АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2012-11-02 Максим Калашников
Как преодолеть деградацию?

«АПН Северо-Запад» публикует отрывок из выходящей в свет книги Максима Калашникова «Технологии невозможного», любезно предоставленный нам автором.

Невозможно просто плыть по течению. Чтобы работали и специальные инновационные структуры, и «республики ученых», и конкурсы-соревнования, само государство обязано создать сильнейшие ускорители и «задаватели смыслов». То есть, именно оно, как самый сильный игрок на инновационном поле, должно задавать сверхзадачи и развертывать мегапроекты.

Суперпроекты – двигатель прогресса

Под такими проектами никак нельзя понимать проведение какой-нибудь разорительно-бесполезной олимпиады, постройку чего-то вроде пирамиды Хеопса или Великой китайской стены. Это – только омертвление ресурсов и никакого движения вперед. Ну что дал Польше еврочемпионат по футболу 2012 года? Потратили 90 млрд. злотых, выручили – 30 млрд. И не достигли никаких новых высот ни в промышленности, ни в науке, ни в качестве жизни. И на фига такой «бизнес»? На черта такие «мегапроекты»?

Нет, я имею в виду мегапроекты, вроде «Манхэттена» или космического. Именно в них создается что-то безумное и ранее невиданное. Нечто, коренным образом меняющее жизнь и дающее человечеству новые степени могущества.

Если ты поставил перед собой сверхзадачу (к примеру, высадиться на Марсе), то в ее рамках тебе потребуется создать сотни самых невероятных новшеств. Те, которые затем пригодятся, прежде всего, на Земле. Ведь для дальней и рискованной экспедиции понадобятся самые легкие и мощные источники энергии, сверхпрочные и также легкие материалы, системы жизнеобеспечения передовых типов. Все это может стать основой для сотен новых бизнес-корпораций. Имея сверхпроект и грандиозные задачи, ты даешь работу всему, что описано нами выше. Есть темы для поисков и проведения конкурсов.

Если вы повнимательнее поглядите на современный мир и на то, как он был создан, то увидите, что в основе его лежат мегапроекты прошлого. Что не только русские в СССР, но и американцы не «просто строили свою страну», а всегда осуществляли то один, то другой грандиозный план. Откуда выросли все эти Интернет, персональные компьютеры, мобильные телефоны и смартфоны, автомобили, ставшие буквально компьютерами на колесах? Все эти мультимедиа, широкополосные сети «вайфай»? Промышленные роботы? Всего из двух суперпроектов: ядерного и космического. Ибо они, по большому счету, попутно с бомбой и ракетой, дали жизнь электронике и ЭВМ (компьютерам), промышленности новых конструкционных материалов, оптическому волокну, спутникам связи и навигации и т.д.

Откуда вырос современный стиль жизни Америки, с его личными домами, сетью хайвеев, частными автомобилями? Да из своих мегапроектов, хотя и меньших по масштабу, нежели «Манхэттен» или Лунная программа. Личные дома, быстровозводимые и достаточно дешевые, создались из военной программы создания сборных построек на островах Тихого океана во Вторую мировую.

Откуда у янки сеть автострад-хайвеев, обеспечивших их стране прекрасную транспортную связность, великолепную логистику, массовый спрос на американские же автомобили? Тех самых хайвеев, что сводят «транспортное сопротивление» американской территории почти к нулю? Из грандиозной программы строительства межштатных шоссе, начатой в 1956 году президентом Дуайтом Эйзенхауэром. Он чего хотел? Создать отличную дорожную сеть в стране, прежде всего, для того, чтобы обеспечивать бесперебойное движение войск и грузов по США даже в случае ядерных ударов со стороны Советского Союза. Причем Эйзенхауэра вдохновил на сей шаг пример гитлеровского строительства отличных автобанов в 1930-е. При этом хайвеи строились вполне по-социалистически: на 90% их прокладку финансировала центральная власть. Ибо осуществить такой суперпроект на капиталистических началах было просто невозможно.

Вряд ли сам зачинатель мегапроекта Эйзенхауэр мог до конца представить все, что принесет его стране вроде бы военная изначально система хайвеев. А ведь принесла: от самых передовых методов строительства и создания колоссального спроса на личные автомобили – и до придорожных мотелей да ресторанов быстрого питания. (А это, в свою очередь, подстегнуло развитие бройлерной промышленности – фабрик по производству куриц-бройлеров). Точно так же резко улучшил жизнь и производительность экономики в США мегапроект электрификации сельских районов, начатый в 1933 году Рузвельтом. А также – тесно связанный с ним мегапроект по комплексному гидроэнергетическому освоению реки Теннеси, для коего тогда же «американский Сталин» создал Администрацию долины реки Теннеси (TWA).

Тайны американских энергетиков

К сожалению, в мире давно не было настоящих мегапроектов уровня Манхэттенского. К числу последних по времени отнесем американский проект по расшифровке генома человека, который велся с 1990 по 2003 год под эгидой Национальной организации здравоохранения США (NIH, аналог советской Академии медицинских наук, годовой бюджет в 2003 г. – 26,4 млрд. долларов). Наверное, никто сегодня не будет спорить с тем, что этот проект мощно подтолкнул вперед генную инженерию, геномику и биоинформатику, привел к появлению достаточно дешевой аппаратуры для работы с геномами. А ведь это – также вполне социалистический, плановый проект, когда по заказам американского государства работали университеты Америки. Канады и Великобритании. В него было вложено три миллиарда долларов, создан целевой Национальный центр исследований человеческого генома при NIH (1988 г.)

Но мало кто знает о том, что до официального старта суперпроекта в 1990-м были предварительные работы: специальные семинары 1984 и 1986 годов, поддержанные … Министерством энергетики Соединенных Штатов (DoE, Department of Energy). Казалось бы, к чему министерству энергетики США (DoE) расшифровка генома человека? Однако в том и сила DoE, что сие ведомство – прежде всего мозговой центр, создающий будущее. И тем Минэнерго США принципиально отличается от Минэнерго (Минтопэнерго) РФ, каковое занято лишь нефтью/газом и электричеством. В Министерстве (департаменте) энергетики работают интеллектуалы, коим интересно развитие Америки вообще, ее глобальное лидерство, а не только нефть или атомная энергия. Именно поэтому в 1984-1986 гг. DoE сделал вывод: знание людского генома так же необходимо для прогресса медицины и других наук о здоровье, как знание анатомии было необходимо для достижения её нынешнего состояния.

Очень непростой DoE называется так только с 1977 года. А изначально он именовался Комиссией по атомной энергии США, каковую в 1946 г. создавал один из умнейших американских евреев ХХ столетия – Бернард Барух. Да-да, тот самый титан-финансист Барух (1870-1965 гг.), который в Первую мировую войну в администрации президента Вильсона выполнял работу главы Военно-промышленного комитета США (War Industries Board). Именно Барух, наряду с нашими коммунистами, стоит у истоков создания планово-централизованной, милитаризованной экономики.

Задачей Министерства энергетики Америки с самого начала сделали не только обеспечение энергобезопасности страны, но и проведение научных исследований, разработку и внедрение инновационных технологий, защиту окружающей среды.

Расшифровка генома человека в 1990-2003 гг. теперь дает Западу прорыв в Шестой технологический уклад. А именно – к технологиям конструирования живого, к совершенно новой, индивидуально-высокоточной медицине, к генетическому оружию. К скрещению биологии с электроникой. К технологиям, где биология, химия и физика смыкаются на наноуровне. К реальной возможности добиться физического бессмертия человека к 2045 году.

И вы будете рассказывать нам о том, что все это делалось по воле рыночной стихии, само по себе? Нет – американцы умеют формировать будущее через суперпроекты так же, как это еще недавно делали русские в СССР. Они умело совмещают планово-проектный (социалистический) подход с частной инициативой (капитализм). Когда государство вкладывает деньги в самые прорывные, рисковые и многолетние работы (куда никогда не станет инвестировать частный бизнес), когда в ходе работ используются небюрократические команды энтузиастов-ученых и когда результаты профинансированных государством работ затем подхватываются частным бизненсом, который доводит их до стадии «потребительских конфеток».

Откуда пошли мобильники?

Давайте вспомним, как изменили нашу реальность спутниковые навигационные системы типа американской GPS («Навстар») и советской ГЛОНАСС (глобальная навигационная система). Сейчас спутниковая навигация – бизнес огромного размаха. Она есть в мобильных телефонах. Она революционным образом изменила процесс вождения автомобилей, управления дорожным движением, картографии, ориентировки на местности, проложила путь к «умной» дорожной сети и к полностью беспилотным автомобилям. Но ведь изначально Джи-Пи-Эс-«Навстар» и ГЛОНАСС предназначались для наведения боевых блоков ракет и высокоточных боеприпасов, для ориентации и навигации подлодок, надводных кораблей, самолетов, сухопутных войск, для точной разведки.

В колыбели своей глобальные навигационные системы также были совершенно социалистически-проектным предприятием в рамках военных программ. Еще одним мегапроектом развития. В Америке все начиналось в 1973 году с программы спутниковой навигации DNSS, потом переименованной в «Звезду навигации» - Navstar-GPS. Система «Навстар» первоначально должна была обеспечить изумительную точность ударов боеголовок баллистических ракет и управляемых авиабомб. Первый спутник-прототип GPS вывели на орбиту в 1974 г., а полную их группировку развернули в 1993-м, испытав систему в деле в ходе воздушной войны против Югославии в 1999-м. Русские в СССР начали работу несколько позже и первый спутник ГЛОНАСС запустили в 1982 г. К сожалению, дальше все попало под горбостройку и развал страны, отчего систему полностью развернули только в 1995-м. Ну, а потом дело попало под разгул расейского воровства, некомпетентности госаппарата и под деиндустриализацию, отчего американцы русских сильно обогнали.

Тем не менее, вывод наш верен. Сегодняшняя реальность сложилась не стихийно-рыночно, а под влиянием вполне рациональных, плановых проектов. Если брать спутниковую навигацию, то от военно-планового начала до широкого распространения коммерческих продуктов широкого потребления прошло чуть более тридцати лет. Ни одна частная корпорация не смогла бы потянуть такое!

Список суперпроектов, буквально соткавших наше Сегодня, можно продлить. К примеру, Интернет, полностью изменивший мир с середины 1990-х, есть коммерческое продолжение военной программы «АРПАнет» (1969 г.) – сетевой системы связи, устойчивой в условиях ядерных ударов. Каковая программа стала прямым продолжением/последствием атомного и ракетно-космического проектов 1941-1960-х годов. Точно так же мобильные телефоны – это продолжение сотовой военной и ведомственной радиотелефонной связи второй половины ХХ столетия.

Максим Калашников впервые в жизни говорил по мобильному телефону в 1976 году, причем по советскому – из движущейся милицейской машины. Позвонил маме, что мы с дядькой и батькой домой едем. То был радиотелефон системы «Алтай», которую в СССР (первым в мире!) стал разрабатывать в 1958 г. Она, конечно, была еще примитивной, но к 1970 году начальство могло пользоваться ею в тридцати городах Союза. А уже в середине 70-х ее развернули в 114 городах. На Олимпиаде 1980 г. в Москве связь модернизированной системы «Алтай-3М» использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через «Алтай». В начале 1980-х у «Алтая» в СССР было 25 тысяч абонентов.

Сборка нового мира

Не что иное, как суперпроекты развивают род человеческий, причем довольно давно. В конце концов, когда-то и огромное по размаху строительство железных дорог (причем под гарантии государства для инвесторов) выступило сверхпроектом во второй половине XIX века. И он придал невиданную динамику развития и русским, и американцам.

И если мы сегодня хотим рывка в развитии своей страны, нам тоже нужен набор истинных мегапроектов, буквально творящих Будущее. Уничтожающих проклятие коррупции, бюрократии, тяжелейшего холодного климата, вечной мерзлоты и огромных пространств. Буквально вырывающих нас из лап национальной деградации. Решительно раскрывающим нам совершенно новые рынки. Исторический опыт говорит: если какая-то нация начинает подлинный Сверхпроект, то она, словно мощный магнит, втягивает в это фантастическое предприятие гениев всего мира. Ибо они идут работать туда, где им интересно, где они могут развернуться и реализовать себя. Такие мегапроекты (а никак не олимпиады и не футбольные мундиали) становятся «точками сборки» для создания новой реальности. И если даже у тебя не хватает многих технологий (как в РФ, сильно деградировавшей с развала СССР), то самим фактом своего обращения в «точку сборки» ты притянешь к себе недостающие технологии и мозги из-за рубежа. Ибо им там нет применения – в рамках стагнирующей потребительско-спекулятивной «модели» Запада. На Западе слишком долго не было чего-то равного атомному «Манхэттену». Главное – начать такой проект на государственном уровне.

Какими должны быть наши мегапроекты? Прежде всего, на эту роль лучше всего подходит проект «Эволюция-2045» («Россия-2045»). Создание по сути нового человечества и новой цивилизации, достижение физического бессмертия, скрещение всего этого с космической экспансией. Это – мейнстрим завтрашнего дня, а потому России крайне важно первой в мире сделать «2045» точкой сборки будущего.

Более того, именно такой Сверхпроект мог бы вобрать в себя буквально все и задать логику всем прочим мегапроектам, так необходимым русским сегодня. Итак, вот они…

- Неоиндустриализация на принципах Шестого и Седьмого техноукладов.
- Создание гигантской транспортной евразийской системы – скоростного «Транснета».
- Развитие Северного морского пути.
- Масштабное шоссейное строительство, создание «умных» и долговечных дорог.
- Массовая авиатизация, создание летающей дешевой альтернативы автомобилям для огромных русских пространств. Одновременно – и создание «большой авиации» будущего.
- Создание современных авиакосмического флота и авиакосмической индустрии;
- Создание нового морского флота: военного и гражданского.
- Новая урбанизация (футурополисы) – по сути, переосвоение запустевшей страны, 1000 новых усадебных городов.
- Роботизация и безлюдное гибкое производство.
- Новое село и достижение продовольственной независимости страны.
- Новая энергетика.
- Новое образование и новая система «человекостроения» - подготовки молодого поколения.
- Программа восстановления жизнеспособности нашего народа.
- Опережающее развитие Сибири и Дальнего Востока.

У нас нет иного пути для национального выживания. «2045» может стать общей эгидой для грандиозного процесса Развития. Опирайся на мегапроекты – вот седьмой принцип Великого прорыва.

Максим Калашников