Не прошло и полгода после апрельских событий, связанных с переносом «Бронзового солдата» в Эстонии, как в Петербурге прошли очередные, восьмые по счету, ежегодные «Таллинские встречи». По мнению губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, жесткая позиция России в связи с переносом этого памятника не отрицает сотрудничества между городами двух стран и контактов между людьми. Мэр Таллина Эдгар Сависаар, возглавивший эстонскую делегацию, в свою очередь, не без двусмысленности добавил, что «одна ночь не может перечеркнуть политический капитал, накопленный десятилетиями сотрудничества между нашими городами».
Дети на политическом льду
Отложив природоохранные мероприятия на Балтике и пересмотр договора о сотрудничестве Санкт-Петербурга и Таллина на следующий год, руководители городов вышеупомянутый «капитал» на первых порах решили приращать в основном культурой; «топить лед» и сглаживать впечатления «одной ночи» за счет обмена школьниками и студентами.
А о чем, собственно, еще говорить градоначальникам, когда согласно выданной Смольным статистике, товарооборот между нашими городами неуклонно растет из года в год, и Эстония занимает во внешнеторговом обороте Петербурга первое место среди стран Балтии и 16-е в общем, и даже за последние полгода он вырос на 24 процента?
Да и практика молодежного обмена, если верить Сависаару, ничуть и не прерывалась - совсем недавно ему довелось пообщаться с группой петербургских школьников, принимавшей участие в акции Мустамяэского молодежного центра по ремонту безалкогольного молодежного кафе. Жаль только, недосказал господин мэр – была ли то совместная акция «ЕдРа», имеющей договор о Центристской партией, лидером которой является сам Сависаар, или с иной общественной организацией? Или петербургские школьники трудятся в зачет оплаты тура, а таллиннского мэра «пиарят» по собственной инициативе и совершенно бесплатно?
Быть может, окольные дипломатические выгоды и заставляют «Единую Россию» поддерживать и укреплять отношения с эстонскими «Центристами». А иные окольные политические выгоды заставляют «Центристов» отказываться от объединения с русскими партиями Эстонии, отдавая девять голосов при шести «против» за снос «Бронзового солдата». Сам же г-н Сависаар, при всей его лояльности, заявляет, что российско-германский газопровод (Nord Stream) угрожает безопасности Эстонии. Но что и кто заставляет политиков и бизнесменов вовлекать в эти непростые игры подростков?
Когда представители Эстонии вели переговоры о проведении 8-10 ноября в нашем городе «Таллиннских встреч», под угрозу срыва попала программа проведения Дней Санкт-Петербурга в Нарве, намеченных на 18-20 октября. Эстонское консульство отказалось выдать визы по обычному тарифу двум представителям городской администрации и делегатам петербургского бизнеса, в том числе от «Водоканала», «Петрохлеба» и «Октябрьской железной дороги», намеревавшихся принять участие в конференции «Санкт-Петербург и Нарва: поиски новых направлений сотрудничества». Администрация Петербурга возмущалась, указывая на нарушении эстонской стороной соглашения об упрощенном порядке предоставления виз и прочих норм и, в конце концов, была вынуждена принести извинения за сворачивание части программы. Но, может быть, этого не случилось бы – чиновники и бизнесмены нашли бы возможность заплатить за оформление срочных виз. Но ни у кого из них не возникло желания выложить лишних полторы тысячи евро на срочные визы для детей из балетной студии Кировского района. Да и в чем гарантия, что эстонское консульство в этом случае выдаст визы?
Поэтому вопрос, как именно Матвиенко и Сависаар собираются выполнять свои взаимные пожелания по части развития студенческого и школьного обмена далее – организуют специальные фонды для оплаты срочных виз или придумают иной способ, подкупающий эстонское консульство своей новизной – вопрос, скорее всего, риторический.
Студенты без границ
Дети из балетной студии «Кировца», не допущенные на сцену культурного центра с престижным названием «Женева», возможно, недоумевают по поводу случившегося ни чуть не меньше, и уж, по крайней мере, искреннее, нежели единственная представительница эстонской делегации, кому было отказано в визе в ходе нынешних «Таллиннских встреч».
Если читать сообщения агентств, сообщающих, что ректор Художественной академии Сигне Киве - бывший министр культуры от крайне враждебно настроенной к России Реформистской партии, складывается впечатление, что всё дело в её партийности.
Есть версия, что бедная госпожа Киви пострадала за аморальный образ жизни и грехи подчинённых. Вряд ли кто в маленькой Эстонии способен забыть даму-министра, о которой газеты писали, что Сигне была любовницей Калью, когда у того была жена и трое детей. Когда Калью решил уйти к Сигне, его жена не сумела вести себя адекватно и ушла из жизни, забрав с собой двухмесячного сына. Оставшихся двоих детей Сигне взяла в свою семью. Оставила же свой пост Киви после того, как директор подчиненного министерству национального фонда «Капитал культуры» признался полиции, что проиграл в казино почти 8 миллионов крон казенных денег.
Но для российского посольства в вопросах предоставления визы гораздо важнее факт неоднократного нарушения визового режима госпожой Киви и членами возглавляемой ею студенческой этнографической экспедицией, имевший место в июле 2005 года. Возможно, что Киви лишь только причине занятости не смогла уберечь своих подопечных от порчи пляжного имущества и демонстрации коллективного стриптиза под знаменем просвещения жителей марийской глубинки в части европейских свобод.
Чем обязаны
Конечно, показатели товарооборота – это еще далеко не все, из чего складываются экономические взаимоотношения. При том, что Эстония имеет хоть и небольшое, но все же стабильно отрицательное сальдо в торговле с Петербургом, недостаток экспорта традиционно сполна покрывался за счет таких статей дохода, как туризм и транзит. Сегодня, когда разве что только ленивый не предрекает девальвацию эстонской кроны, на фоне чего рынок недвижимости страны упал в такую яму, что застройщики готовы сами кредитовать потенциальных покупателей, внутренние потери этих двух отраслей (туризма и транзита) многим кажутся катастрофическими.
По разным оценкам, транзитный бизнес давал Эстонии от 4 до 10% ВВП. Его основу составляли нефть и нефтепродукты, а большинство транзитных фирм до недавнего времени так или иначе были связаны с российской компанией «Северсталь». В 2005 и 2006 объемы перевалки грузов через Таллинский порт росли очень медленно, значительный скачок роста обнаружился лишь в первом квартале 2007-го. Однако после апрельских событий полностью были восстановлены и до сих пор стабильно работают в Таллинском порту только поставщики мазута. Поставки древесины в течение двух последних лет близки к нулю, практически остановлена поставка угля, на минимальном уровне держатся поставки минеральных удобрений.
На фоне общего спада грузопотока, который достиг к июлю 2007 года 30%, поставки светлых нефтепродуктов упали на сегодняшний день к 80 и более процентам от обычного оборота. Железная дорога, потерявшая российские транзитные поезда, испытывает жесточайший недостаток вагонов. В планах эстонского правительства и руководства эстонских портов – переориентация на контейнерные грузы и увеличение пассажирского грузопотока. Собственные инвестиции страны в развитие отрасли составляют по 40-60 млн евро в год. Но и этого недостаточно, и эстонцы очень надеются на новые кредиты и вложения ЕС.
С сентября 2004 года в Эстонии реализуется Baltic Cruise Project, объединяющий в единое целое 10 государств Балтийского региона и 16 портов, в том числе и Санкт-Петербург, через проект создания «Морского Фасада». Baltic Cruise Project стоимостью в полтора миллиона евро финансируется в основном программой ЕС Intereg IIIB. Его цель - увеличение числа круизных пассажиров к концу 2007 года на 20% (4% общемирового рынка круизных маршрутов). По плану, до июля 2007 года во всех портах проекта должны быть введены единые коммуникационные платформы для круизных судов и единый стандарт обслуживания. Понятно, что при организации круизного бизнеса важно, чтобы сеть маршрутов была как можно более разнообразна и интересна. Порты разных стран в этом смысле не столько конкурируют, сколько дополняют друг друга.
Разумеется, туриста высокого класса должна привлекать не только дорога. Эстония старается, как может. Буквально через пару недель Эстония войдет в зону Шенгена. 29 октября в Таллине состоялась пресс-конференция, на которой послы Эстонии сообщили, что события «бронзовой ночи» привлекли к их маленькой стране внимание мировой общественности. Как воспринимают такие оптимистические рассказы сами эстонцы можно прочесть между строк в данных исследования, заказанного таллинской горуправой, согласно которым 65 процентов таллинцев-эстонцев и 36 процентов таллинцев-неэстонцев боятся повторения апрельских событий.
И вот еще новости – в 2011 году Таллин будет именоваться культурной столицей Европы. По этому поводу некоторые представители таллиннских властей бьют тревогу при мысли о том, что в Таллине по сей день из сувениров можно приобрести один лишь янтарь и матрешки, а другие везут в Петербург презентацию программы «Таллин – культурная столица Европы 2011». Но и не только привезли. Тут ситуация, по всей видимости, как с таллиннскими матрешками – договорились об участии в программе и петербургских артистов.
Значки для Бойко и Кехмана
За пару дней до открытия «Таллинских встреч» журналисты «Комсомольской правды» неожиданно разразились акцией по бойкоту эстонских турбизнеса. Основанием для этого послужил добытый ими документ о том, что ряд эстонских компаний решили поощрить полицейских, разгонявших митинг у «Бронзового Солдата», и выписали им за служебное рвение денежные премии. Газета, не так давно провозглашавшая лозунг «Купил латвийский шпроты – помог ветеранам SS», теперь раздает значки с надписью «Я не еду в эSSтонию».
Очень хочется посоветовать редакции подарить этот значок петербургскому предпринимателю Олегу Бойко, вынашивавшего не так давно в связи с законом об ограничениях в сфере игорного бизнеса проект строительства в приграничной Нарве мега-казино. А также бывшему его партнеру по ОЛБИ-Джаз, основному владельцу компании JFC, занимающей четверть российского рынка поставки тропических фруктов (в основном бананов) Владимиру Кехману.
Хотя компании давно уже не удается построить морской рефрижераторный терминал - ни в порту Санкт-Петербурга, ни в Новороссийске - очень хочется верить, что не это являлось поводом для активизации возглавляемого Кехманом Михайловского театра (бывший Малый театр Оперы и балета) в проведении «Таллинских встреч».