На состоявшихся 10 июня в Милане переговорах с премьер-министром Италии Маттео Ренци президент России Владимир Путин с грустью отметил, что итальянские компании недополучили около 1 миллиарда евро из-за санкций в сфере военно-технического сотрудничества. Забота российского президента о благосостоянии итальянцев несомненно трогательна. Но ему было бы полезно знать, что в России официально признано: за чертой бедности в первом квартале 2015 года, также благодаря санкциям, в принятии решения по которым участвовала и Италия, оказалось 23 миллиона человек — свыше трети населения Италии или две Чехии или без малого три Австрии.
Конечно, Владимир Владимирович, как и положено доброму барину, проявляет заботу и о собственных холопах. Кому платье подарит, кому вислоухого котёнка, а кому - целого щенка лабрадора, но итальянцы начиная со старого мошенника Берлускони ему явно больше по душе!
«С Роснефтью готовится соглашение по совместному производству тяжелых вертолетов для работы на российских месторождениях. — Сообщил национальный лидер на пресс-конференции по итогам общения с Ренци. — Я только что обсуждал этот контракт с премьер-министром, и он удостоен внимания премьер-министра. Загрузка итальянских компаний на 3 млрд евро до 2025 года».
Это не пустые слова. Недаром, накануне путинского визита в Италию было объявлено о старте проекта корпорации «Ростех» во главе с его старым коллегой Сергеем Чемезовым и итальянского концерна Finmeccanica по производству в России вертолетов для нефтяного гиганта «Роснефть» ближайшего соратника президента Игоря Сечина. Стоимость этого проекта оценивается в 3 миллиарда евро, то есть в три раза превышает убытки итальянцев от ответных санкций России на американо-европейские санкции, которые ранее сама Италия и поддержала.
Проект, который планируется подписать на Петербургском экономическом форуме, уже рекламируется как очередная блестящая победа Путина над зловредной «Большой Семёркой», но посудите сами, мог ли итальянский премьер, ослушаться старших товарищей? Конечно же нет! Происходящее в Италии было согласовано ранее именно в рамках «Семёрки». Общеизвестно, что крупнейшей проблемой для европейской финансовой системы является Греция, но на очереди Испания, а за ней Италия... Проблемы с итальянским государственным долгом известны, но в Европе нет дополнительных финансовых ресурсов для её оздоровления, так почему бы не воспользоваться услугами России?
Суть проекта заключается в том, что «Ростех», Finmeccanica и «Роснефть» создадут совместное предприятие на базе подмосковного завода HeliVert, который является совместным предприятием холдинга «Вертолеты России» и AgustaWestland, которые в свою очередь являются дочерними структуами соответственно«Ростеха» и Finmeccanica. На заводе предполагается организовать производство средних вертолетов AW189. Всего до 2025 года HeliVert планирует изготовить и поставить «Роснефти» 160 машин. В соответствии с достигнутыми договоренностями, будет осуществляться сборка вертолетов AW189, их поставка, послепродажное обслуживание и обучение.
За всё это удовольствие для итальянцев заплатит государственная «Роснефть». Вопрос: откуда она возьмёт такую огромную сумму? Ответ прост – из российского бюджета, то есть по сути компенсации от понесённых итальянцами санкционных убытков заплатят дорогие россияне, которые наполняют этот бюджет. В частности, возможно поднять итальянское благосостояние за счёт Фонда российского национального благосостояния. НК «Роснефть» имеет опыт по привлечению ресурсов из этого фонда, который скоро впору переименовать в «Фонд итальянского благосостояния»...
Очевидно, что в данной сделке итальянцы будут стремиться получить большую предоплату по этому проекту, как когда-то французы, только что кинувшие Россию с поставками десантных вертолётоносцев «Мистраль».
Поставок техники, если таковые вообще состоятся, можно ожидать не ранее снятия санкций. Тем более, что по-хорошему нужно проводить испытания вертолётов в условиях русского севера, а это в условиях санкций также проблематично. В общем обозначенная сделка имеет все шансы повторить подвиг «Мистралей», когда российская и французская сторона никак не могут договориться о возврате предоплаты.
Разница - в том, что тогда Чемезов пробивал сделку вместе с министром обороны Анатолием Сердюковым, а теперь свои барыши подсчитывает глава компании Loyd’s Investments Corporation, израильско-итальянский гешефтмахер Аарон Френкель, уже давно сидящий на кассе сотрудничества с итальянцами. Предстоящую сделку Аарон очень активно обсуждал с гендиректором ОАО «Вертолёты России» Александром Михеевым на недавно прошедшей в Москве 8-й Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2015. Многие посетители стали свидетелями этого процесса.
Как видим, в этом проекте сошлись интересы самых патриотичных госолигархов – Чемезова и Сечина. Отныне они будут обогащаться вместе, тем более, что зарубежная схема более приемлема с точки зрения манипуляции с бюджетом. Поскольку «Роснефть» по сути является государственной компанией, то она естественным образом внутри страны подотчётна Счётной палате. Внутренних ресурсов у «Роснефти» на эту сделку нет, следовательно, она будет профинансирована из бюджета посредством очередного заимствования. Опять же формально – поступающие заёмные средства должны быть подконтрольны государству и подлежат последующей проверке на предмет их целевого использования. Именно поэтому и выбрана внешняя схема, при которой средства, перекаченные через счета «Роснефти» в Италию, для самих итальянцев являются чисто коммерческими и не подотчётны внутренним итальянским контрольным органам.
Учитывая близость к первому лицу Чемезова и Сечина, можно предположить, что наши внутренние контрольные органы не приедут в Италию проверять тамошние компании, что даёт возможность с помощью неутомимомого Френкеля распихать часть средств по карманам заинтересованных лиц. В случае же размещения заказа в нашем конструкторском бюро такие манипуляции невозможны и неудивительно, что генеральный директор ОАО «Вертолёты России» Александр Михеев, который недавно с трудом отбился от заинтересовавшейся его финансовыми операциями Генеральной прокуратуры. (Подробности - в статье «Папенькины сынки авиапрома- 2»), так воодушевлен открывающимися в Италии перспективами.
Ну а чтобы конструкторское бюро Миля не простаивало, Михеев придумал для его сотрудников совершенно невразумительное занятие - «провести унификацию продукции производства серийных заводов ОАО «У-УАЗ» («Улан-Удэнский авиационный завод» - А.Р.) и ПАО «Казанский вертолётный завод» при участии ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» в кратчайшие сроки…». То есть по сути перебросить производство улан-удэнских машин Ми-8АМТШ (Ми-8АМТШ-В) на Казанский завод. Смысла в этой операции нет никакого, тем более, что Казанский завод производит свою модификацию «восьмёрки» на протяжении длительного времени и все техпроцессы отработаны. Объяснить инициативу Михеева с точки зрения необходимости наращивания производственных возможностей тоже невозможно, так как сами ОАО «Вертолёты России» неоднократно заявляли о насыщении рынка в предыдущий период и фиксировали падение спроса. При этом на операцию переброски производства под видом «унификации» будут потрачены немалые финансовые ресурсы.
Наверное полезнее было бы занять российские конструкторские бюро по их специализации – то есть проектированием новых вертолётов, в том числе и для компании «Роснефть». Климатические условия российских шельфов разительно отличаются даже от севера Италии, и поэтому итальянские машины не приспособлены для наших северов. Это знает любой мало-мальски соображающий в этой области человек. Хотя наиболее эффективным менеджерам типа Сечина, Чемезова и Михеева это знать неинтересно. Ведь доллары и евро, которые при такой схеме закупки могут оказаться в их карманах, не теряют свои свойства даже при -50 градусах по Цельсию.
Алексей Рафалович