АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2015-06-08 Алексей Рафалович
Чемезов равняется на Чубайса

Отвечая на обвинения в бессовестном расхищении российской казны, старый соратник Владимира Путина ещё по работе в администрации Санкт-Петербурга Анатолий Чубайс поклялся, что возглавляемая им компания «Роснано» после 2012 года никаких бюджетных денег не получает и, естественно, соврал. В 2013 году правительство предоставило «Роснано» 33 миллиарда рублей государственных гарантий, часть которых пошли на выплату долгов принадлежащему государству «Сбербанку», то есть заплатило своими деньгами долги Чубайса себе. Ещё 29 миллиардов госгарантий «Роснано» получает в 2014-2015 гг., а в 2016-2020 гг. дополнительное государственное финансирование компании составит 65,3 миллиарда. И это при полном отсутствии каких-либо технологических прорывов.

Могли ли спокойно смотреть на такой лихой попил глава суперконцернов «Ростехнологии» и «Оборонпром», старый знакомый Владимира Путина Сергей Чемезов вместе со своим ставленником — министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым? Конечно нет - и щедрое правительство Дмитрия Медведева выдаёт «дочке» «Оборонпрома» ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» госгарантии на сумму 33,263 миллиарда рублей.

Официально гарантии выделяются под программу создания семейства перспективных двигателей для гражданской авиации, а на самом деле? Внимательно изучив постановление правительства РФ № 544 от 3 июня 2015 года, мы обнаруживаем, что собственно на разработку двигателей выделяется всего 6,676 миллиардов, то есть чуть больше 20% от общей суммы. Остальные же деньги — 26 587 089 000 рублей - выделены «на исполнение обязательств АО «Объединённая промышленная корпорация "Оборонпром"» по ранее привлечённым этим обществом облигационным займам».

Далее в утвержденных постановлением правительства «Правилах предоставления в 2015 году государственных гарантий РФ по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом «Объединённая двигательная корпорация», разъясняется, что почти 80% гарантий предоставлены «по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым принципалом на цели исполнения обязательств акционерного общества "Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» (в части выплаты номинальной стоимости облигаций при их погашении) по ранее привлеченным акционерным обществом "Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» облигационным займам серии 01 (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг 4-01-00008-Н), серии 02 (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг 4-02-00008-Н) и серии 03 (государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг 4-03-00008-Н).»

То есть, основная цель гарантий та же, что и в истории с «Роснано»: обеспечить облагодетельствованной компании возможность перекредитоваться у государства и тем самым оттянуть её финансовый крах.

А метод позаимствован у строителей финансовых пирамид, типа Сергея Мавроди, где новые взносы разведённых лохов позволяли покрывать долги перед старыми с выводом части денег в карман организаторов надувательства, и так до тех пор, пока лохи не закончатся.

Разница лишь в том, что Мавроди и ему подобные очищали кошельки отдельных граждан, а Чубайс и Мантуров с Чемезовым – осваивают бюджет. Неудивительно, что с новыми технологическими разработками в стране завал, а попытка склепать что-то из иностранных комплектующих, типа печально знаменитого авиалайнера «Суперджет», оборачиваются гигантскими убытками. Долги выпускающего машину ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» на 31 декабря 2014 года составили 34,8 миллиарда рублей, увеличившись за год на 8,6 миллиарда.

Не лучше обстоит дело и с новыми двигателями для вертолётов и гражданской авиации. Производство вертолётного ВК-2500, представляющего модификацию ТВЗ-117 с запорожской «Мотор Сичи», до сих пор не может обойтись без украинских комплектующих. Сперва 50 чисто российских изделий обещали выпустить в 2013 году, потом в 2015-ом, а что будет на самом деле никому неизвестно, не говоря уже о качестве.

Серийный выпуск разрабатываемого с 2008 года и отмеченного в правительственном постановлении авиадвигателя ПД-14 Мантуров ещё недавно обещал начать в 2017 году, потом было сказано, что его сертификация завершится лишь в 2018-ом... Когда ПД-14 пойдёт в серию реально? На этот вопрос вам министр вряд ли ответит, он всё больше по финансовым потокам специализируется.

Кстати, сам Чемезов ещё в 2012 году утверждал, что в течении 2-3 лет, то есть не позже 2016 года, «Оборонпром» следует ликвидировать, фактически признав бессмысленность своей шарашки. Но как тогда быть с пунктом 4 правительственного постановления, гласящим: «Гарантия не предоставляется, если принципал находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также если в отношении его возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве)»?

Сейчас «Оборонпром» находится именно в стадии реорганизации, его активы выводятся в холдинги, а сотрудники сокращаются. План полной ликвидации пока заторможен. Отказываться от финансовой воронки, способной засосать бОльшую часть оборонного бюджета России, не хочется, а перебрасывать финансовые обязательства в вышестоящую организацию в лице «Ростеха» Чемезов не решается – вдруг власть переменится и платить придётся?

А пока — лепота! Потому что согласно пункту 6 того же правительственного постановления: «Российская Федерация несет субсидиарную ответственность перед кредиторами (владельцами облигаций) по обязательствам принципала, обеспеченным гарантией». Понятно, что подписавший постановление премьер Медведев обеспечивает эти гарантии не из своего кармана, а, значит, деньги пойдут из бюджета, то есть за счёт доходов с нефтяных и газовых труб и конечно карманов дорогих россиян, которые своими налогами этот бюджет питают.

Алексей Рафалович