Доселе молчавший, новый гендиректор холдинга «Вертолёты России» недавно дал краткое, но достаточно ёмкое интервью казанской деловой электронной газете «БИЗНЕС Online». Надо полагать, что смысл этого интервью заключается в том, что Николай Александрович полностью разобрался в новом для себя вопросе и готов к деловой активности в области российского вертолётостроения. По крайней мере, это интервью без преувеличения можно рассматривать, как программное.
Мои знания (от регулировщика радиоаппаратуры до академика)…
«Я принял предложение возглавить «Вертолеты России», потому как считаю, что мои знания и опыт помогут холдингу обеспечить растущий внутренний спрос на современную технику, а также упрочить позиции на глобальном рынке», - заявил Николай Колесов в кратком эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online».
Из открытой информации известно, что своё базовое образование новоявленный главный вертолётчик страны получил в городском профессионально-техническом училище № 55, г. Казани, которое закончил в 1975 году, получив специальность регулировщика радиоаппаратуры. В 1987 году, не отрываясь от производства, Николай Колесов получил специальность «планирование промышленности».
То есть, вертолётную отрасль России возглавил классический эффективный менеджер, который может с одной стороны наладить радиоаппаратуру (этим он отличается от предшественника-бухгалтера), а с другой – что-то спланировать в промышленности.
С базовыми навыками, которые Колесов может использовать именно в вертолётостроении у него не густо. Как, собственно, и у его компаньона (знающие люди говорят, что именно альянс с Сердюковым позволил Колесову возглавить отрасль), который имея базовые навыки мебельного завмага, сначала поруководил министерством обороны, а потом, после известного скандала, занялся авиацией в «Ростехе». Только, в отличии от Сердюкова, Николай Александрович умудрился стать не только доктором экономических наук, но и действительным членом аж трёх Академий! И ни одной авиационной…
И опыт…
А вот опыт у Николая Колесова очень обширный. В процессе постоянной борьбы за денежные знаки (Колесов очень небедный эффективный менеджер), жизнь швыряла Николая Александровича из стороны в сторону. Опять же из открытых источников известно, что он успел побывать даже губернатором Амурской области. Правда недолго. Сгубили Колесова страсть к роскоши (за гос. счёт, естественно) и его крайне скандальный характер.
В 2008 году, журнал «Коммерсантъ Власть» рассказал о губернаторских «успехах» Колесова, главным из которых (как считает издание) можно смело назвать реконструкцию рабочей зоны губернатора. И действительно, не каждый российский губернатор планирует поселиться в кабинете, отделанном сусальным золотом и туалетом, площадью 21,32 кв. метра. Как выяснили журналисты издания, план губернаторского кабинета Колесова превзошёл по размерам даже рабочее место президента США.
Однако, воспользоваться столь роскошными апартаментами, бывший наладчик радиоаппаратуры так и не сумел (путь из грязи в князи у Колесова оказался не таким уж и лёгком). Скоротечное, но достаточно скандальное, губернаторство Колесова закончилось также стремительно, как и началось. Информагентство «РИА Новости» назвало отставку Николая Колесова логичным и закономерным итогом его коротких «похождений» во власть.
Позднее, то, что не удалось папе Колесову, в бытность губернатором, реализовал его сын – как выяснил журнал «Компания», Александр Колесов стал владельцем «Дома садовника с двумя флигелями» в Санкт-Петербурге, который является частью Таврического дворца Григория Потёмкина – замашки у этого семейства (Колесовых) по всему видать не шуточные. Тут высказывание: из грязи в князи, очень даже уместно…
Кадровая помойка «Ростеха»
Если кто-то думает, что после столь скандальной и громкой отставки с поста амурского губернатора Николай Колесов пропал, то сильно ошибается. Такие как Колесов не тонут. Позже он вынырнул в структурах чемезовского «Ростеха». Сергей Викторович давно славится своими кадровыми решениями. Примечательно, что в знак «благодарности» Николай Александрович «прославил» своего благодетеля благодаря афере со сборкой китайских аппаратов ИВЛ в России, отличительная особенность которых заключалась в чрезмерной горючести. Об этом издание «Версия» рассказало в материале «Американский гамбит генерала Чемезова». Но видать Чемезову этого показалось мало, и он отдал Колесову все российские вертолёты. Интересно, они тоже будут в будущем самопроизвольно воспламеняться?
Примечательно, что кадровая помойка Чемезова работает настолько стабильно, что, попав в эту систему и своеобразно «отличившись» в ней можно не только не получить по заслугам, но и взобраться выше по чемезовской кадровой лестнице. Тут нелишне вспомнить предшественника Колесова в должности гендиректора АО «Вертолёты России», к которому даже у Николая Александровича накопилось немало претензий.
Как сообщает «БИЗНЕС Online», после «творческих экспериментов» Андрея Богинского, ситуация в отрасли сложная: «Сегодня в российском сегменте отрасли мы не видим стратегии развития, вместо нее — набор разрозненных программ. Налицо затягивание проектов, деградация конструкторских и рабочих кадров, рост бюрократизации».
Однако, система Чемезова не «выкинула» Богинского с «волчьим билетом» бездаря за пределы «Ростеха». Человек, фактически разваливший российское вертолётостроение теперь взялся за МС-21, возглавив в чемезовский системе ПАО «Корпорация Иркут».
Именно так функционирует кадровая помойка «Ростеха» – такими кадрами, как Богинский не разбрасываются, он очень много знает. Ведь за время его руководства АО «Вертолёты России» через эту «стиральную машину» прогнали огромное количество бюджетных миллиардов без видимого результата. Колесов, Богинский и им подобные – своеобразный «золотой» фонд кадровой помойки Сергея Чемезова.
Нью-Васюки российского вертолётостроения
В вышеуказанном интервью «БИЗНЕС Online», на которое мы ссылаемся изначально, наладчик-планировщик Колесов поведал, что его приход в отрасль ознаменует кратный рост выпуска вертолётов на российских серийных заводах – 311 вертолётов в 2022 году.
Чтобы оценить реальность подобных заявлений, достаточно сопоставить цифры по одному КВЗ (Казанский вертолётный завод) – если в 2021 году он выпустил (с трудом) 55 вертолётов, то в 2022 по прогнозам Колесова выпуск будет 111 вертолётов. Именно для этого, Николай Александрович уже несколько месяцев занимается «по паре часов каждый день» этим заводом. Согласитесь, заявление смелое – всего 2 часа в день и такой рост! Может Колесову стоит тратить на КВЗ часа четыре в день и довести выпуск до 167 вертолётов в год?
При этом, со слов того же Колесова, только на КВЗ вертолёты проданы аж на три года вперёд – соответственно 111, 120 и 125 машин в год. Интересно кому?
Конечно, наращивание производства вертолётов – дело хорошее, но возникают большие сомнения, что при том развале эксплуатации, которого удалось добиться холдингу, эти вертолёты кому-то ещё нужны. О проблемах с эксплуатацией вертолётов российского производства упоминал, в своём интервью, и Николай Колесов: «За границей летает 6 883 наших вертолета, а обслуживания просто нет» – приводит его слова «БИЗНЕС Online».
Именно поэтому, высказанные Колесовым прогнозы о скачкообразном росте производства вертолётов выглядят очень сомнительными. Это, напоминает проект известного литературного коллеги Колесова по строительству Нью-Васюков.
Хитрый план Колесова
На самом деле, если более подробно разобраться в ситуации, то за высказываниями Николая Александровича о имеющейся возможности якобы нарастить выпуск вертолётов (без видимого спроса) есть своя, чётко очертания логика. И логика эта до безобразия проста – поднять продажи на имеющихся у Колесова предприятиях «Концерна радиоэлектронное оборудование» (КРЭТ), выпускающих комплектацию для российских вертолётов.
Действительно, объявив резкое повышение производства вертолётов, Николай Колесов, с позиций головной структуры, формирует план выпуска вертолётов. А это значит, что для его реализации необходима комплектация, выпускаемая на предприятиях КРЭТ. То есть резонно предположить, что неожиданный приход Колесова на должность «главного вертолётчика страны» – это борьба за денежные знаки самого Колесова, через давно отработанные схемы обогащения с участием компаний, входящих в КРЭТ.
И этой логике есть подтверждение в прежней активности доктора Колесова. В середине 2018 года, ныне цитируемое нами издание «БИЗНЕС Online» рассказало, как Колесов создавал параллельный вертолётный завод в ущерб интересам КВЗ (которому ныне он посвящает два часа в сутки). Эта затея реализовывалась Колесовым на базе созданной им компании «Рычаг» при непосредственном участии его давнего подельника Анатолия Сердюкова. Смысл тогдашней колесовско-сердюковской затеи сводился к тому, что Колесов, с помощью своего «Рычага» пытался отжать у КВЗ основную прибыль на производстве медицинских «Ансатов».
Именно поэтому, не стоит ожидать каких-то позитивных перемен в российском вертолётостроении – доктор Колесов, являющийся не только эффективным менеджером, но и к тому же известным «барыгой» (то есть в нынешнем понимании – собственником, ранее отжатых у государства активов), озабочен лишь притоком заказов в структуры КРЭТ. А для этого необходимо организовать производство, как можно большего числа вертолётов на серийных заводах холдинга в целях увеличения закупки комплектации. При такой схеме, реализация вертолётов, конечно, имеет значение, но не для близкого Колесову КРЭТ. Подконтрольный ему концерн получит своё уже в процессе производства.
Ну, а параллельно, наладчик-планировщик, планирует раздербанить на КВЗ 8 миллиардов государственных денег, которое (со слов самого доктора Колесова) он уже где-то «нашёл». Интересно, где ему удаётся «находить» столь внушительные суммы и какой процент отката он обеспечивает в процессе поисковых работ?!
Ну а чтобы сразу обозначить свой интерес в деле закупки оборудования, «академик всяческих наук» уже заявил: «данный заказ мы никому не отдадим…»!
Резюмируя изложенное выше, можно с большой степенью точности утверждать, что появление наладчика-планировщика в качестве главного вертолётчика России обусловлено банальной жаждой наживы, Колесова, как яркого представителя российской безродной буржуазии и к вопросам вертолётостроения не имеет никакого отношения. Основную функцию, созданного Денисом Мантуровым холдинга, как «бюджетной стиральной машины» доктор Колесов сохранит и приумножит. Другого, в созданной системе координат, не может быть просто по определению. От перемены руководителей смысл существующей конструкции не меняется. Именно поэтому нет никакой разницы, кто ей управляет – бухгалтер – Богинский или наладчик-планировщик Колесов.
P.S.: Пока этот материал готовился к публикации, Бразилия вывела из состава вооружённых сил последние вертолёты Ми-35, полученные в 2010 году. Ввиду постоянных поломок их стало невозможно использовать, а российская сторона обеспечить ремонт не смогла.