АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2016-11-14 Александр Сивов
Барселона разводится с Мадридом

9 ноября 2015 г. на первой сессии новоизбранного парламента Каталонии была утверждена резолюция о начале процесса отделения автономной Каталонии от Испании, после этого сообщения ведущие мировые СМИ окружили всё молчанием. Согласно этой резолюции, процесс отделения и создания отдельного государства должен быть завершено за 18 месяцев. Избрание в январе 2016 года на должность главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона, имеющего репутацию фанатика её независимости, дают все основания полагать, что отделение в назначенные сроки таки состоится.

И в преддверии приближающего срока независимости испанской Каталонии я решил на месте лично ознакомиться с ситуацией.

Панкаталонские амбиции

Впервые об интересной ситуации в регионе я узнал ещё в 1999 году в Перпиньяне, столице небольшого французского департамента, неофициально называемого французской Каталонией, – когда-то единая область была поделена в своё время между Францией и Испанией. Там я принял участие в протестной демонстрации левых организаций, на которой присутствовали и каталонские националисты, с которыми тогда с интересом побеседовал. Тогда же я с большим удивлением отметил, что в туристских брошюрах и исторических пояснениях по Перпиньяну (на французском языке) явственно проявляются моменты сепаратистского каталонского духа. Было ясно, что каталонская автономия Испании закулисно подогревает панкаталонские настроения в соседней Франции – при полном молчании французских СМИ. И эта странная ситуация меня заинтересовала ещё тогда.

Каталонский реванш Народного фронта

Кто в конечном итоге победил в ходе гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах? На сегодняшний день этот вопрос отнюдь не очевиден. По всей Испании четвёртое десятилетие идёт демонтаж наследия Франко и всех структур, которые с ним были связаны, включая испанскую армию и католическую церковь, и Каталония наиболее последовательна в этом отношении. И сегодня многие в Каталонии полагают, что для тотального размежевания с остатками франкизма надо демонтировать и его корни – не только зависимость от Мадрида, но и саму Испанию в её нынешних границах.

Процесс пошёл. В Каталонии создана и функционирует не только собственная полиция, но и спецназ, куда подобрали отменных мордоворотов. Может быть правильнее их назвать каталонскими боевиками? О патрулировании ими Барселоны мне ещё на Корсике рассказывали французы, которые там бывали, хотя во французских СМИ об этом ни слова. И французские очевидцы, как оказалось, правильно оценили роль этих боевиков, которые выглядят именно так, как мне их описывали. В бронежилетах, вооружены автоматами, носимыми на животе и длинных беретах, свешивающихся набок. На униформе и плечах – каталонская символика, тонкие полосы в оранжевых тонах. Фотографировать их нельзя, я везде получал отказ: «только нашу машину». И вид у этих мужиков такой, что спорить с ними не хочется. И лишь несколько фото в Интернете, снятые кем-то тайком, дают представление об их облике.

Сегодня между рудиментами «демократизированного» франкизма и гражданским обществом страны идёт настоящая война в музеях и выставках, приуроченных к 80-й годовщине фашистского мятежа в этой стране.

Об европейских музеях

Я жил в Европе, и потому с ехидным скепсисом отношусь к сказкам про технологическое превосходство Западе по сравнению с СССР и его якобы несравненные технологии. Но именно в области музейного дела отставание СССР и России от Запада существует, и оно велико. И ларчик просто открывается: для создания полноценных музеев, включая провинциальные и сельские, нужны не только усилия энтузиастов и добрая воля местных председателей колхозов, но и вложенные туда миллиарды и ещё раз миллиарды. И только тогда можно создавать прекрасные диорамы, фото и видео эффекты. Окупаются ли эти расходы? Нет. Ходят ли туда туристы? Достаточно редко, они предпочитают обедать в многочисленных ресторанчиках на свежем воздухе. То же и о других исторических памятниках, табличках и мемориальных знаках. Но страна, которая хочет развивать туризм, просто обязана их иметь, чтобы журналисты, пишущие про страну, могли написать: «Музей и монументы этого города – великолепны!» И именно мы, журналисты, определяем своей оценкой, будет существовать там туризм, или он умрёт.

Музей истории Каталонии в Барселоне

В музее Барселоны можно говорить про франкизм всё, в отличие от других регионов Испании, цензура или самоцензура там отсутствует полностью.

Каталонский язык является как бы промежуточным между французским и испанским, и пояснения здесь на трёх языках: каталонском, испанском и английском. Я, как полностью франкоязычный, с некоторым удивлением понимаю, что для меня легче и проще читать тексты на каталонском, чем на английском, которым я тоже владею.

Некоторые экспозиции и комментарии по пролетариату, предпринимателям социальным протестам в Каталонии в начале XX века явно сделаны с левых позиций и очень близки по политической трактовке к таковым во времена СССР. Но насколько выше в Барселоне уровень музейного дела и наглядность!

С тем же высочайшим профессионализмом сделаны и экспозиции по франкизму. Интересны реконструкции времён гражданской войны с использованием самых последних новинок музейного дела. Это надо видеть своими глазами, фотографии лишь частично могут их передать высочайший класс зачастую очень политизированных экспозиций, с их видео в непрерывном режиме.

Переводы выдержек из некоторых комментариев к экспозициям:

Диктатура генерала Франко 1939-1975 гг. характеризовалась репрессиями. Тоталитарный режим. Первые десятилетия его правления сопровождалось политикой закрытости, экономическим коллапсом, карточной системой и нищетой. Черный рынок, ограничения на поставки топлива и стагнация – вот к чему привела позиция самоизоляции. Каталонские компании дискриминировались при доступе к сырью и энергии.

И только экономическая открытость, начиная с 1959 года, и иностранный капитал способствовал развитию промышленности и туризма. Но спекуляции и отсутствие контроля породили градостроительный хаос и негативное влияние на природу.

В 60-х годах франкизм постепенно терял контроль над тем, что происходит на улицах.

Католицизм и его политический нюх

Победивший в 1939 году Франко сделал католицизм своей главной идеологической опорой. После демократизации периодически выигрывающая выборы Испанская социалистическая рабочая партия, другие левые партии, а также и каталонские националисты боролись за «светское государство», под которым здесь реально понимается, как и во Франции, государство атеистическое. У населения сформировали равнодушие к католицизму. Храмы пусты, ношение нательного крестика – редкое явление.

Вот экспозиция в музее истории Каталонии по так называемому «восстанию жнецов» в 1640 году: скульптурная группа восставших, несколько аляповая с точки зрения твёрдых адептов стиля соцреализма. Но что это? Восставшие жнецы повергают наземь католическое распятие с висящим на нём Иисусом Христом? Это же открытое глумление над религиозной символикой! Такое было строжайше запрещено экспонировать даже в последние десятилетия СССР. Такого нельзя увидеть и во Франции, где остаётся в силе и продолжает применяться свирепый антиклерикальный закон от 1905 года. Правильно, это и есть кощунство и глумление над верой в рамках идущей тотальной идеологической войны против католической церкви. Кстати, самое распятие прикрыто полупрозрачной черной вуалью, которая несколько затруднило его фотографирование. Отражение борьбы между «художественным самовыражением» и давлением церкви? Мелкая уступка руководства музея клерикалам?

Результат этой войны с церковью налицо: огромная часть населения Испании и особенно Каталонии сейчас открыто заявляет о своём атеизме. Сегодня католицизм в Испании несёт свой тяжкий крест, свою кару за то, что он в своё время поддерживал Франко. Естественно, что церковь сегодня ищет выход. Для меня самым весомым аргументом, что независимость Каталонии всё-таки реально состоится, является расписание в главном католическом соборе Барселоны: из пяти богослужений в будние дни, четыре – на каталонском языке, и лишь одно – на испанском. За католицизмом два тысячелетия политического опыта и его нюх – куда дует ветер – безошибочен.

Антифранкистская экспозиция продовольственного рынка

Рынок Барселонеты (маленькой Барселоны) – в недавнем прошлом пригород, населённый рыбаками и моряками. Во время войны на Барселону было произведено 113 вылетов итальянской авиации, и 80 – немецкого «Легиона Кондор». Особенно сильно пострадала расположенная рядом с портом Барселонета, одна из бомб попала и в рынок, потом его восстановили на этом же месте. Сегодня у его входа тоже есть маленькая, но достаточно интересная экспозиция, бичующая франкизм.

Выставка в «Независимом центре искусства и культуры»

Очень политизированная антифранкистская экспозиция, посвящённая каталонскому национальному лидеру Жозепу Тарраделласу (1899-1988). Во время гражданской войны он руководил правительством автономии. Вернувшись из ссылки в 1977 г., он опять заступил в эту же должность, которую исполнял три года.

11 сентября 1714 года

Эта дата рассматривается как ключевая в утрате Каталонией, точнее, Арагонским королевством, в состав которой она входила, полунезависимости в ходе общеевропейской «Войны за испанское наследство» (1701-1714), в которой этот регион поддержал претензию на трон династии Габсбургов. 11 сентября после ожесточённого штурма Барселона была захвачена Мадридом, где правила династия Бурбонов. Этот день капитуляции Барселоны сегодня отмечается как Национальный день Каталонии. И монумент в центре города в память павших при штурме является важной вехой в символике каталонского национализма.

Испанская армия и «террористы»: кто кого в конечном счёте победил?

В центре Барселоны, несмотря на все парламентские пертурбации, ещё функционирует комплекс зданий испанской армии. На стене я замечаю мемориальную доску, установленную в память о «военнослужащих, погибших от рук террористов в Барселоне». Судя по всему, речь идёт о противостоянии между испанской армией и GRAPO, революционной испанской организацией маоистского толка. Не хочу углубляться в сложную дискуссию, которая до сих пор идёт в Испании, какую из противоборствующих сил в постфранкистской Испании следует считать террористами: военнослужащих, добровольно пошедших в ряды армии, возглавляемой на тот момент диктатором Франко, или тех, кто с ним боролся. Более интересна дата установки мемориальной доски: июнь 2015 года, хотя «терроризма» в Барселоне, как и в остальной Испании, уже давно нет. Затравленная со всех сторон армия – и в Мадриде, и в Барселоне – хоть таким образом старается напомнить о себе в свете реальной перспективы отсоединения Каталонии от Испании.

Александр Сивов

При подготовке статьи использованы материалы автора на портале "Свободная пресса"

Фото автора