Недавно информагентство ТАСС сообщило, что Министерство обороны Филиппин отказалось закупать в России партию вертолётов Ми-17, контракт на поставку которых был подписан в ноябре 2020 года: «10 августа представитель министерства национальной обороны страны сообщил, что ведомство оформляет расторжение контракта с ООО «Совтехноэкспорт» из РФ на поставку 16 тяжелых вертолетов Ми-17 для ВВС Филиппин».
Директор ООО «Совтехноэкспорт» Григорий Козлов, чьи установочные данные в точности совпадают с данными ближайшего компаньона гендиректора АО «Рособоронэкспорт» Александра Михеева, никаких комментариев по этому поводу не давал. Это и понятно, вертолёты-то были проданы военному ведомству Филиппин, но, как известно, в России торговать военным имуществом нельзя кому попало, даже если ты ранее и занимал должность заместителя гендиректора АО «Вертолёты России» по продажам и маркетингу, а также в разное время работал во ФГУП «Промэкспорт» и АО «Рособоронэкспорт». И на страже этого порядка стоят аж два федеральных ведомства: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС РФ) и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК РФ). Как могло получиться так, что Григорию Козлову удалось обойти два этих федеральных заслона и, с позиции ООО «Совтехноэкспорт», подписать контракт с Министерством обороны зарубежного государства? Или законодательные акты в области ВТС, в частности Федеральный закон Российской Федерации от 19.07.1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» на конкретного гражданина РФ Козлова Григория Александровича действия не имеет?
Не можем же мы предполагать взятку? Хотя имеется прецедент, когда «бойцы невидимого фронта» поймали целую шайку из представителей ФСВТС РФ, Минпромторга и АО «Рособоронэкспорт», как раз по данной тематике. Правда, потом двое из этой «организованной межведомственной группы» по суду были признаны невиновными. Но ведь вопросы-то остались… Неужели всплывшие в связи с расторжением экспортного контракта подробности - суть механизм той же природы, что и вскрытый ранее российскими спецслужбами?
Общество с безграничной безответственностью
За долгие годы российской военной торговли информация о том, что столь большой контракт с военным министерством иностранного государства заключила российская компания, не являющаяся участником военно-технического сотрудничества в смысле действующей российской правовой базы в этой области, пожалуй, первая и пока единственная. Именно это и привлекло наше внимание.
Из открытых источников известно, что компания «Совтехноэкспорт» была зарегистрирована 28.06.2018 года в виде общества с ограниченной ответственностью. А если ответственность ограничена то, следовательно безответственность у этого общества безгранична. Именно такие мысли возникают, сопоставляя информацию о том, что ООО «Совтехноэкспорт» с уставным капиталом 10 000 рублей (порядка 160 USD, по текущему курсу) умудрилось подписать (ныне расторгнутый) контракт на сумму 12,7 миллиардов филиппинских песо (это порядка 227 млн. USD). Уже это обстоятельство выглядит довольно сомнительно. Не иначе, этой компанией владеет кто-то из серьёзных игроков российской системы военно-технического сотрудничества?
Однако установить бенефициара этой компании довольно сложно. Из уставных документов следует, что 100-процентным владельцем ООО «Совтехноэкспорт» является ООО «Техэкспорт». Но, что примечательно, владельцем компании ООО «Техэкспорт», также зарегистрированной 28.06.2018 года, является ООО «Совтехноэкспорт».
Из приведённых данных становится ясно, что бенефициары ООО «Совтехноэкспорт» очень хотят остаться в тени, именно поэтому при регистрации компании была использована так называемая схема перекрёстного владения. При этом, ООО «Техэкспорт» является 100-процентным владельцем ООО «Совтехноэкспорт», которая в свою очередь владеет 100% ООО «Техэкспорт». Однако такая схема владения невозможна в силу п. 2 ст. 66 ГК РФ, в котором наложен запрет юридическому лицу иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее также из одного лица. Поэтому в состав участников одной из компаний необходимо было бы включить как минимум еще одно лицо, минимальный размер доли которого законом не установлен. Ко всему, получается, что даже построенная юридическая конструкция входит в явные противоречия с российскими законами.
Кому в конечном итоге принадлежит компания, подписавшая контракт с Министерством обороны Филиппин на поставку 16 вертолётов Ми-17, простыми методами установить не удалось. Однако наличие в качестве директора этой компании Козлова Григория Александровича, ИНН которого в точности совпадает с ИНН экс-руководителя АО «Вертолёты России», позволяет сделать однозначный вывод, что данная конструкция построена не без участия руководства АО «Рособоронэкспорт», в котором Григорий Козлов продолжил работу после ухода из вертолётного холдинга.
Одним словом, вышеописанная схема с использованием ООО «Совтехноэкспорт» при поставке 16 вертолётов Ми-17 Министерству обороны Филиппин достаточно «мутная», как с организационно-финансовой, так и с юридической точек зрения, потому что в корне противоречит российскому законодательству.
Федеральная кормушка
Приведённая выше схема, с точки зрения российского законодательства, выглядит очень сомнительно, если не сказать больше. Но как же умудрилась компания, которая не является участником военно-технического сотрудничества, в смысле российского законодательства, подписать контракт с Министерством обороны иностранного государства на поставку 16 вертолётов Ми-17? Это и является наиболее интересным фактом в данном вопросе.
Охраной законности в области военно-технического сотрудничества занимается ФСВТС РФ, сотрудники которой, по логике вещей, бдят российское законодательство. Получается, что в данном конкретном случае они «недобдели»?
Но как это возможно? Ведь по российским нормативам эта федеральная служба, осуществляющая контроль, надзор и координацию федеральных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц в РФ в области ВТС, а также взаимодействие с иностранными заказчиками и международными организациями, замыкается прямо на Президента России. Неужели руководство ФСВТС РФ, в данном вопросе, злоупотребило доверием первого лица государства, на которое замыкается вся российская система ВТС?! Вероятно ли такое?!
А ещё ведь в системе контроля есть вторая федеральная служба – ФСТЭК РФ. Получается, что и она пропустила нарушение российского законодательства? Может они не знали, что Григорий Козлов, руководящий ООО «Совтенхоэкпорт» слетал на Филиппины и подписал контракт с министерством обороны этого государства? Едва ли. Как известно, в силу своего функционала, ФСВТС РФ осуществляет также взаимодействие с иностранными заказчиками и представить себе ситуацию, что контракт был подписан без одобрения руководства этой службы, просто немыслимо.
Ранее о лоббировании интересов небольшой чешской компании директором ФСВТС РФ Михаилом Дмитриевым в материале «Военная кормушка заслуженных чекистов» рассказывало издание «АПН Северо-Запад». Но, лоббируя интересы частной компании, тогда Дмитриев, формально, не нарушал российское законодательство, так как лоббируемый им субъект был чешский. А вот почему недоглядел его последователь, гражданин Шугаев – этот вопрос, почему-то, до сих пор не заинтересовал российские спецслужбы и другие соответствующие органы, отвечающие за исполнение российского законодательства в федеральных органах государственной власти.
Интересно, почему? Неужели давний соратник гендиректора АО «Рособоронэксорта» Александра Михеева, возглавляющий ООО «Совтехноэкспорт», со всеми договорился?
Если это так, то интересен размер всех этих договорённостей. Как известно из истории с сотрудником ФСВТС РФ Сергеем Гармашем, федеральная служба открыта к подобному общению с российскими частными компаниями, желающими поставлять военную продукцию в зарубежные страны. Об этом несколько лет назад подробно рассказала газета «Версия» в материале «Взяткопередатель». Правда, в вопросе с Гармашем, это касалось исключительно комплектации, которая по закону может поставляться частными компаниями, а вот то, что касается конечной продукции, в данном случае вертолётов Ми-17 – это явно не типичный случай.
Тайна портфеля Чемезова
Вступая в должность гендиректора «вертолётной надстройки», бывший выпускник казанского ПТУ № 55, а ныне главный российский вертолётчик Николай Колесов, недавно сменивший в этой должности эффективного бухгалтера Богинского, в своём программном интервью изданию «БИЗНЕС ONLINE» заявил, что в 2022 году только один казанский завод изготовит 111 вертолётов, а план производства всего холдинга составит 311 вертолётов (20 – Арсеньев, 10 – Кумертау, 60 – Ростов, 111 – Казань и 110 – Улан-Удэ). Судя по отказу от закупки 16-ти вертолётов Филиппинами, сомнительным планам коммерсанта Колесова сбыться не суждено. Катастрофическое сокращение внешнего рынка в нынешних условиях, превращают паразитическую непроизводственную надстройку, возглавляемую Колесовым, в фактор дополнительной нагрузки на российский бюджет.
Точно такой же дорогостоящей нагрузкой, уже долгое время, являются чемезовский «Ростех», который в условиях санкций полностью теряет логику своего существования. К слову, такой же, как и Колесов, «сказочник» Сергей Чемезов летом 2022 года (после раскрутки небывалых санкционных ограничений) рассказывал о мифическом экспортном портфеле (никто, правда, не знает, где хранится этот «портфель») АО «Рособоронэкспорта» и АО «Вертолёты России». Аж на 200 млрд. рублей! Об этом указывало издание «Секрет фирмы». Однако даже любому российскому старшекласснику нетрудно понять, что в нынешних условиях всё то, что рассказал Чемезов, выглядит очень сомнительно.
Именно поэтому возникает вопрос: а надо ли государству (именно государству, так как все перечисленные структуры себя не окупают) содержать столь дорогие и совершенно бестолковые непроизводственные надстройки, в условиях катастрофического дефицита ресурсов в реальной производственной сфере? А заодно пересмотреть необходимость содержания такой структуры, как ФСВТС РФ, так как в нынешних условиях глобальных ограничений, никакой политики в области военно-технического сотрудничества не существует – это очевидный факт, ведь сейчас для подобной политики просто нет базы.
Все эти вопросы давно витают в российском воздухе, но кумовство и бестолковость отдельных элементов российской правительственной машины слишком инертная штука. А, между тем, в стране объявлено второе за год повышение тарифов ЖКХ – проще говоря, поборы с населения возрастают значительно. Но, может, стоит лучше разогнать приведённые выше, совершенно бесполезные структуры, «пожирающие» российский бюджет, а также сделать ревизию всей громоздкой российской государственной машины на предмет её соответствия логике здравого смысла. Возможно, в этом случае не будет необходимости проводить экономическое удушение российских домохозяйств, через повышение тарифов ЖКХ (тем более, что никаких улучшений в ЖКХ от этх повышений не происходит) и прочих поборов, типа введения акцизов на сладкие напитки.
Вот о чём пора задуматься не только в Кремле и Правительстве РФ, но также и в «законодательных филиалах» Кремля. Ведь ситуация, когда в России существуют подобные структуры, пожирающие бюджет, а население страны («удавливаемое» налогами) собирает на тепловизоры и квадрокоптеры для СВО, является явным позорищем для Кремля и всей властной машины современной России.
Алексей Рафалович