АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-10-22 Павел Яблонский
Кто выбрал нам "День выборов?"

Похоже, создатели кинокомедии «День выборов» сознательно решили привить зрителям отвращение к демократии и вкус к пороку.


Эммануил Гедеонович Гусинский как «отец русской демократии»

Когда какой-то фильм запускается в кинопрокат, а ещё и планируется на «ТВ-Эрнст» (то бишь, на Первом канале) в сериальном варианте как раз под выборы – это тоже чей-то выбор. Речь о фильме День выборов».

Чтобы узнать, решил ли этот кто-то просто капусты нарубить или преследует более глобальные цели, я и решил сходить пообщаться со съёмочной группой. Поскольку на встрече кроме режиссера Олега Фомина присутствовали прокатчик от КАРО-фильм Алексей Рязанцев, а также актеры и сценаристы в лице Ростислава Хаита, Леонида Бараца, компетентный кворум был налицо. Но сначала - о самом фильме.

«День выборов» представляет экранизацию идущего в Москве в исполнении труппы «Квартет И» спектакля, артисты которого заняты и в фильме. Много артистов приглашено и тех, что в спектакле не играли. Завязка простейшая: в одной из неназванных областей Поволжья, команда пиарщиков должна быстро сварганить рейтинг кандидату в губернаторы, которого исполняет футбольный обозреватель Василий Уткин. Подлинной целью операции является не его победа, а оттягивание голосов у соперников в пользу нужного кандидата. Пиарщики – сотрудники радиостанции «Как бы радио» получают это задание от владельца радио некоего олигарха Эммануила Гедеоновича, чей образ можно понять как намёк на бывшего владельца радио «Эхо Москвы» и НТВ Владимира Гусинского.

В целом получился динамичный, остроумный ералаш с участием казаков, бандюков, военных и прочих чудаков нашего времени. Фильм смотрится. Занято множество популярных музыкантов, певцов, артистов. «Крутые» здесь смешные, уже даже тем, что их «разоблачают» автомобилями «Мерседес» типа катафалк с классическими купленными номерами типа 222, 777…


Без Путина и Христа

Упреждая обвинения в политическом заказе, Алексей Рязанцев сразу продекларировал:

- Что мы хотим? Хотим лишь собрать 20 миллионов и больше ничего.

То есть, барышник я и ничего более. Однако вопрос журналиста доставал уже режиссера:

- Говорят, что у фильма была поддержка Администрации Президента?

- Давайте не будем… Фильм выходит скоро и на «Первом» телеканале, - раздраженно парировал Олег Фомин.

- Повлиять на выборы в декабре картина не сможет, всё будет жёстче, чем в фильме, - успокоил озабоченных Леонид Барац. – Мы просто писали пьесу о талантливых, умных, циничных людях.

Собравшись с духом, Олег Фомин всё же приоткрыл кое-какие завесы в своей кухне, поведав о том, что в своё время поработал над пропагандистским предвыборным фильмом с Черномырдиным и его «Нашим домом Россией» (кстати, напоминание для любителей истории - петербургскую организацию НДР возглавлял тогда Владимир Путин). В том фильме «свободное» общение с народом, сказал Фомин, делалось так, что все вопросы и ответы были согласно списку. Кажется, в наше время эта форма общения народа с властью на разных уровнях обретает всё более серьёзную перспективу.

- А вообще всё рассказать о том, что тогда происходило, не можем, - признался Фомин. Иначе кино и не вышло бы.

Намекавшим на политический заказ, создатели фильма напомнили, что пьеса писалась и уже игралась в 2003 году, а в 2004 вышел закон об отмене выборов губернаторов. Но как раз поэтому впечатление ангажированности темы появилось уже тогда. С другой стороны, под сегодняшние выборы этот опус развеивает остатки мнений о несправедливости воззрений президента и покровительствуемой им партии «Единая Россия» о необходимости отмены выборов народом на уровне персон хоть в губернаторы, хоть в депутаты Госдумы. Персоны, мол, вот они какие бывают порой, демонстрирует нам фильм, и смотрите, как их нам выбирают. На сей счёт даже Ростислав Хаит вынужденно признал:

- Да, возникает у кого-то впечатление, что мы этим фильмом под выборы льём воду на мельницу власти.

Интересно, что в отношениях с церковью создатели фильма все же подстраховались. В спектакле активно фигурирует поп, который ведет себя весьма порочаще по отношению к православной церкви – пьянствует, заваливает женщину на грешное дело, богохульствует.

В фильме, от греха подальше как бы, решили: это не поп, а проходимец, который украл поповскую рясу. Фомин признал: «Да, перестраховались». Однако тогда как же спектакль живет четыре года без внимания церковной воли? Это опять заставляет думать о всесилии воли политической. В кино с голой попой Михаила Ефремова попа настоящего оказалось показывать страшно, ввиду всё же несопоставимого с театральной аудиторией количества и социального состава смотрящих.

Да, и ещё песню «С нами Путин и Христос», что звучит в спектакле, в фильме воспроизводить не стали. И все довольны – и Путин, и Христос.


Веселие на Руси есть пити, и кино о том снимати

На вопрос «Как проходили съемки?» Хаит ответил:


- Пили много.

Это же он сказал еще два раза за полчаса и по другим поводам.

- Почему в популярных наших комедиях, особенно с 90-х годов, - «завёлся» на это один журналист, - у нас любят показывать: смотрите, русские люди, как нажрутся, сразу такие смешные, такие забавные, трогательные? Это ж фактически пропаганда пьянства на Руси, пьяного образа жизни как милого удовольствия, что заложено даже и в вашем трехкратном благоговейном «пили много».

На слово «русские» в президиуме пресс-конференции насторожились.

- А вы какую газету представляете? – подозрительно спросил Хаит, у которого слово «русский», похоже, отождествляется с нездоровым национализмом, а то и пахнет антисемитизмом, – …Но ведь у нас везде пить - это так естественно, нормально… Пьют на работе, на отдыхе. Мы же показали правду жизни, как в жизни.

И то, право, правду жизни у нас показывать нынче мастаки, что бы там ни пищали сегодня в обществе, да и на самом верху, о демографической проблеме, вырождении нации, преждевременном уходе из жизни по причине пьянства миллионов людей. Правда жизни: наш народ пил, пьёт и будет пить, а мы, мол, вам покажем как людям с того хорошо и весело, - вам ведь забавно, нравится на это смотреть, а нам, кинотворцам и прокатчикам, приятно хорошо на этом заработать. Пить это хорошо, а хорошо пить – ещё лучше – сквозит в откровениях отвязанных деятелей киноискусства спивающейся России.

Вот и в фильме, когда пиарщики напрягали чело - что бы придумать их кандидату в губернаторы в качестве самого соблазнительного для народа лозунга, звучала идея: «пообещать напоить всех». В этом ведь был ключ к успеху у Ельцина… Почему-то этот лозунг здесь не приняли.

Этот стиль «пьяного» кино наиболее беспредельно нам представили в «Особенностях» национальных охот и рыбалок, где в одном из них даже прямо рекламировали некую водочную продукцию, производители которой выступали спонсором фильма, и артисты тоже весь съемочный период пили, чем бравировали этим в интервью.

- Почему же в лучших западных комедиях юмор высекается без показа пьяных людей? (Трудно вспомнить замечательные французские, итальянские, английские комедии, где юмор примитивно строился бы на пьяной речи, да на пьяных глазах персонажей)?

- Есть и там, например, в американских комедиях, - защищался Фомин.

Правда, список таких фильмов в лавине западных комедий весьма скромен. А уж поминать нам в учителя низкопробные варианты американского стоит ли? Наши же наипопулярнейшие комедии строятся на стакане… Смешно, когда бы не было так грустно за деградацию большой части нации.

В конце концов, не привыкший к такого толка разговорам господин Хаит, похоже, разнервничался и «зацепил» дотошного журналиста, что это, дескать, ему самому, наверное, выпить хочется.

Выпить-то, конечно, можно, но главное, чтоб завтра тяжкого похмелья не было. Между тем, фильм, по сути, дискредитирующий институт выборов в России, скорее всего, отвадит от желания идти на выборы молодежь. Чего стоит одна только педалируемая мысль кумира молодых и отвязанных, как шнурки, Сергея Шнурова, который горланит в фильме в присущей манере обаяния гнусности рифму: «Выборы, выборы / кандидаты - пидоры».

Кому это может быть выгодно? Тем, например, кто не хочет, чтобы парни и девушки шли голосовать за оппозиционные партии, прежде всего либерального толка и патриотического. Не многие из них ведь пойдут отдавать голоса за «Едро»? Так пусть сидят дома! А «медведи» своё подавляющее медвежье большинство и с пенсионерами да с чиновничьими семьями наберут!

А так фильм - не без талантливых находок, смешной. Если не думать. На премьере народ весело потреблял попкорн и всякие околоэкранные штуки.