В Большом зале выставочного центра Союза Художников Петербурга открылась экспозиция грузинского художника Роланда Шаламберидзе. Подборку своих шедевров явно не собирающийся умирать от скромности автор назвал ни много - ни мало «Письмами к богу».
При нынешних отношениях Москвы и Тбилиси выставка грузинского художника поневоле отдаёт нонконформизмом. Поэтому неудивительно, что одним из первых на вернисаже появился несостоявшийся городской омбудсмен Юлий Рыбаков, прославившийся защитой от России самых разнообразных меньшинств, включая басаевских боевиков.
Собравшиеся не скупились на комплименты. Звучали слова о том, что Роланд делает все быстро и легко, хотя до сих пор не является сформировавшейся личностью, хоть и не столь уже юн. Что это художник, философ, который к тому же постоянно прогрессирует, и где он был вчера, сегодня его уже нет. Он пожил в Америке, Германии, где расписывал модные клубы. Теперь осел в Питере. Но и грузинских чувств не растратил, потому истово переживет за свою родину, отражая страдания в творчестве. Типа сопровождавших одну из картин стихов:
Иду босиком по зеленой тропинке,
Среди роз, среди бабочек.
Тут же валяется белый платок,
Запачканный говном.
Сам Роланд на открытии выставки объявил всем собравшимся, что приглашает их и на церемонию её закрытия, но, когда в намеченный церемониальный час появился ожидающий крутого перформанса народ, двери в выставочный зал оказались закрыты. А местная служительница «храма искусств» сообщила, что «церемониться» не придётся, всё отменяется, так как ещё утром Шаламберидзе вывез все свои картины. Причем ни он сам и никто от него не стоял у двери, в которую уперлись гости, чтоб объясниться, извиниться.
Конечно, перформансы разные бывает. Он, считай, состоялся. Чем это не перформанс, под названием «Дверь. Письма к богу»? Пришли люди, «поцеловали» дверь и стали адресовать к богу в устной форме обращения о несправедливости жизни на земле.
«А может быть, нашему Роланду запретили церемонию?» - стали рассуждать собравшиеся, в основном симпатизирующие художнику люди. Пошли слухи, что закрытие сорвалось из-за триптиха, который был центральной работой в экспозиции - самой броской и политически острой, провокационной, как показалось кому-то, особенно учитывая национальность автора.
Произведение действительно на любителя. На пространстве огромной стены выставочного зала было представлено творение «Жизнь 12 апостолов», где специфически переданные образы апостолов: они разделены белой линией, как на автотрассе, так, что их оказалось по шесть с каждой стороны. Слева от всей компании размещался огромный грузинский флаг и справа – российский.
И это ещё не всё! Грузинский флаг смонтирован из сонма не зажжённых свечек, а российский флаг – из сонма не горящих зажигалок. Поневоле напрашивается мысль: Россия – поджигатель, её агрессивные орудия огня могут запалить фитильки духовно чистой святой Грузии, и она растает, когда оплавится воск свечей.
Неужели мероприятие сорвало свирепое ФСБ? То-то правозащитный Рыбаков, говорил на открытии: «В этом зале мы видим настоящего художника и при этом представителя грузинского народа. Несмотря на то, что нас хотят поссорить недобросовестные политики с обеих сторон».
Однако на следующий день самим Роландом было сказано, что, мол, всё дело в том, что не смог к перформансу из другого города приехать партнер по этой акции. Организаторы, дескать, обзвонили, кого могли, но дозвонились не до всех… А увёз всё утром, потому что вечером если увозить, то рабочим платить дороже стало бы.
Короче задавила Роланда жаба заплатить пролетариям лишний рубль, и он кинул своих поклонников. Без всяких происков кровавой гэбни.