АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2015-07-24 Александр Сивов
Откуда у греков донбасская грусть

Будучи в Греции, я попытался выяснить, каково отношение местных политических структур к Новороссии и кто именно из жителей этой страны воюет на Донбассе на стороне ополчения. Контакты с зарубежными партиями, в том числе и на самом высоком уровне, несложны, особенно если есть хоть какое-то журналистское удостоверение. Приехал, нашёл в Интернете адрес организации, и тебя любезно принимают. Разумеется, необходимо знание языков, например, английского, а также специфический опыт, связанный с пребыванием за границей. Иначе будут проблемы даже с тем, чтобы добраться на метро на нужную станцию.

СИРИЗА

Эта левая партия находится у власти уже полгода и в российских СМИ заявляют, что она - пророссийская. При этом они молчат, что дважды – последний раз уже в июне – на заседании министров иностранных дел стран ЕС греческий представитель голосовал за усиление санкций против России в связи с ситуацией с Крымом и Донбассом. Таким образом, официально СИРИЗА в этом конфликте на стороне Киева. Хотя у очень многих членов этой рыхлой и разделённой на фракции партии, как я в этом убедился в личных беседах, есть и противоположное мнение.

Коммунистическая партия Греции

Её представители бывали в Донбассе, они участвовали 8 мая 2015 г. в Антифашистском форуме в Алчевске, организованным Алексеем Мозговым незадолго до его гибели.

Большое здание ЦК с охраной и пропускной системой. При этом визуально коммунисты, и те, кого я видел в ЦК, и участвующие на акциях протеста выглядят как среднестатистический срез греческого общества, не выделяясь ни своим видом, ни одеждой, ни поведением.

Элисеос Вагенас, член ЦК и заведующий международным отделом ЦК КПГ заверил меня, что поддержка Донбасса со стороны партии имеет место, а вот в рядах ополчения греческие коммунисты не воюют: «возможно, что там сражаются члены фашистской партии Золотая Заря».

Анархисты

Афинский район Экзархия состоит из ряда небольших улочек. Здесь расположены издательства, книжные и музыкальные магазины, кафе и лавки по продаже биопродуктов. В этом районе находятся многочисленные сквоты, самоуправляемые общины, а также легендарный анархический клуб «К-Вокс» (обычно говорят просто «Вокс»). Именно здесь началось восстание против диктатуры полковников в ноябре 1973 года во время студенческих волнений в Политехническом университете. Отсюда начались и беспорядки в декабре 2008 года после смерти 15-летнего Александроса Григоропулоса, убитого сотрудником полиции на прилегающей улице. Это сердце Сопротивления Греции, центр альтернативной культуры для анархистов, антиавторитарных левых и экологов.

Вокруг множество кафе, в том числе респектабельных, где проводит время богема явно не анархистского облика. По вечерам зимой в маленьком треугольном скверике в центре Экзархии горят костры, вокруг которых тусуются неформалы.

Рядом Политехнический университет - тоже оплот анархизма, его стены и внутренние помещения сплошь разрисованы многочисленными граффити и политическими плакатами. Чем-то знакомым и родным повеяло от надписи на русском языке в коридоре: «менты козлы».

Есть в районе книжные магазины, специализирующиеся на анархистской и иной «подрывной»» литературе. В лавчонках можно купить революционную символику, например, кепочку с символкой RAF. Кафе с пикантным названием Revolt (Восстание). В харчевне, где я перекусил, продавцы были стильно одеты во всё чёрное, включая поварской колпак, с нарисованными на них черепами и костями. В другом кафе троцкисты устраивали выставку-продажу своих книг.

В советской литературной и кинематографической традиции принято описывать русских анархистов в юмористическом ключе. Свидетельствую: юмористический колорит в быте и порядках анархистской тусовки в Афинах, действительно, увидеть можно. Но не всё так просто. Параллельно существует вооружённое анархистское подполье, проводятся экспроприации банков, теракты и политические убийства противников в наших традициях столетней давности.

Хотя в скверике можно почувствовать и запах травки, употребление наркотиков среди идейных анархистов нехарактерно. Они обычно ведут здоровый образ жизни, посещают тренировочные залы, любят заниматься боевыми искусствами.

Многие анархисты – но не все – длинноволосы, татуированы, одежда в чёрных тонах.

Франкоязычный анархист Василис, представившийся как «член коллектива социального центра К-Вокс» – анархисты не имеют ни пресс-атташе, ни единой политической линии, выразил мнение сообщества анархистов о Донбассе:

- Мы вместе с русским народом, который хочет независимости в Донбассе, но это не значит, что мы заодно с Путиным. В Киеве – фашисты, и мы воспринимаем эту войну как антифашистскую. Народ Донбасса не хочет быть под пятой фашистов, и мы заодно с борющимся народом. Несколько человек из наших рядов – они анархисты и коммунисты – уехали туда воевать, и сегодня они в рядах ополчения Донбасса. Причём коммунисты вовсе не обязательно являются членами официальной Компартии. Они уехали самостоятельно, за ними не стоит никакая организация или партия. Мы видели их фотографии на Донбассе, и по имеющейся у нас информации, у них всё хорошо, убитых среди них нет. Официальная Компартия, несмотря на декларируемую солидарность с Донбассом, не хочет непосредственно участвовать в войне и ввязываться в этот сложный, с их точки зрения, конфликт.

Золотая Заря

Это централизованная и малоприветливая по отношению к журналистам националистическая партия. Активисты одеваются в тёмных и чёрных тонах, среди них много мотоциклистов. Некоторые очень накачанные, чувствуется, что тренируются в качалках. Но если многие анархисты похожи скорее на каратистов, для которых мышечная масса лишь помеха быстроте удара, то некоторые рослые члены Золотой Зари скорее стероидные «качки», похожие с виду на охранников или вышибал в клубах.

Получить там интервью было чрезвычайно сложно, его дают только в центральном офисе. Вначале мне удалось настоять, после ряда проблем, чтобы открыли бронированную входную дверь, за которой находилось несколько охранников очень серьёзного вида. Рядом, прямо на проходной, зачем-то висело два десятка противогазов.

Внутрь здания посторонних, даже представителей прессы, не пускают. Вызвали вниз пресс-атташе – симпатичную девушку: «Запишите вопросы, на который вы хотите получить ответы – можно на французском языке, раз вы франкоязычный. Через пару дней мы перешлём вам по электронной почте официальные ответы. Возможно, они будут тоже на французском языке. Но мы всё же постараемся дать ответы на русском – в наших рядах есть выходцы из республик СССР». Я записал на бумаге два вопроса – об официальной линии партии по отношению к войне на Донбассе и о присутствии в рядах ополчения членов Золотой Зари.

Ответы, действительно, пришли, и на вполне приличном русском языке, они нуждались лишь в небольшой стилистической правке. Вот полный их текст:

- Золотая Заря рассматривает конфликт на Украине как гражданскую войну, которую разжигают США и европейские страны; её контролирует НАТО с целью ослабления мощи России в регионе. Известно, что Россия заинтересована иметь выход к Средиземному морю, но события на Украине этому препятствуют, так как Россия несёт расходы из-за войны, под предлогом которой Европейский Союз объявил санкции против неё. Хотя он не делает в подобных случаях это же против других государств. Украинский кризис это одновременно и европейский кризис. Насилие и политическая пропаганда разжигается сионистскими кругами, которых не останавливает даже деятельность неонацистов Правого Сектора. Это доказывает, что эта война есть лишь война интересов, во имя укрепления американского влияния на Европу.

Добровольцев в ополчении Донбасса от Золотой Зари нет. Конечно, многие греки, проживающие на Украине, участвуют в войне на стороне русских, но ни один из них не имеет отношения к Золотой Заре. Более того, я хочу уточнить, что Золотая Заря не имеет ни малейшего отношения к Правому Сектору и другим подобным организациям, которые представляют себя как националисты, но финансируются от сионистского лобби и знакомых «банкиров» - финансистов, целью которых является уничтожение собственного народа.

Хотя я допускаю, что некоторые члены Золотой Зари могут таки пребывать в частном порядке в ополчении Донбасса, аналогично тому как они в 90-х годах воевали в Югославии на стороне сербов.

Прихожане русской церкви в Афинах

Я снова встретился с настоятелем этого храма – священником Александром Носевичем, у которого уже брал интервью полтора года назад. Тогда он мне рассказывал об общине:

- В русском храме Святой троицы в Афинах по воскресеньям бывает двести и более человек, хотя специально это никто не подсчитывает. На пасху, конечно, ещё больше.

Причащается довольно много народа. Сегодня храм посетило около 200 — 250 человек, а причащалось 60 — 70. Из всей русскоязычной диаспоры Афин, храм и богослужения посещает 10% от её числа. Это, наверное, общая тенденция для нашего общества.

Наш храм — эмигрантский, вся наша община состоит из эмигрантов последних лет. Кто-то приезжают на заработки, кто-то по служебным делам, кто-то приобретает недвижимость, кто-то женится или выходит замуж. Есть и греки, приехавшие из республик СССР на свою этническую родину. Храм является как бы центром русскоязычной общины. Выходцев из, собственно, Российской Федерации тут не так много. Большей частью прихожане - это трудовые мигранты из Украины, много из Молдавии, есть из Белоруссии, из Грузии.

Из дореволюционных эмигрантов не осталось практически никого, их потомков буквально единицы, они в значительной степени ассимилировались, настолько вжились в греческое население, что с русскими себя уже никак не ассоциируют, их у нас небольшой процент.

На этот раз у нас был разговор на другую тему – Донбасс и Греция. Отец Александр рассказывает:

- Судьбы России и Украины, включая западную её часть, неразделимы. Надеюсь, это временные недоразумения, потому, что это единый народ, хотя тут вмешивается политическая конъюнктура. Беженцев с Донбасса у нас мало, это связано, в том числе, и с визовыми проблемами, они скорее едут в Россию. Но у многих наших прихожан там есть родственники, и некоторым из них удалось их вывезти сюда – Господь им помог. Наши прихожане в подавляющем своём числе пророссийские, хотя есть десяток человек, которые, хотя и не являются антироссийскими, но имеют свою особую позицию – они переживают больше за свою малую родину. Помощь Донбассу наши прихожане оказывают в частном порядке, например, собирают вещи.

Некоторые наши прихожане поехали в Донбасс и вступили в ополчение. Уже есть погибшие, мы поминаем их в нашей церкви как убиенных, по именам. Это Афанасий, бывший профессиональный военный, ветеран Афганской и Чеченской войн, и Александр – бывший гражданский. Это только то, что мне известно. Мы в храме всегда молимся за мир на Украине и за невинно убиенных земли украинской. Мы их поминаем на каждой литургии и панихиде. Всё, что происходит, по моему разумению, - это настоящий геноцид.

На основании встреч в Афинах, экстраполируя цифры на всю Грецию, можно дать примерную оценку: нескольких десятков бойцов с греческими паспортами, возможно, до сотни, воюют в настоящее время в Донбассе на стороне ополчения.

Александр Сивов

Вверху - афонский монах с флагом ДНР

Сокращенный вариант опубликован на портале "Свободная пресса"