АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2008-07-30 Лёня Рифеншталь
Экспрессивная групповуха

«Долго запрягать, чтобы быстро поехать» - пословица явилась зачином при недавнем общении Комитета по инвестициям с питерской прессой. Комитетчики упорно настаивали, что любой серьезный бизнес-проект должен быть таковым, как упомянутая пословица.

Что-то цитировать ни к селу, ни к городу в нынешней администрации в моде. Известно, что сама Валентина Ивановна так и сыплет перлами, от которых покатываются по полу журналисты в смольнинском пресс-обезьяннике при прямых трансляциях заседаний - думается, до сих пор у многих в ушах ее мартовский наезд на побледневшего чиновника: «групповухи не будет, будет персональная ответственность!»

Ладно бы ограничивались устными ляпсусами. Но пословица черным по белому пропечатана в официальном пресс-релизе с какими-то фрейдистскими ассоциациями: «Надземный экспресс: жаркая неделя».

Кстати, неделя была не без «групповухи». Дело в том, что после того, как в Смольном сладострастно вскрыли конверт с именами фирм-претендентов на строительство, образовалась устойчивая группа из 5 консорциумов. Они теперь постоянно собираются вместе и чего-то обсуждают. В конце июля, например, в течение нескольких дней их консультировали эксперты Мирового банка. Чему именно, доподлинно неизвестно, но на лице гендиректора ОАО «Надземный экспресс» Д.Козлова выражалось явное удовольствие процессом.

«Необходимо услышать требования бизнеса и максимально их учесть», - уточнил выражение лица коллеги председатель комитета М.Соколов. Обратите внимание: о том, чтобы учесть интересы горожан - ни слова. Даже насущный вопрос, вызывающий огромную «смуту» в народе – каким будет расстояние от эстакады до жилых зданий – был объявлен «не относящимся к теме».

Между тем, он проходит красной нитью на всех общественных слушаниях. Граждане говорят примерно следующее: «Мы не против хорошей идеи, но против уродливых, бездарных и непродуманных проектов, которые уничтожают облик нашего района, а наши дома подвергают опасности… Как можно допустить, чтобы в 9 – 15 метрах от окон жилых домов проходила железная дорога, а видом из окон стал темный защитный экран вместо липовых аллей?»

Упоминание о липовых аллеях не случайно. Как выяснилось из просочившейся в народ информации, для строительства эстакады нужно будет срубить несколько сотен деревьев, растущих по маршруту движения экспресса. Эта небольшая полоса зелени сегодня хоть как-то защищает жителей близлежащих домов от пыли и выхлопных газов проложенных рядом автотрасс.

Экологов беспокоят характеристики будущего подвижного состава. Из них видно, что уровень шума при движении поезда, состоящего из двух вагонов, со скоростью до 70 км/ч на расстоянии 15 метров от него составит 78 децибел. А, по санитарным нормам, предельно допустимый максимальный уровень шума составляет с 7.00 до 23.00 – 55 децибел, с 23.00 до 7.00 – 45 децибел.

Да и с объемом пассажирских перевозок, похоже, проектировщики лоханулись. Примерно на пятой части трассы он будет составлять 7,5 тыс. человек в час, то есть от «Балтийской жемчужины» до метро «Проспект Ветеранов», потому как на этом перегоне новинкой будет воспользоваться удобно. От Ветеранов до Купчино вряд ли пассажиропоток будет большим. Поэтому нагрузка на самую перегруженную станцию метрополитена возрастет в разы.

Риэлторы считают, что квартиры, окна которых выходят на трассу надземного экспресса, упадут в цене. Соответственно, жители двух проспектов – Ветеранов и Дунайского – попадут в значительно худшие условия проживания, чем жители домов, удаленных от трассы. Так глупейший, непродуманный шаг чиновников обернется для граждан очередным социальным расслоением.

Кроме того, повышенный уровень шума, вибрация, инфразвуковое излучение, от которого не спасут шумозащитные экраны, пейзаж «замкнутого пространства», проход перед окнами поездов (причем через короткие промежутки времени), ухудшение освещенности квартир – все это нарушение конституционных прав на жилье и на охрану здоровья.

В чем необходимость строительства на Юго-Западе еще одной ветки рельсового транспорта? На расстоянии двух километров друг от друга будут фактически параллельно проходить три трассы: вдоль проспекта Народного Ополчения – железная дорога с Балтийского вокзала, вдоль проспекта Ветеранов – надземный экспресс и плюс трамвайная линия вдоль Петергофского шоссе. Не проще ли и дешевле добиться оптимальной работы уже существующих транспортных систем?

Закономерная деталь во всех амбициозных проектах нынешней администрации: чего там опять хотят эти петербуржцы? Нет, ну вы посмотрите на них, им предлагаются такие блага, а они… Впрочем, экспресс этот не так и амбициозен. Ведь он появился в умах чиновников от банальной нехватки денег на метро. Федеральный бюджет когда-то снабжал большую часть стоимости возводимого метрополитена, а потом эту лавочку прикрыли, да так и не открыли, даже учитывая близкие отношения Матвиенко с Москвой.

Кстати, в первопрестольной «экспрессивный» миф впервые и появился - в виде проекта скоростной трассы «Шереметьево» - «Москва-Сити». Только проект сильно «подзавис». Тогда же, видать, в Смольном познакомились с разработками канадской фирмы «СНС-Лавалин» и вцепились в нее прямо-таки бульдожьей хваткой. «В случае с «Надземным экспрессом» речь о принципиально новом для России виде скоростного пассажирского транспорта». Обломитесь, москали, в Питере появится первая надземка! Есть, конечно, в столице легкое метро и монорельс, но они нашему экспрессу в подметки не годятся!

И пошел миф развиваться с подачи пиарщиков: «Надземный экспресс» – это экологичный вид транспорта. Он позволит не только значительно снизить остроту транспортной проблемы в Петербурге, но и улучшить состояние окружающей среды». Вы когда-нибудь видели, чтобы транспорт улучшал состояние окружающей среды? Просто бред.

На все возражения у губернаторши один ответ: «Новый проект всегда априори вызывает недовольство некоторых категорий горожан». Но иногда, нет-нет, да и проговорится: «Этот проект мы делаем для большинства горожан, но и ту часть, которая против, можно понять, так как каждому не хочется, чтобы под окнами гремел трамвай».

Главная нынешняя беда - огромный разрыв между имиджевой составляющей проектов и реальным положением дел. "Пространство лжи" развращает и граждан, и власть. И оно грозит взрывом: как было это 20 лет назад, тоже из-за "пространства лжи", присущего советской системе.