АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 19 октября 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Москву «откондопожили»
2010-12-23 Вадим Штепа
Москву «откондопожили»
Взгляд из Карелии

Восстание «Спартака» неожиданно стало одной из самых острых и широко обсуждаемых тем в российской общественной жизни. Но Карелия здесь обладает своеобразным «копирайтом» – в нашей Кондопоге четыре года назад произошли схожие события, также взорвавшие тогда российскую медиа-сферу. Они даже сделали имя этого симпатичного города общероссийски известным и неоднозначно-нарицательным. Именно кондопожские события впервые показали, что не все так гладко в «нашей многонациональной и многоконфессиональной стране» – выражение, которое твердят как мантру. И если возникающие здесь проблемы открыто не обсуждать, но «политкорректно» замалчивать? они рано или поздно прорвутся очередными эксцессами…

Однако общий тон московских СМИ показал, что они, увы, ничего с тех пор не поняли и ничему не научились. Они громко пишут о «погромах на Манежной», случайно или сознательно «забывая» о том, что же явилось их причиной. На кондопожские события реакция в свое время была совершенно аналогичной: либеральные газеты, телеканалы и интернет-порталы негодовали на участников молодежных беспорядков, но вопрос, почему они начались, обычно оставался за кадром. Задуматься о том, как могла возникнуть в Карелии вооруженная чеченская банда, жертвами которой стали два местных жителя, считалось «нетолерантным».

Московские события отличаются от кондопожских лишь тем, что здесь не было никаких ответных жертв. Северяне проявили хладнокровие и воздержались от всякого насилия по отношению к мигрантам – разве что в Кондопоге перестали посещать их торговые точки и сдавать им жилье. Заметим, что этот ненасильственный протест оказался куда более эффективным и законным, чем глупая «месть» московских «патриотических» гопников случайным кавказским подросткам на Манежной. Хотя некоторые наблюдатели в социальных сетях уже указали на провокационный характер этого побоища, распознав в его зачинщиках «нашистов».

Во всем же остальном аналогия полная: горячие южные парни, оказываясь в большинстве, охотно демонстрируют особенности своего менталитета, позволяющего нападать с ножами и пистолетами на безоружных. А милиция либо не вмешивается в конфликт (как в Кондопоге), либо отпускает убийц (как в Москве). По существу, кондопожские и московские события были гражданским протестом против коррупционного сращивания этнокриминальных группировок с российскими правоохранителями. Но если местные жители решаются на такой протест против безнаказанных преступлений – их самих объявляют «экстремистами» и «фашистами». Понятно, что такие вывихнутые стереотипы только подливают масла в огонь…

Если, как нам любят говорить, недавние мигранты – «такие же граждане России», то чем объяснить двойные стандарты в правоприменительной практике? Кондопожан, переворачивавших пустые ларьки, осудили практически сразу же, а суд над убийцами тянулся почти четыре года, и приговор до сих пор обжалуется. Многим памятна еще просьба тогдашнего губернатора Катанандова к чеченской диаспоре о выдаче подозреваемых в этом преступлении. Если бы подобное совершила какая-нибудь местная банда, власть бы тоже просила у кого-то разрешения задержать преступников?

С другой стороны, разжечь кондопожский конфликт и заодно отпиариться на нем тогда, как мы помним, поспешили московские эмиссары ДПНИ. Один из них в своем блоге даже договорился до того, будто бы это именно они организовали городской сход. Такие вот «радетели за народ», считающие его быдлом, не способным к самоорганизации без самозваных московских «вождей»! Занялись бы они лучше своим собственным городом, где криминальная ситуация неизмеримо более сложная. Причем боролись бы не с пресловутыми «таджикскими дворниками», а с теми зачастую вполне русскими хозяевами крупных фирм, которые массово завозят дешевую рабочую силу из южных стран. Но на это, по всей видимости, у них кишка тонка – и поэтому они предпочитают бороться со следствием, а не с причиной.

Многие русские националисты сегодня пытаются усидеть на двух стульях: удержать в составе империи неспокойные кавказские республики, но при этом остановить миграцию оттуда. Однако это взаимоисключающие стремления – если уж вы считаете жителей этих республик своими гражданами, будьте добры мириться с тем, что они имеют конституционное право на место жительства по всей России. Впрочем, сегодня главными сторонниками великодержавных взглядов являются сами администрации этих кавказских республик, получающие из федерального бюджета колоссальные дотации, и не снившиеся другим регионам, из которых, напротив, выкачиваются все ресурсы и налоги. Так что если в каком-то, условно «русском» регионе начнутся вдруг выступления против грабительской политики имперского «центра», власть вполне может бросить на их подавление «кадыровский спецназ», у которого есть давняя традиция воевать с русскими. Интересно, на чьей стороне тогда окажутся те «русские националисты», для которых «единство державы превыше всего»?

Каково же может быть позитивное решение этой сложной и запутанной проблемы с точки зрения интересов нашей республики? Полагаю, что оно состоит именно в развитии республиканского самосознания, которое в Карелии традиционно доминирует над этническим. Отношения между коренными народами республики гармонично складывались веками – и даже те русские, в которых совсем нет карельской крови, попадая за пределы республики, часто называют себя именно «карелами», чувствуя некоторые психологические отличия от русских из других регионов. Уникальный синтез местных культур, а также приграничный статус республики формируют особую республиканскую ментальность - чуткую как к своим древним мифам, так и к современным технологиям, гостеприимную и глобально открытую, но вместе с тем самобытную и отвергающую агрессивное навязывание чужого образа жизни. Такое республиканское самосознание сблизит карельское общество и сделает в принципе невозможным повторение эксцессов, подобных кондопожскому.

О необходимости такого самосознания ярко и лаконично пишут участники одного из республиканских сообществ «Вконтакте»:

- Любишь Карелию? Участвуй сам в ее политической жизни или активно интересуйся, что именно делается политиками на ее благо! Расходуй свои деньги на товары и услуги карельских предприятий и организаций! Сохраняй чистоту, оберегай природу и исторические культурные памятники!

Республиканское самосознание особенно актуально выглядит сегодня, когда некоторыми московскими институтами разрабатываются планы по трансформации российской федеративной структуры в несколько многомиллионных агломераций. Так что либо мы защитим субъектность своей республики – либо нас вновь, как уже неоднократно бывало в имперской истории, сделают лишь объектами очередных социальных экспериментов…

А тем временем европейский мир движется, напротив, к возрастанию регионального самоуправления. В соседней с нами Финляндии в начале уходящего года проведена интересная административная реформа, заменившая прежние губернии (с назначаемыми губернаторами) региональными союзами муниципалитетов. Избираемость власти и ее подотчетность гражданам там нигде не подвергается сомнению. И очень радует, что нынешний глава Кондопожского муниципального района Дмитрий Жуматин также выступает за прямые выборы мэра – как гарантию от коррумпированности и криминализации власти. Хорошо бы эта его позиция создала новый, по-европейски демократический образ Кондопоги в российском обществе!

Вадим Штепа

Мнение автора не совпадает с мнением редакции

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Сопротивление
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
15.10.2018 Михаил Трофименков
Общество зрелищ. Фашистские партии плодились, как компартии в начале 1920-х. В 1930-ом они оформились в Дании, Португалии, Швейцарии, Бельгии, Ирландии, Румынии. В 1931-ом – в Бретани («Бретань для бретонцев!»), Нидерландах, Великобритании, Аргентине, Австралии, Перу... Активисты еврейской фашистской партии «Брит Ха Бирионим» (1929) убили умеренного сиониста Арлозорова, тренировались на базе итальянских ВМС и воевали в Эфиопии.

14.10.2018 Юрий Нерсесов
Властители дум. Изучив интервью и книги отмечающего сегодня 80-летие советского детского классика Владислава Крапивина, замечаешь забавнейшие историко-политические кульбиты. Не менее причудливые, чем у младшего тёзки – помощника президента России, поэта и автора романа «Околоноля» Владислава Суркова.

6.10.2018 Михаил Трофименков
Общество зрелищ. Трагедия десятилетия - в отсутствии выбора. Призывать чуму на оба дома – ведь и там, и там расстреливают, как лес вырубают - означает занять сторону чумы. Фашизм – абсолютное зло. Что ж, значит: Сталин - «не человек - деянье, поступок ростом с шар земной» (Пастернак) - обречен на роль абсолютного добра. Несмотря ни на что.

24.9.2018 Юрий Нерсесов
Война и мир. Режим Владимира Путина до недавнего времени выглядел одноглавым. Однако после уничтожения российского самолёта радиолокационной разведки Ил-20 в Сирии у него словно отросли дополнительные бошки. Кажется, столь упрямые и тупые, что грызутся не только с друг с другом, но и сами с собой.

17.9.2018 Николай Коняев
In memoriam. Немного не дожив до 70-летия, скончался председатель Православного общества писателей Петрбурга Николай Коняев. Редакция «АПН Северо-Запад» приносит свои соболезнования друзьям и близким Николая Михайловича и в этот печальный день вновь публикует те мысли, которыми он делился с нами.

11.9.2018 Юрий Нерсесов
Гримасы либерализма. Директор Института национальной памяти Украины Владимир Вятрович объявил Пушкина и Булгакова опасными щупальцами русского мира. Могли ли российские либералы не поддержать киевских побратимов? Конечно, нет! И в Москве знамя Вятровича подхватил фантаст Леонид Каганов.

10.9.2018 Андрей Балканский
Эхо истории. 9 сентября 1948 года на первой сессии ВНС было провозглашено создание Корейской Народно-Демократической Республики. Название страны было предложено представителями советской военной администрации, автором гимна и герба республики стал Ким Ду Бон. Он же был избран председателем Верховного Народного Собрания. Главой кабинета министров КНДР стал Ким Ир Сен.

4.9.2018 Сергей Аксенов
Русская весна. «Сергей, эти умники украли у нас победу! - Написал мне как-то мой товарищ Олег Шаргунов. - Где, бл..дь, все они были: поклонские, аксеновы?» Затем следовали другие злые ругательства. Уральский парень Олег выражался брутально. «Есть такое. Поэтому и надо фиксировать историю», - ответил я тогда.

1.9.2018 Либор Дворжак
Интервью. Не зря же нас называют «нацией Швейков». Чехи действительно, в отличие от венгров и поляков, склонны приспосабливаться. Может, со стороны такое поведение смотрится не слишком героически, но оно помогло нам пережить катаклизмы последнего века с куда меньшими потерями, чем у соседей.

30.8.2018 Борис Костин
Эхо истории. Командующий ВДВ сдерживал себя с трудом. Его солдат на улицах чешских городов поносили на чем свет стоит, разъяренные толпы лезли на десантников с кулаками, забрасывали их камнями, стреляли исподтишка. Захваченные радиостанции, вещавшие на частотах советских войск, исчислялись десятками. Гвардейцы же в ответ только крепче стискивали зубы.