АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-09-24 Иосиф Кацман
Кинолакей ищет хозяина

Представьте себя средней руки помещиком, проживающим в родовом имении 90 лет тому назад и носящем простое русское имя, типа Владимир Путин. Просыпаетесь вы рано утром и видите страшное. Ещё вчера подобострастно подававший барину халат и выносящий его ночной горшок лакей Никитка сломя голову бежит к ближайшему штабу большевиков с «Правдой» под мышкой. Мало того, он, скотина такая, во всю глотку призывает вешать бар, включая хозяина!

Углядев эдакое непотребство, вы подумаете, что мир перевернулся и будете правы. Под вечер из Питера придёт сообщение, что царь отрёкся от престола, Россией теперь рулят Временное правительство и Совдепы, а мужички из соседней деревни уже начали делить барские угодья.

Подозреваю что, ознакомившись с содержанием последней картины Никиты Михалкова, нынешний президент РФ и его преемник с друзьями, задумаются наподобие того барина. Узнав, что деньги на фильм «12», дал председатель федерального агентства по кинематографии Михаил Швыдкой, а пиарит ленту директор «Первого канала» Константин Эрнст, питерские чекисты должны задуматься ещё глубже и решить: не пора ли собирать чемоданы? Если субъект только что из каждого утюга кукарекавший о патриотизме и державности, вдруг снимает ленту с новодворско-политковских позиций, он явно готовится сменить хозяина. А поскольку эмигрировать Никита Сергеевич не собирается, выходит, он рассчитывает на приход новых боссов в Кремль. Возможно, на штыках американских «зелёных беретов», что один из персонажей фильма и предрекает.

Отсюда и многие странности ленты, посвящённой оправданию дюжиной российских присяжных чеченского подростка, обвиняемого в убийстве отчима. Нет, сама идея вполне созвучна нашей многонациональной реальности, но многие ключевые эпизоды идеологии путинизма не соответствуют.

Взять хотя бы образы чеченцев. В официозных фильмах они всегда делятся на свирепых боевиков и мирных пастухов, причём гуманная российская власть защищает вторых от первых, а заодно спасет их от мерзких русских фашистов. А у Михалкова, хотя мирный пастух в лице родного отца подсудимого присутствует, но и боевики вполне себе симпатичные ребята. Никого не обижают, мальчику красивый кинжал дарят, а пугающемуся папе лишь снисходительно бросают: «Мужчина, прячущийся под юбкой жены, погибает первым!» И оказываются совершенно правы.

Кремлёвскому курсу подобный образ масхадовских джигитов никак не соответствует, зато в евроамериканские стандарты вписывается идеально. И совершенно понятно, кому Михалков хотел тут понравиться.

Та же история с обличением русских фашистов. До сего момента Никита Сергеевич никогда этим не занимался. Когда ещё в 1989 году мастера культуры в специальном обращении заклеймили чернорубашечных клоунов из «Памяти», только Михалков с Цоем его не подписали. И впоследствии главный киношник всея Руси от подобных заявлений воздерживался и в творчестве своём никаких выпадов в сторону черносотенной братии не делал.

Зато в «12» его словно прорвало! Не любящий евреев с кавказцами присяжный таксист – едва ли не самый противный герой фильма. Мало того, что фашист, так ещё и сынишку своего маленького едва побоями в гроб не вогнал, а сам трусоват – более позитивные присяжные его постоянно чморят. Даже залетевший в зал воробушек на голову мерзкому водиле гадит, чтобы самый тупой западный зритель понял: русские наци – сволочи и Михалков с ними на соседний толчок не сядет!

Странно выглядят и попытка нашего корифея свести за государственный счёт личные счёты с неприятными ему персонами. Точнее, с двумя из них всё ясно, а вот наезд на третий, на первый взгляд, необъясним.

Неприязнь к бывшему генеральному продюсеру «Рен ТВ» Дмитрию Лесневскому понятна. Ну, не поделили они чего-то с Михалковым, и появился в кадре инфантильный беспринципный телемагнат. Бесит Никиту Сергеевича талант Алексея Балабанова, и разоблачаются в кадре лохотронщики из фирмы «Брат». Но что сделала приближённому к вертикали Михалкову карикатурная девица Новодворская? Почему один из присяжных старательно её пародирует, и он же оказывается самым упёртым гонителем невинного чеченёнка? Да в реале прирежь такой пацан не то что русского офицера, но и его малолетнюю дочурку, новодворскоподобные за него всё равно грудями встанут, объясняя, что нежное дитятко Сталин с Ермоловым довели!

Михалков всё это понимает, но гнёт свою линию. Он знает: сменись в Кремле хозяева, не сама Валерия Ильинична, но демшиза покрупнее непременно начнёт его травить, вспоминая державное прошлое. Лучший способ обороны – наступление, вот либеральная тусовка и разоблачается перед новым начальством! Мол, притворяются только, гады, что за чеченцев, а на самом деле загеноцидить хотят!

Чтобы окончательно расставить всё по местам, председатель Союза кинематографистов РФ, открыто наезжает на президента РФ в итальянской «Il Gazzettino». «Советские генералы, которые 15 лет назад пытались сокрушить этот народ, забыли слова генерала Ермолова, который еще в XIX веке сказал, что Чечню покорить нельзя. – воззвал к зарубежной публике Никита Сергеевич. – Я бы посоветовал Путину посмотреть мой фильм».

Конечно, насчёт Ермолова чистой воды враньё, но звиздеть для создателя «12» - обычное дело. Что теперь, что раньше, когда изображавший «патриёта» Михалков, важно шевеля усами, цитировал фальшивое «Письмо Даллеса». (В реальности цитату из романа Анатолия Иванова «Вечный зов»). Главное, чтобы враньё выглядело убедительно, а хозяева кормили повкуснее, да не забывали красивые цацки на ошейник вешать. Вроде нынешнего «Золотого Льва», вручённого на Венецианском кинофестивале «за великую способность воплощать бытие во всей его сложности с безграничным мастерством и гуманизмом». Иначе говоря, не найдя в михалковской картине особой художественной ценности, ему снисходительно навесили побрякушку за идейную выдержанность. Типичнейший пример поощрения лакеев от искусства.