АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-08-01 Кирилл Акимкин
Манипуляторы на страже знания

Представьте себе, что новый учитель в школе вашего ребенка – Бивис или Батхед из одноименного сериала. А теперь представьте, что Бивис ведет обществознание, а Батхед историю. Посмеялись? Теперь поплачьте – похоже, именно такие перспективы готовит нам образовательная реформа от верных путинцев.

Правильное понимание истории

На Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, проходившей в Ново-Огарево с 18 по 22 июня, властью было четко и недвусмысленно заявлено то, что история будет переписана в очередной раз: на этот раз в единственно верном ключе. Особенность состоит в том, что перековку власть решила начинать не с ученика, а с учителя. На конференции в присутствии непосредственных заказчиков (в первую очередь, президента Путина и министра образования Фурсенко) были презентованы два пособия для педагогов: «Новейшая история России 1945-2006 гг.» и «Глобальный мир в XXI веке».

Другими словами, стандарты преподавания общественно-исторических дисциплин пересмотрят, а трактовку событий последнего столетия приведут к одному знаменателю с государственной пропагандой. В общем-то, логичный и последовательный шаг: реалии изменились, а школьники по-прежнему внимают истинам 90-х (большинство учебников было разработано именно в этот период). Ни тебе, понимаешь, про руководящую роль партии власти не прочитать, ни про энергетическую империю не узнать – непорядок, одним словом. Именно госзаказ на восстановление порядка и был спущен сверху команде политтехнологов.

Желающих подвизаться на ниве государственной идеологии нашлось немало, судя по той возне, которая разгорелась в околокремлевских кулуарах. Тренд проводился ещё с конца прошлого года, а в числе разработчиков пособия засветился даже Дугин. Его творение, впрочем, было отвергнуто – фофудьеносный геополитик уступил команде гламурных политологов под руководством Александра Филиппова (замдиректора Национальной лаборатории внешней политики).

 

Мифологи вместо ученых

Нести идеологию в массы интеллигенции не доверили, поэтому к ним приставили политруков из числа бывших фэповцев. Наверное, так в числе разработчиков и очутился Павел Данилин, известный как рупор «Молодой гвардии». Угадайте, про что написал «историк» Данилин и как называлась эта глава? Правильно – суверенная демократия.

Результат превзошел все ожидания: пожалуй, только ленивый представитель академических кругов, державший в руках эти «учебные пособия», не поиздевался над бездарностью кремлевских «педагогов», ляпами и непрофессионализмом. Особенно колоритно смотрелось выступление авторов шедевра перед 250 учителями из регионов: «Зал откровенно смеялся над тем, как сначала Летеха [сетевой ник Данилина] рассказал регионалам(!!!), что мы уже живем лучше, чем в Португалии, а через 20 лет догоним Америку. Потом приглашенные в порядке агитбригады долго друг за другом цитировали Бисмарка про битву при Садовой, и, наконец, когда знаменитую фразу про учителя произнес приехавший на второй день В.Ю.Сурков, зал просто грохнул от смеха (все поняли, чья была вводная)».

Увы, не к ночи помянутые Бивис с Батхедом – это и есть уровень доморощенно-суверенных идеологов типа Данилина. Возможно, кому-то покажется слишком резким сравнение с MTVшными дебилами, но стоит почитать online-дневник данного «аффтара», и сомнения улетучиваются. Вот пост от глашатая энергетической империи, который ответил на процитированную выше статью с сайта МГПУ следующее: «Вы сколько угодно можете поливать меня грязью, а также исходить желчью, но учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут, и так, как нужно России. Те же благоглупости, которые есть в ваших куцых головешках с козлиными бороденками, из вас либо выветрятся, либо вы сами выветритесь из преподавания. Позволить, чтобы историю России преподавал русофоб, говнюк или попросту аморальный тип – нельзя».

Ну, с гражданской позицией авторов вроде бы всё понятно. А в чем же оригинальность предлагаемой российскому обществу исторической ревизии? В общем-то, ничего такого, о чем бы мы не услышали за последние годы путинского срока. Разница в том, что сейчас об этом узнают из официальных СМИ и масскульта, а завтра – прямо со школьной скамьи. Новейшая история от кремлевских пропагандистов укладывается в несложную схему «плохой/хороший», а главных критерия два – это укрепление бюрократического аппарата и развитие института частной собственности.

Таким образом, Сталин и Брежнев хорошие, поскольку укрепили вертикаль власти, но частную собственность не вводили, а вот Хрущев и Горбачев плохие, поскольку и страну разваливали, и частной собственности не было. Ельцин, скорее, плохой, но при нем появилась частная собственность. И, наконец, Путин – эффективный менеджер, который и вертикаль построил, и частную собственность защитил. Конструкция проста до гениальности.

 

По закону неорганической химии

Обществознание нового образца – это отдельная тема. В Интернете активно цитируются избранные определения, которые предполагается принять в качестве стандарта образования: «конфессия – религиозная община, объединяемая единством вероучения»; «государство – это особая организация политической власти в сообществе, занимающем определенную территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом».

По логике «обществознанцев» из АП (администрации президента), в настоящий момент Россия уже вступила в стадию информационного общества. Мысль авторов можно продолжить: значит ли это, что наше общество уже не представляет собой иерархическую структуру, а всё более стремится стать сетью из независимых и свободных граждан? Кроме того, из пособия мы узнаем множество других интересных подробностей, например, что цель России – стать империей, а историческая миссия – «сделать мир более безопасным» (в том числе и от недружественного Запада).

«Кто же формирует стереотипы поведения, кто строит схемы восприятия и действия самим средствам массовой информации?» - задают риторические вопросы авторы пособия по обществознанию. И без ложной скромности отводят себе командные высоты: «Это делают люди – создатели смыслов, идеологий и образов. Они и являются истинными властителями нового общества. Очень редко эти люди обладают формальной политической властью, чаще они находятся где-то недалеко от нее – в экспертном сообществе, академической среде, литературных кругах, средствах массовой информации…»

Как прописную истину, не требующую возражений, нам предлагают постмодернистский микс из «новейших» теорий Белла, Парсонса и Тойнби, сдобренный околонаучными измышлениями на тему величия России. Вот с таким подходом учебные пособия и получились в точном соответствии с известным законом неорганической химии: бочка варенья + ложка дерьма = бочка дерьма. Наверное, именно поэтому некоторые уважаемые авторы (например, Оксана Гаман-Голутвина) сняли свою фамилию с того, что получилось в итоге.

 

Диктатура неучей

Итак, сегодня история переписывается в очередной раз – и прошлое будет именно таким, как его представляет себе элита. То есть державным и позитивным, почти как у Бенкендорфа: «Прошлое России прекрасно, настоящее великолепно, а ослепительное будущее даже трудно себе вообразить». Без возражений принять такую трактовку может только субъект с ограниченным сознанием и черно-белым видением мира, готовый прогибаться под начальника, но нетерпимый ко всем инакомыслящим. Такой, которого не возмутит безапелляционность полуграмотных историков, православная трактовка теории Дарвина или промывка мозгов в проправительственных молодежках. Одним словом, воинствующий неуч, такой же, как «политологи» из АП.

Да, и если вас всё же успокаивает риторика официальных лиц, которые до сих пор твердят о «вариативности» преподавания истории, то расслабляться не советуем. С 1 сентября этого года начнут действовать поправки к закону «Об образовании», принятые как раз по итогам июньской конференции. Теперь учитель может использовать в работе только те учебники и учебные пособия, которые имеют грифы «рекомендовано» и «допущено к использованию Министерством образования и науки».

Те горе-пособия, кстати, отправили на доработку, но своих целей псевдоисторики из АП достигли: и пиар провели (очередной пример «мудрости» высшей власти, которая пресекает идиотизм на местах), и общественное мнение прозондировали (никто особо не возмущался). Так что через годик – с новыми учебниками в светлое будущее!