АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-06-22 Александр Егоров
Game over

С 1 июля 2007 все игровые заведения на территории страны должны быть приведены в соответствие с нормами федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...» Сие означает, что продолжить работу смогут лишь те казино и залы игровых автоматов, чистые активы которых составляют не менее 600 млн. рублей. При этом казино должны располагать как минимум 10 столами на площади не менее 800 кв. м, а игровые залы – не менее 50 автоматами на 100 «квадратах». Игорные заведения, не взявшие планку этих требований, подлежат закрытию.

Но и означенный рубеж – лишь подготовка к окончательному загону игорных заведений в резервации. С 1 июля 2009 года рулетки и «однорукие бандиты» смогут работать легально лишь в четырех специализированных игровых зонах: в Приморском и Алтайском краях, Калининградской области, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края.

Организацию работы игорных заведений в течение двух переходных лет федеральное правительство отдало на откуп местным властям. Чем те и не преминули незамедлительно воспользоваться. Так, в Москве был принят закон №58 «О размещении объектов игорного бизнеса», устанавливающий куда более серьезные требования к залам игровых автоматов и казино, чем закон федеральный. В соответствии с этой нормой в столице были закрыты почти 2000 игорных заведений, что, по оценкам специалистов, составляет 70,5% от их общего числа. Как заявил заместитель мэра Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе, в настоящее время требованиям московского законодательства соответствуют 32 казино и 135-145 залов игровых автоматов: «Таким образом, в городе останется 160-170 игорных заведений», – сказал чиновник.

В Петербурге и Ленобласти законы, касающиеся деятельности казино и игровых автоматов в переходный период, были приняты одновременно – 13 июня 2007 года. Как пояснил председатель комиссии по законности и правопорядку областного ЗакСа Олег  Петров, единовременность была важна для того, чтобы игорные заведения не перемещались с одной территории на другую. Роднит оба закона не только дата принятия, но и суть предлагаемых изменений: с 1 января 2008 года полностью запрещается деятельность игорных заведений, за исключением казино и букмекерских контор.

Ряд депутатов петербургского парламента, дергаясь в конвульсиях популизма, предлагали запретить игровые автоматы с 1 октября, а особо ретивые – даже с 1 июля текущего года. По словам главы Ассоциации игорного бизнеса Петербурга Дмитрия Невельского, все это часть предвыборной кампании: «По всей видимости, депутаты – каждый по очереди и все вместе – хотят разыграть перед гражданами спектакль под названием: «Мы избавим вас от этой чумы!» – сказал Невельский.

Смольный, однако, не внял мольбам популистов – губернаторский законопроект, который и был в конечном итоге принят, назначил судный день одноруким бандитам на 1 января 2008 года. Разумеется, городскую власть, прежде всего, заботило исполнение доходной части бюджета на текущий год, куда, как ни крути, уже заложены налоговые поступления от работы игровых автоматов.

Но не только этим руководствовались в Смольном, предлагая заветную дату. По оценкам специалистов, в игорном бизнесе Петербурга заняты порядка 11 тыс. человек. После закрытия залов игровых автоматов все они окажутся без работы. А оставлять такое количество людей без средств к существованию аккурат перед думскими выборами было бы для действующей власти политически недальновидно. И без того, в результате вступления в силу норм федерального закона из 571 зала игровых автоматов неизбежно закроются 116. По всей видимости, власти решили не усугублять ситуацию.

Есть же в этой законодательной инициативе города и области и второе дно. Очевидно, что запрет на работу игровых автоматов при одновременной пролонгации лицензий для казино неизбежно приведет к увеличению числа «сидельцев» за столами с зеленым сукном. Ряд наблюдателей уже неоднократно высказывали мнение, что активная борьба с игровыми автоматами ведется именно владельцами казино. Крупные операторы игорного бизнеса хотят за оставшееся время нагреться по полной программе, и им не нужны конкуренты в виде разрозненной уличной сети «ромашек» и одноруких бандитов.

Показательным является пример одного из самых непримиримых борцов с азартными играми депутата Госдумы Александра Лебедева. 27 мая 2007 года в Петербурге состоялся первый розыгрыш лотереи «Невское лото». Организатором розыгрыша выступило ЗАО «Невские лотереи», блокирующий пакет акций которого, по данным РБК, принадлежит структурам, близким к Национальному резервному банку. О том, что народный избранник Лебедев имеет к НРБ не последнее отношение, упоминать даже не стоит. Прелесть затеи состоит в том, что лотереи можно будет проводить и после окончательного запрета игорного бизнеса.

Что же касается убытков, которые неизбежно понесет городской бюджет в результате закрытия игорных заведений, то власти Петербурга уже обратились к федеральному правительству с просьбой продумать механизм возмещения налоговой недостачи. Убытки казны оцениваются в 2,5 млрд. рублей в год. Валентина Матвиенко предложила председателю правительства Михаилу Фрадкову «вернуться к вопросу распределения между федеральным центром и регионами других налогов и сборов». По ее словам, Петербург может ходатайствовать о возвращении зачисления в свой бюджет акцизов на табак.

В то же время, перевод всей игровой деятельности в специальные зоны подготовлен лишь законодательно. Реализация такого колоссального начинания в столь сжатые сроки представляется абсолютно утопичной. Но, как это часто бывает, идеологов от власти такие «мелочи» не волнуют. Они придумали, дело остальных – исполнять.

Так, в Алтайском крае под нужны игровой зоны планируется отвести порядка 100 кв. км. Проект, презентованный на XI ПМЭФ, предполагает строительство одиннадцати игорных комплексов вместимостью от 500 до 800 человек, четырех- и пятизвездочных отелей, ресторанов, магазинов, центров бытового обслуживания. В срединной части комплекса предусмотрено возведение 36-этажного административного здания для представительства Федерального агентства по управлению игорными зонами. Предполагаемый объем инвестиций – 14 млрд. рублей.

В Приморье для игровой зоны выделен мыс Черепаха, что в 80 км от Владивостока. Дальневосточный проект стоимостью в 1 млрд. долларов предполагает создание многофункционального развлекательного комплекса с отелями на 5-7 тысяч номеров, кафе, ресторанами, ночными клубами, музеями, парками развлечений, тремя концертными залами, фитнес-центрами, spa-салонами и т.д. Непосредственно игровая зона будет представлена 1000 столов и 3-5 тыс. автоматов.

Не менее амбициозные начинания планируется реализовать на юге России и в Калининградской области. Так, проект балтийской игровой зоны разработала американская архитектурная компания Ide Attack, проектировавшая в свое время развлекательные центры в Лас-Вегасе, Шанхае, Катаре и Бахрейне. Правда, к работам по непосредственной реализации еще не приступили ни в одной из четырех зон.

Но не только проволочки со строительством могут помешать осуществлению игорных начинаний. Все популярнее среди населения становится отношение к игорным зонам как к средоточию бандитизма, наркомании, проституции и т.д. В калининградской области лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия» Владимир Никитин и ряд местных политиков объединились в общественное движение «Народ против игорной зоны». Несогласные планируют провести референдум по данному вопросу. Для его инициации уже собрано 15 тыс. подписей.

Отношение к игре как к пороку распространено не только в России, но и на Западе. Исходя из этого строятся и механизмы регулирования данного вида деятельности. В Италии, к примеру, пять существующих казино расположены исключительно вдоль границ государства. Такая модель организации игорного бизнеса направлена на предотвращение оттока «игорных» денег за рубеж и «перехвата» итальянцев, намеревающихся поиграть в Монте-Карло, во Франции, Словении или Швейцарии. В Дании игорным заведениям разрешено функционировать с 2:00 до 16:00. Также законодательно установлен размер минимальной платы за вход.

Во Франции определен список лиц, которым запрещен доступ в игорные заведения. В перечень попали военнослужащие и сотрудники государственных органов в униформе, лица, находящиеся в алкогольном или наркотическом опьянении, скандалисты и правонарушители, больные игроманией. В начале 2006 года тогда еще министр внутренних дел Николя Саркози подписал документ, обязывающий игорные заведения идентифицировать всех своих посетителей.

В США до 1930 игорный бизнес был полностью запрещен. Лишь в 1930 году власти штата Невада, где ныне расположена игорная столица мира Лас-Вегас, приняли закон, разрешающий деятельность казино. В 1978 году первое легальное казино за пределами Невады было открыто в городе Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси. В промежутке между 1989 и 1996 годами девять штатов легализовали казино. А в 1995 году была создана Американская игровая ассоциация (American Gaming Association).

Отдельной отраслью игорного бизнеса стали так называемые «индейские казино». На территории резерваций, власть в которых де-факто принадлежала вождям племен, азартные игры бытовали всегда. Со временем, племена стали бороться за право открывать игорные дома. В настоящее время на игорный бизнес американских индейцев приходится две трети от всего коммерческого игорного бизнеса. В 2001 году эта цифра составляла 50%. В 30-ти штатах более 220 индейских племен управляют порядка 400 игорными домами.