АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2019-12-02 Юрий Нерсесов
Слезинка инопланетного ребёночка

Без малого тридцать лет назад на телеэкраны вышел «Посредник» — первый отечественный фильм про вторжение пришельцев из космоса. Экранизация половины симпатичной дилогии Александра Мирера «Дом скитальцев» получилась блёклой и невыразимо нудной. Не спасла даже свежая (на момент выхода книги в 1969 году) идея Мирера: злодеи с далёкой Галактики не жгут землян лучами смерти, а внедряют в их мозги души своих собратьев. Слишком убогим оказалось воплощение с мутными кадрами и безликими персонажами.

Судя по картинам «Иерей-Сан» и «Соловей-Разбойник», режиссёр фильма «Аванпост» Егор Баранов мог выдать куда более яркий продукт. Однако продюсер лент про японского православного батюшку и романтического бандита Иван Охлобыстин на сей раз с ним рядом не стоял. И второй боевик о зловредных космических агрессорах наступил ровно на те же грабли, что и первый.

Идея «Аванпоста» далеко не нова, но вывернута оригинально. На Земле уже 200 тысяч лет живут два инопланетных супершпиона, Ид (в реале Ид или Оно — бессознательная часть психики по Фрейду, отсюда же и «Оно» Стивена Кинга) и Ра (древнеегипетский блг Солнца). Их задача - уничтожить человечество и встретить корабль с находящимися в анабиозе соплеменниками для заселения опустевшей планеты. Запущенные из космоса лучи, всюду вырубают электричество, уничтожают почти всех людей, а 160 миллионов превращают в покорных пришельцам зомби, которых утилизируют предварительно использовав для обустройства. Но что-то идёт не так: в круг, охватывающий Москву, Нижний Новгород, а также часть Украины, Белоруссии и Финляндии лучи не попадают. Стараниями Ида излучатель включили, когда над этой территорией стояла Луна, и 40 миллионов спаслись.

Кинувший подлянку напарнику резидент — гуманист и сторонник дружбы между народами Вселенной? Нет, он монстр и псих. Если Ра желает жить на зачищенной от человечишек планете со своим народом, то Ид, ликвидировав 99,5% людей, мечтает убить все 100% своих, прежде чем те выйдут из анабиоза. Властвовать над 40 миллионами дикарей подобно богу ему приятнее скучного прозябания среди равных. Примерно как роботам в советско-польском фильме «Дознание пилота Пиркса» снятом по рассказу Станислава Лема. (Те стремились сорвать производство себе подобных: один, чтобы, интеллектуально превосходя людей, сделать карьеру, второй — мечтая править планетой).

Перелицованная идея Лема и неплохая местами картинка с большим количеством не самой новой техники от минобороны - единственное, что привлекает в фильме. Всё прочее много ниже плинтуса.

Смешны и нелепы инопланетяне: мрачные лысые мужики с мощными телепатическими способностями и подобием сдвоенного женского полового органа вместо носа и рта. Руки у них на первый взгляд обычные, но при драке раскаляются без вреда для тканей. Внутри тушки светящаяся хреновина, которую нужно выдрать и, чтобы Ра сдох, впихнуть в рану гранату. Ид на вид такой же, но куда менее выносливый — его достаточно скинуть с крыши. Киборги? Вроде нет: прилетевшие в корабле мгновенно мрут, когда им перерубают подачу кислорода в анабиозные ванны...

Ну вы поняли: режиссёр «Чужого» Ридли Скотт и его художник Ханс Гигер — лошары убогие. Три месяца работали над образом инопланетного монстра, разработали его физиологию со всеми подробностями и лишь отобрав лучшего из двух десятков вариантов, приступили к съёмкам. Создатель «Терминатора» Джеймса Камерона с Арнольдом Шварцнеггером и Робертом Патриком — тоже чмыри позорные. Обсуждения техники движений роботов, десятки дублей, чтобы жесты выглядели убедительно, отработка зловещего немигающего взгляда, наблюдения за повадками животных и их использование (характерный наклон головы Т-1000 скопирован у орла в зоопарке)… Зачем так надрываться, если пипл схавает? А не схавает, так минкульт всё равно уже заплатил!

С земными персонажами ничуть не лучше: все без исключения деревянные и плоские как блины. Чтобы исправить положение, разведчице Марине дали типа юморную реплику про голые задницы, а её соратников начинили семейными драмами. У спецназовца Олега брат в Сирии погиб и родители на облучённой территории исчезли. У спецназовца Юры мать свихнулась. У военной медсестры Алёну сестра от рака помирает. Журналистка Оля аборт сделала и её мужик бил…

Видимо, слушая такие выступления в стиле «Пусть говорят», почтенная публика должна вздыхать и утирать глаза платочками, но не получается. Сочувствовать деревянным блинам невозможно. Особенно сочетающим пафосные речи с незнанием арифметики. «Почему я здесь? Потому что обязан исполнить свой долг! - Вещает суровый спецназовец Юра. - Сейчас от человечества осталась половина процента. Это значит, что на одного выжившего умерла тысяча».

Воюют мальчики и девочки так же, как считают. Дронов и роботов имеют, но для разведки не используют, шляясь по враждебной зоне, как слепые котята. На огневом рубеже стоят вплотную двумя рядами, словно преображенцы Петра I под Полтавой... Побить такие могут только ещё более убогого врага. То есть нескольких тысяч зомбаков, частью со стволами и поясами шахидов, но больше с камнями и железками. Пришелец Ра управляет столь грозным воинством не из подземного бункера, окружённого минными полями, а из стеклянного небоскрёба в городе Кирове. Зачем создавать проблем хорошим людям, идущим его мочить!

В предыдущих эпизодах, говорилось про уничтоженные отрядами Ра танковые бригады и сбитые ими воздушные разведчики? Забудьте и не придирайтесь — фантастика же! Да не простая, а интеллектуальная с глубоким смыслом. Правда, как показал финал, чрезвычайно гнилым.

Перебив космических захватчиков, уцелевшие Олег, Алёна и Оля обнаруживают в одном из контейнеров их юное поколение, и преисполняются гуманизма. Они дожидаются, когда детишки, точнее уже вполне себе подростки, вылупятся и кладут на пол стволы. Мол, мы друзья, вреда вам не хотим и поскольку ваши перебили почти всех наших, места теперь хвати всем!

Воможно виноватым тут оказался Ра. Первоначально выступая как египетский бог Солнца, затем он явился землянам под именем Иисуса Христа! Кровавые войны, которые вели люди способствовали техническому прогрессу, а христианские заповеди должны были баталии прекратить и прогресс затормозить. Для чего, если облучение выморило обитателей развитых стран, также как и дикарей? Исключительно для того, чтобы Ид взгрустнул о зверской натуре землян, которых даже столь прекрасная религия не перевоспитала. И оказался бы в корне неправ!

На самом деле гуманность нашей троицы отдаёт слабоумием. Даже обычные гопники того же возраста, для донельзя вымотанного и побитого парня с двумя столь же потрёпанными девками, и то опасны! Тут же существа много более сильные чем люди, способные порвать тебя на части раскалёнными пальцами или просто вырубить приступом головной боли. Ах, они же дети? Так раньше, когда требовалось убивать земных зомбированных подростков, их кончали без особых колебаний. Потому что на весах судьба остатков человечества. Теперь же 40 миллионами рискуют ради кучки поналетевших.

Нет ли тут двойных стандартов? Да они повсюду! Москва в кадрах подчёркнуто многонациональный и многоконфессиональный город, в котором обычные кварталы соседствуют с мусульманскими, а крестный ход по Новому Арбату с намазом на Красной Площади. Защищая его, спецназовцы штурмуют российско-глубинный Киров, он же Вятка с жителями соответствующего вида.

Сюжетно всё оправдано — после облучения вятские уже не люди, но в подсознание идёт картинка: вот красивая столица, там власть, гламурная элитка и трудолюбивые мигранты, а вот русское провинциальное быдло. Кто более ценен? Ясно, что элитка с мигрантами, но с оговоркой. Инопланетных ребяток и ради москвичей трогать нельзя. Поскольку российских деток истреблять, напротив, можно, концовку «Аванпоста» не спасёт даже отсылка к проверенному Достоевскому с его знаменитым вопросом, стоит ли мир слезинки ребёночка? Тем более, вопрос-то не самого Фёдора Михайловича, а его сходящего с ума героя Ивана Карамазова. Психику которого старательно обрабатывает некий элегантный джентльмен с рогами и хвостом.

Юрий Нерсесов

Фото с сайта warhead.su