мамай бился еще и с ханом Тохтамышем, потерпел поражение и от него. После этого Мамай бежал в Крым к своим союзникам генуэзским колонистам, но был ими предан и в том же году убит.  Одно из двух: либо Андрей Соколов зачинатель  новой версии альтернативной истории, либо автор «Петербургского дневника» по малограмотности приписал поход хана Тохтамыша  1382 года, действительно окончившейся сожжением Москвы, темнику Мамаю. Мне почему-то кажется, что второй вариант более вероятен. 

Чудеса продолжаются и при описании событий эпохи Ивана Грозного. Решающая битва Руси и Крымского ханства в 1572 году в «Петербургском дневнике» описана так, что не упомянут командующий русским войском – князь Воротынский (согласно не до конца подтвержденной версии его чуть позже замучили по приказу Ивана Грозного). Автор намеренно создает у читателя впечатление, что ратью командовал сам самодержец.  Кроме того,  по версии смольнинской газеты, русских на битву вышло 20 тысяч человек, а татар и янычар (ханство было вассалом Османской империи) 120 тыс.  На самом деле в любом справочнике сказано, что русских было 60 тысяч (данные по их противникам сходятся). Да и при равном оружии и свирепости отбиться от шестикратно превосходящего противника не получилось бы.  А от татар в том великом сражении не просто отбились, их уничтожили, домой вернулось процентов десять!

Но бог с ним, с Иваном Грозным. Свое мнение об этом царе имеет право излагать каждый. Но именно свое! Между тем, проведя поиск в интернете, легко обнаружить, что свежая статья в «Петербургском дневнике» имеет подозрительно много общего с куда более давней  публикацией. Вот отрывок из господина Соколова.

 «В 1885 году в Петербурге художник Илья Репин показал на выставке картину под названием «Иван Грозный и его сын Иван, 16 ноября 1581 года». Репин уже тогда был очень знаменитым, и публика восторженно шепталась вокруг нового полотна художника. Однако когда к картине подошел обер-прокурор Святейшего синода и выдающийся русский мыслитель Константин Победоносцев, он сердито нахмурился и вскоре с возмущением покинул выставку…

Как отмечает доктор исторических наук Татьяна Грачева, первым опроверг эту клевету на царя митрополит Иоанн в своей книге «Самодержавие духа». Он доказал, что царевич умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство».

А вот что писал член Союза писателей России и автор многочисленных статей об Иване Грозном Николай Шахмагонов в статье «А сына-то Грозный не убивал!», опубликованной в журнале «Чудеса и приключения» в №1 за 2006 год.

«Увидев в 1885 году в Санкт-Петербурге на выставке новую картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая потом стала известна под упрощённым названием «Иван Грозный убивает своего сына», обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущён её сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический».

Действительно, факт убийства царём Иоанном Васильевичем Грозным своего сына царевича Иоанна до недавнего времени казался бесспорным, ведь он нашёл отражение даже в школьных учебниках, как одно из свидетельств о якобы существовавшей жестокости Русского Православного Самодержавия. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу. Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжёлой болезни, и что в дошедших до нас исторических документах нет и намёка на сыноубийство»

Прочитав несколько текстов, подписанных Шахмагоновым, я не обнаружил в них явного бреда, вроде еще одного нашествия Мамая. Все что подписано этим именем, кажется, может, и реакционным, но грамотным.  Ну, считает автор, что беды Руси пошли от того, что царь не дорезал с прочими боярами князей Шуйских, ну так это плюрализм. Факты-то вроде правильные.

Можно предположить, что взяв за основу чужой текст, бойкие коллеги из «Петербургского дневника» приукрасили его в меру своих скромных сил. При этом от канвы произведений Шахмагонова отступить не решились и вслед за ним вставили зачем-то в текст фрагмент о фильме Эйзенштейна «Иван Грозный» и его критику Сталиным. В итоге получилось нечто неприличное, и уже не первый раз. Год назад Соколова-Малышева уже уличали в воровстве чужих текстов, но благодаря покровительству курирующей городские СМИ вице-губернатору Алле Сучилкиной (Маниловой) он удержался на своем посту. Что неудивительно. Ибо качество работы чиновников Смольного, которые не могут навести в городе элементарный порядок и сделать его комфортным для жизни, вполне соответствует качеству работы их шататных халявщиков-пропагандонов.

Андрей Чепалый

 

Автор карикатуры Сергей Дерябин

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Акулы пера
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
27.3.2025 Николай Волынский
Общество зрелищ. Фильм этот якобы о Пушкине Александре Сергеевиче. Так было объявлено. И нужно сказать сразу: фильм – знаковый для нашего времени. И весьма замечательный. Как замечательной может быть граната с выдернутым кольцом, но в яркой конфетной упаковке. Вам говорят: «Вкусно, угощайтесь». Вы доверчиво берете и в течение 12 сеансов так же доверчиво, как последний олух, ее разворачиваете. И бум! – мозги набекрень

24.3.2025 Андрей Дмитриев
Наследие предков. Кумарская битва, случившаяся в 1655 году на берегах реки Амур, – событие, которое вспомнит далеко не каждый даже из знатоков отечественной истории. Если произошедшие тогда же, в царствование Алексея Михайловича, войны с Польшей и Турцией из-за Украины подробно описаны в учебниках, то события на далекой восточной «украине» (то есть окраине) вниманием обойдены. И совершенно напрасно.

21.3.2025 Петр Баранов
Общество зрелищ. Мы не пираты и потому не имеем права уподобляться хохлам и англосаксам. Мы должны играть исключительно по их правилам, а свои правила придумывать не должны. Ну а совпадение интересов отечественных кинохалтурщиков и их покровителей в госструктурах с интересами наших заклятых друзей из Лондона и прочих притонов пиратства и разврата тут совершенно не причём!

18.3.2025 Борис Костин
Общество зрелищ. Вдруг в культурную жизнь Москвы и Петербурга врывается Игорь Матвиенко со своей этно-оперой «Князь Владимир», на которую Президентский фонд отвалил за три года ни много ни мало почти 200 миллионов рублей! Это потрясающее сценическое безобразие было высоко оценено экспертами, гранты были получены, а то, что результат — пшик, так это, как говорится, tastes differ.

17.3.2025 Юрий Нерсесов
Их нравы. Нежная любовь к соплеменникам Макфола прорывается у Маркова и сейчас. Уже в разгар украинского кризиса, после массовых поставок Киеву американского оружия и санкций, наложенных на Россию, он трогательно поздравлял заокеанских друзей с Днём независимости. Ну а блок НАТО воспевал ещё незадолго до наступления ВСУ в Курской области.

15.3.2025 Андрей Дмитриев
Политический портрет. «Будь ты проклят, Горбачёв!» – Cпел Михаил Елизаров, и, наверное, большинство наших соотечественников с такой оценкой согласны. Особенно глядя на ту же СВО, когда за последствия распада СССР приходится расплачиваться кровью поколениям русских людей, которые родились уже после 1991 года.

13.3.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Вячеслав Михайлович Молотов – он же Скрябин, 9 марта исполнилось 135 лет со дня его рождения, – одна из знаковых фигур отечественной истории. Но толком не поймешь, как его охарактеризовать – удачливый политик он или не очень.

12.3.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Сергей Семёнович как заправский идеолог цирковой жизни столицы порадовал население Москвы своим видением задач, стоящих перед страной в области мировой (а может быть даже и межгалактической) цирковой жизни столицы Российской Федерации. Как следует из блога градоначальника принято решение: «…построить здание Московского цирка в новой удобной локации в Мнёвниковской пойме на северо-западе Москвы».

27.2.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Моряки» - единственная в мире лента, где наши корабли эпохи пара и железа громят вражеский флот. После Великой Отечественной о больших победах на море картины снимали, но исключительно парусных кораблей Ушакова и Нахимова.

27.2.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Потренировавшись на бордюрах, Собянин решил замахнуться на более грандиозный проект под кодовым названием «ЦИРК». Постоянного «цирка» от московского мэра и так хватает в обычной жизни столицы, но тут вопрос не о повседневном «бытовом цирке», а о реконструкции Большого Московского цирка, то есть о строительном проекте с грандиозным бюджетом.