АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2008-04-17 Юрий Нерсесов
Репринт. Прозекторская доктора Балабанова

Когда вышла в свет данная статья, фильм "Груз 200" был просмотрен сравнительно узким кругом лиц. Однако после демонстрации этой киноленты по центральному телевиденью, обсуждение творения Балабанова приняло всероссийской масштаб. Согласно опросам, около трети россиян посмотрели данный фильм. В рамках дискуссии по "Грузу 200" редакция решила реопубликовать эту рецензию, написананную в июле 2007 года.

Обидки патриотиков

Сняв фильм «Груз 200», Алексей Балабанов цинично наплевал в душу своим поклонникам из числа профессиональных патриотов. Обиделись и питающиеся из кремлёвских кормушек, и типа оппозиционные. Последние обвинили режиссера в клевете на славное советское прошлое. Ишь чего выдумал: в благословенном 1984 году гробы из Афгана, маньяки-убийцы и ментовский мордобой в отделениях! Во-первых, ничего такого в СССР не было, а во-вторых, оно и в других странах есть! Особенно в нынешней России, которую купленному за кремлевские сребреники режиссеришке заклеймить слабо.

Профессиональные любители Родины, обвившиеся вокруг вертикали власти, сребреники признают, но не кремлёвские, а березовско-ходорковские. Зря, что ли, киллер с кинокамерой демонстративно вставил в фильм приметы сегодняшнего дня – фермера-арендатора и майку с лейблом «СССР»? Приравняв черненковскую совдепию к путинской эрэфии, Балабанов убеждает зрителей в неизбежности «оранжевой» революции. Отсюда и любовь либеральных кинокритиков, еще недавно клеймивших Алексея Октябриновича русским фашистом.

Только что превозносившие режиссера именно за разоблачения нынешних порядков, красно-коричневые неподражаемы. Не хуже и путиноиды, «забывшие», что никаких ЦРУ-шных грантов производителям «Девятых рот», «Штрафбатов» и прочих «Сволочей» не нужно. Денег от любимого фюрера им хватает с лихвой.

Липу Бондарчука-младшего Путин благословил лично и с точки зрения пиара правильно сделал. За вымышленной гибелью 9-й советской роты не так заметна уничтоженная дуростью его генералья – 6-я российская. Да и киношный Лаврентий Берия, безнаказанно запихивающий в членовоз малолеток, затмевает реального сына Сергея Иванова, столь же безнаказанно задавившего бабулю ещё более навороченным членовозом.

Кстати, упырчатый образ Алексея Полуяна, сыгравшего маньяка в «Грузе 200», подкремлёвская кинобратия уже востребовала. Следующую роль он сыграет в трогательной российско-германской картине о свирепой советской солдатне, насилующей трепетных немок в мае 1945-го.

Галерея импотентов

И всё-таки, зачем переносить действие в 1984 год, если все показанное на экране могло произойти и в нынешней России и вообще где угодно? Что отличает происходящее в «Грузе 200» от множества зарубежных боевиков о провинциальных полицейских-садистах, типа американского «Шоссе 666»? Особо бурные потоки крови и спермы? Но за весь фильм мы видим всего пять покойников, причем смерть двоих остается за кадром. Любители чернушки явно разочаруются, не обнаружив обещанные подробности трупного разложения, а сцены изнасилования непутёвой дочки секретаря райкома КПСС сняты без малейших физиологических подробностей.

Главная тема «Груза 200» - не зверства маньяка в милицейской форме и не война в Афганистане. Кадры, где в едва разгруженный от гробов самолёт бодро забегает свежее пополнение, пробирают до костей, но «груз 200» из Чечни или Ирака ничем не отличается от афганского…И война, и зверства лишь подчеркивают пронизывающее ленту тотальное бессилие персонажей, олицетворяющих тогдашнюю власть.

Бессильна партия. Её вождь товарищ Черненко еле бормочет из телевизора, а секретарь райкома не может ни уберечь дочь, ни покарать похитителя.

Бессильна армия. Афганская война зашла в тупик, а начальник военкомата, чтобы всего-то довезти до кладбища гроб с погибшим солдатом, вынужден выпрашивать машину у маньяка – начальника райотдела милиции.

Бессилен и сам маньяк. Чтобы изнасиловать похищенную девицу, импотентному капитану Журову приходится сперва воспользоваться бутылкой, а потом прибегнуть к помощи задержанного алкаша.

Галерею живых трупов достойно венчает идеологическая опора режима – завкафедрой научного атеизма Ленинградского университета. Этот боится всего – от малейшего скандала на работе до подступающего перестроечного будущего. Вылет из насиженного кабинета грозит бедолаге голодной смертью. Кроме тупого повторения зазубренных цитат, он ничего не умеет, да и в них на самом деле не верит. Недаром, напившись, профессор объявляет себя агностиком, а едва столкнувшись с реальной угрозой, бежит креститься. Не от духовного просветления, а из-за того же страха, что не дал ему пойти в суд, чтобы спасти от расстрела подставленного маньяком человека.

Долго ли продержится режим, пораженный тотальной импотенцией сверху донизу? Через семь лет после завершения истории, изложенной в «Грузе 200», он тихо испустил дух. После чего и началось самое отвратительное.

Дорога к хаму

Жестокий стёб над перестроечным кино у Балабанова проявился еще в «Жмурках». На первый взгляд, финальный диалог избранных в Думу нынешнего созыва бандитов абсолютно лишен смысла. «А церковь, как обещал, ты не построишь!» – подкалывает американофил Саймон своего православного кореша Серёгу. «Вот нефть еще немного подорожает, и построю!» – клянется тот в ответ, но собеседник ему не верит.

Неужели в жизни наши бандюганы и олигархи мало жертвуют на культовые здания? Все становится на свои места, если вспомнить финал снятого за двадцать лет до «Жмурок» провозвестника перестройки – фальшивого и подловатого «Покаяния».

«Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» – спрашивает в его последних кадрах благостная старушка. А высокодуховная героиня фильма с упоением прокладывает эту дорогу через надругательство над трупом умершего тирана. Начатая ритуальным осквернением могилы перестройка открыла множество храмов, но усердно крестящие лбы «сереги» продолжают вышибать друг другу мозги из-за чемоданчика с героином. Потому что библию, как говаривал мудрый герой Честертона отец Браун, читают каждый свою.

В «Грузе 200» тема дороги к храму обыграна еще злее. Церковь, в которую приходит запуганный профессор, пуста. Правда, тамошняя благостная старушка обещает, что батюшка скоро появится, но придёт ли он на самом деле и кем обернётся, мы так и не узнаем. Может, и монстром почище упыря-мента. Уж больно мутен оказался явленный нам ранее уверовавший во Христа персонаж Алексея Серебрякова.

Отсидев десять лет за убийство, его герой, в полном соответствии со святочными историями, поверил в Бога, стал индивидуальным сельским хозяином и сверх того собрался превратить своё маленькое куркульство в Город Солнца. Поскольку не только христианин, но еще и фанат идей Кампанеллы!

Куркульско-коммунистическая утопия получилась на славу. Хозяйская баба Антонина вкалывает в огороде, вьетнамский батрак Сунь гонит самогон, просветлённый убивец торгует пойлом, а маньяк в погонах его крышует.

Идиллия завершается, когда взбесившийся Журов похищает секретарскую дочку, убивает заступившегося за нее Суня и подводит под вышку подельника. Пара рецензентов уже всплакнула над страдальцем, узрев в нем образ умученного от большевиков русского народа-богоносца. Богоносность, и вправду, прёт из фермера со страшной силой. Особенно высокодуховным он выглядит, когда сам идет трахать райкомовскую дочку, пояснив, что в Городе Солнца бабы общие. В итоге девица достается импотентному блюстителю порядка, но пуля, вышибающая мозги самогонщика во Христе, всё равно кажется заслуженной.

Юность олигарха

Казнь неудачливого строителя сивушного коммунизма Балабанов тоже оборачивает глумлением над перестроечным кино и перестроечными надеждами двадцатилетней давности. «Скоро всё изменится!» – радостно скалится не видящий направленного в затылок ствола последователь Кампанеллы и оказывается совершенно прав.

Светлое будущее олицетворяет приятный юноша Валера. Полурусский-полугрузин в футболке с лейблом уже мертвого СССР, без определенного места жительства. Живет, торгуя мехами, которые выменивает на спирт у чукчей и ненцев. Армию косит, изображая жениха дочки начальника военкомата… Короче, идеал безродного космополита от бизнеса в полном соответствии с идеалами идеолога глобализма и президента Европейского банка реконструкции и развития Жака Аттали и вполне вероятно будущий олигарх. Недаром, едва закончив школу, уже на собственных «Жигулях» разъезжает!

Используя любовь мнимой невесты и спаивая простодушных жителей Заполярья, Валера дает толчок и цепи преступлений фильма. Недобрав на дискотеке, привез девчонку в самогонный Город Солнца, перебрал с хозяином и отрубился. Проснулся, а подружку уже маньяк увозит. Парень попроще бросился бы на помощь, но продвинутый Валера сразу понял: надо валить!

В финале он знакомится с сыном профессора-атеиста и уходит с ним под ритмы Цоя обсуждать очередной грандиозный бизнес… Горячий привет финалу «Ассы» с тем же Цоем и его «Мы ждем перемен!» Столь смачного образа истоков российского капитализма в нашем кино еще не было. Дополняют картину два кадра – красная карта СССР с надписью «Груз 200» и выброшенный на койку с прикованной девицей облепленный мухами труп ее жениха-десантника.

Смысл ясен: страна умерла и все дальнейшее, изложенное в «Жмурках» и «Войне», - лишь чисто физиологическое существование пожирающих её останки опарышей. Порой способны забыть о бабках, бабах и бухле и они, но чем дальше, тем реже. В «Жмурках» пытающийся блюсти хотя бы бандитские понятия Михалыч кончает жизнь вахтёром, мимо которого гордо шествуют кинувшие его братки-депутаты. А им дышит в затылок сын Михалыча Владик – тварюшка, уже полностью лишенная человеческих чувств.

Стрельба по болоту

А где любимые нами балабановские герои, столь лихо восстанавливавшие справедливость меткими пулями? Здесь они. Никуда не делись. Только голливудские сказки, где крутой мэн с большим стволом может навести порядок в мировом масштабе, – кино совсем другого жанра.

Уже в «Братьях» победы Данилы какие-то грустноватые. Спасает подлеца-брательника, а тот с российской воли в американскую тюрьму сбегает. Жлобоватому брату фронтового друга деньги вернул, но самого однополчанина не уберег. Кучу мелкой шушеры перестрелял, а главные воротилы что российский, что американский – целехонькие.

Хуже всего, когда приходишь на помощь, а жертва всеми конечностями за злодея цепляется. Одна загадочная русская душа на бьющем морду алкаше-муже с рыданиями виснет. Другую удалось от сутенёра-ниггера оторвать, лишь прикончив того. Не подвиги, а одно расстройство!

В «Войне» еще грустнее. Вытащил Ваня раненного капитана из плена, сам за решётку за убийства «мирных» чеченцев угодил, а конец бандитскому разгулу не убавилось. Большим людям, смотрящим за федерально-ичкерийскими гешефтами, ванина пальба – комариный укус. Упекли парня, даже в кадре не появляясь и заворочали миллиардами дальше.

В «Грузе 200» мысль о бесплодности подвигов героя с ружьем доведена до жесточайшей самопародии. Маньяк-мент, прежде чем заставить арестованного алкаша насиловать свою пленницу, спасает от побоев жену этой пьяной скотины. Эпизод из «Брата» повторяется почти покадрово, вплоть до фразы «Не бей по яйцам» и героической защиты отлупленной супругой тушки любимого муженька.

Ещё более жестокой издёвкой над традиционным финалом боевиков оборачивается месть Антонины. Явившись на квартиру Журова, она палит в него из двух стволов и уходит, оставив прикованную жертву рыдать на койке между разложившимся трупом жениха, свежеубитым похитителем и алкашом, которого тот застрелил после изнасилования. В соседней комнате умильно слушает «Песняров» пьяненькая мамаша маньяка. Где-то идёт страховаться в церковь профессор-атеист. Рядом обсуждают бизнес его сынок и спаивающий чукчей Валера… Медицина тут бессильна. Свинцовые пилюли от Данилы Багрова можно с тем же успехом выпустить в болото. Работа есть только для патологоанатома, в роли которого Балабанов и выступает.

Правда, в последние годы внешний вид покойника явно улучшился. Известный косметолог Путин потратил часть случайно обретенных нефтебаксов на грим и помаду. Но опытного прозектора обмануть трудно. Не зря события «Груза 200» разворачиваются, когда настал конец похожей халяве, свалившейся на Советский Союз при Брежневе. Не случайно и лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук незадолго до премьеры «Груза» порадовал поклонников задушевной песней со словами «Когда закончится нефть, наш президент умрет».

Обвинять Балабанова можно только в отказе выписать чудо-рецепт воскресения покойника, но патологоанатом его не знает, в чём честно и признается, выгодно отличаясь от шарлатанов, до сих пор втюхивающих нам липовые микстурки Пятой Империи, Суверенной Демократии и Самостийных Крокодилий.