Пока отставленный вице-премьер Владислав Сурков обдумывает, чем ему заняться на досуге, а бывший министр обороны Анатолий Сердюков пытается спасти от уголовного наказания свою подельницу-любовницу Евгению Васильеву, пока ещё действующий глава минпрома Денис Мантуров готовит окончательную сдачу отечественной вертолетной промышленности. Сдавать будут в пользу так называемого «стратегического инвестора» в лице итальянского концерна Finmeccanica — AgustaWestland, который стараниями Мантурова и К° ранее зашёл на наш рынок с конкурирующим проектом, а теперь хочет просто и незатейливо поглотить всю стратегическую отрасль оптом.
Поскольку сейчас Италия находится в плачевном финансовом положении среди других стран Еврозоны, поступление каких-либо реальных инвестиций в отрасль находится под большим вопросом. Отсюда следует, что вся предыдущая деятельность Мантурова по созданию ОАО «ОПК Оборонпром» и так называемой «консолидации» вертолетных активов - по сути предпродажная подготовка единственно доходного производственного сегмента, оставшегося от авиапрома СССР.
Когда подруга Сердюкова заключает договоры на фиктивные консультации, против неё справедливо возбуждают уголовное дело, но почему-то никто не замечает, что Мантуров тоже баловался фиктивными консультациями, когда создавал так называемый «вертолетный холдинг», объявивший себя разработчиком вертолетов, не имея на это никаких прав. В недалёком 2007 году тогда ещё генеральный директор ОАО «ОПК Оборонпром» Мантуров, получив от государства в управление активы вертолетных предприятий России, создал управляющую конструкцию в лице компании ОАО «Вертолеты России», назвав всё это «вертолетным холдингом». Лоббируя создание непроизводственной управленческой надстройки, коей является ОАО «Вертолеты России», Денис Валентинович рисовал радужные перспективы развития отрасли. На деле уже было понятно, что в лице ОАО «Вертолеты России» построен совершенно банальный механизм выкачивания финансовых ресурсов из предприятий отрасли.
Механизм был примерно такой же, как у Васильевой. Сначала «Оборонпром», пользуясь полученными от государства в управление акциями предприятий, принудил генеральных директоров заводов под угрозой потери должностей передать функции управления в ОАО «Вертолеты России», а сопротивлявшихся, например, генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» Лаврентьева, уволил. Далее, уже в приказном порядке, руководство ОАО «ОПК Оборонпром» принуждало директоров к заключению сомнительных по смысловому наполнению и действию договоров, по которым средства перекачиваются на счета ОАО «Вертолеты России».
К примеру, в 2007 году руководству ОАО «Улан-Удэнского авиационного завода» был навязан так называемый «Договор на информационно-консультационное обслуживание» № ИК070323юр.392, который был подписан 23 марта 2007 года, когда Мантуров возглавлял ОАО «ОПК Оборонпром». Согласно пункту 2.1 этого документа «Исполнитель» - ОАО «Вертолеты России» - обязуется выполнять следующие работы:
1. Оказание методической и консультационной помощи по вопросам стратегического развития предприятия.
2. Осуществлять разработку комплексных программ развития предприятия в составе интегрированной структуры (Холдинг).
3. Осуществлять в интересах предприятия разработку научно-технической политики Холдинга, организовывать проведение НИР в интересах его участников.
4. Организовывать взаимодействие с министерствами и ведомствами РФ в рамках участия предприятия в реализации ФЦП, ГПВ, ГОЗ.
5. Оказывать методическую и консультационную помощь по использованию результатов научно-технической деятельности предприятия, управлению объектами интеллектуальной собственности и НИОКР.
6. Проводить анализ, обобщение и представление в органы исполнительной и законодательной власти предложений по совершенствованию законодательства и подзаконных актов по работе предприятий ОПК и авиационной отрасли.
7. Осуществлять разработку рекомендаций по кадровой политике предприятия, подготовке и повышению квалификации персонала.
8. Осуществлять разработку общих рекомендаций по HR – менеджменту.
9. Осуществлять разработку и внедрение современной системы мотивации персонала на предприятии.
10. Оказывать методическую помощь службам предприятия в организации обучения работников с помощью семинаров.
11. Разрабатывать рекомендации для предприятий в решении юридических вопросов, оказывать услуги по правовой защите предприятия в судах и арбитражных судах.
12. Оказывать консультационные услуги в области законодательства, регулирующего вопросы деятельности акционерного общества (Закон «Об акционерных обществах», Закон «О рынке ценных бумаг» и др. законодательные нормативные акты»).
13. Оказывать консультационные услуги по вопросам проведения общих собраний акционеров.
14. Оказывать консультационные услуги по вопросам, связанным с управлением имущественным комплексом.
15. Оказывать консультационные услуги по вопросам обращения и эмиссии ценных бумаг.
16. Разрабатывать рекомендации и оказывать консультационную помощь по регулированию и развитию маркетинговой политики предприятия.
17. Оказывать консультационную помощь в разработке новых рынков для продвижения вертолетной техники, анализу рынков сбыта.
18. Разрабатывать рекомендации и оказывать консультационную помощь в подготовке и проведении тендеров, оказывать содействие в закреплении заказов за предприятием.
19. Оказывать консультационную помощь и разрабатывать рекомендации предприятию по вопросам участия в международных выставках и авиасалонах.
Даже поверхностный анализ перечисленных в договоре работ позволяет сделать вывод, что договор фиктивный, заключен с единственной целью – перекачки финансовых ресурсов с предприятия на содержание бесполезной «управляющей» надстройки.
В частности пункты 2, 3 и 6 не относятся к прямой заинтересованности ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», так как эти задачи лежат в плоскости управления неким «холдингом», которым, по сути, и являются «Вертолёты России», чья деятельность почему-то должна осуществляться за счет средств партнера. Если внимательно посмотреть пункт 6, то из него следует, что за совершенствование (реформирование) законодательной базы «предприятий ОПК и авиационной отрасли» в целом отвечает почему-то именно ОАО «У-УАЗ», а не другие государственные, правительственные институты, которые в то время функционировали и финансировались государством.
Пункт 4 сформулирован мягко не совсем корректно. И него следует, что «Исполнитель» занимается предоставлением неких лоббистских услуг, которые можно рассматривать в качестве налаживания коррупционных связей с властными структурами внутри Российской Федерации.
В пункте 7 говорится об услугах по «подготовке и повышению квалификации персонала», однако доподлинно известно, что «Вертолеты России» не являются образовательной структурой и не имеют соответствующего штата методистов и преподавателей, необходимого для оказания подобных услуг. С этой же точки зрения сомнителен и пункт 10.
Пункты 11 и 12 вызывают сомнения, поскольку ОАО «Вертолеты России» не является юридической компанией и не имеет лицензии для этого вида деятельности. Пункты 13, 14 и 15 относятся к компетенции самих «Вертолетов» и «Оборонпрома». Пункты 16, 17, 18 и 19 сформулированы неконкретно. По ним невозможно определить, что это конкретно за работы и в каком виде они должны быть представлены и приняты заводом. Более того известно, что услуги по участию во всевозможных выставках и салонах (пункт 19) оказывают специализированные компании, которые работают непосредственно на выставочных комплексах.
Наконец, в договоре присутствует понятие «Холдинг», в интересах которого заказываются работы по пунктам 2 и 3, однако ни ранее, ни далее это понятие юридически корректно не определено, зато вне зависимости от возможного объема заказанных и выполненных работ, в договоре установлена фиксированная их стоимость в пункте 3.1. В дополнительном соглашении от 23 декабря 2007 года к Договору на информационно-консультационное обслуживание № ИК 070323 юр 392 от 23 марта 2007 года указывается: «Пункт 3.1. Договора изложить в следующей редакции: «Годовая стоимость работ по Договору устанавливается в объеме: 1% от выручки, в том числе НДС, полученной Заказчиком по итогам предыдущего года».
Это является полным абсурдом, так как в договоре перечислены работы, каждая из которых должна иметь свою калькуляцию, то есть соответственно затраты, определенную стоимость и так далее. Привязка расчетов к обороту (даже не прибыли) предприятия противозаконна, так как из смысловой составляющей договора сложно сделать вывод, что весь годовой оборот предприятия каким-либо образом полностью зависит от приведенного перечня (по сути фиктивных) работ.
Более того, ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» по роду своей деятельности выступал исполнителем государственных заказов (в том числе и по линии экспорта через ФГУП «Рособоронэкспорт»), которые финансировались в счет средств российского бюджета. Дополнение к фиктивному договору, навязанное руководству предприятия, позволяло «Вертолетам России» перекачивать на свои счета часть бюджетных средств, направляемых государственными органами на финансирование производственных программ, предусмотренных бюджетными статьями Российской Федерации.
Все эти детали указывают на фиктивность договора с точки зрения эффективности выполнения фактических работ и их полезности для «Заказчика» и позволяют сделать однозначный вывод, что смыслом заключения договора является тривиальное перекачивание на счета ОАО «Вертолеты России» средств федерального бюджета, направляемых на финансирование государственных закупок продукции.
Возникает вопрос: в чем отличие деятельности подчиненных нынешнего министра Мантурова от деятельности подчиненных бывшего министра обороны? Ответ очевиден – только в том, что Сердюкова решили «сливать». По Мантурову такой команды пока нет, и, выкачав все, что только можно, из российской вертолетной промышленности, министр решил спихнуть руины в пользу итальянцев, зарабатывая и на этой постыдной сделке.
Алексей Рафалович