АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2024-05-11 Александр Чанцев
Бунт красоты

В петербуржском издательстве «Пальмира» вышло исправленное и значительно дополненное переиздание книги Александра Чанцева «Бунт красоты. Эстетика Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова». Презентация книги при участии Ольги Балла, редактора "АПН Северо-Запад" Андрея Дмитриева, Магдалены Курапиной, Вадима Назарова, Андрея Песоцкого и автора состоится 24 мая в 19-00 в Арт-центре Пушкинская 10, пространство Svetlo. Вход через Лиговский проспект 53, корпус С, 7 этаж. Телефон для справок +7921-954-55-10. Публикуем предисловие ко второму изданию.

Судьба этой книги – и это уже можно сказать по прошествии лет – была не самой банальной, не как у описываемых в ней персонажей, конечно, но она на них явно равнялась. Когда я предлагал в 2008 году ее рукопись различным издательствам, список отказавшихся печатать был весьма внушителен, в два десятка примерно: Эдуард Лимонов относительно недавно вышел из тюрьмы, был политически активен и, как бы сейчас сказали, весьма «токсичен»... Регистр колебался от трагического (уже одобренный грант на книгу отозвали в самый последний момент, пробившее его издательство и автор были более чем обескуражены) до комического – один из весьма известных издательских домов ухватился за идею издания, лишь с небольшим условием, минимизировать в этом по-плутарховски двойном жизнеописании роль Лимонова, а, еще лучше, и вовсе его снять-убрать. Сам Лимонов, позволю себе небольшой мемуар, купил ее буквально в первый день продаж: как мне сказал Борис Куприянов в «Фаланстере», «заходил тут один из героев вашей книги, купил ее». И потом разразился в «Живом журнале» рецензией – дескать, роль Мисимы в его творчестве и жизни автор сильно преувеличил (кому же из первых нравится, когда тебя сравнивают с кем-то и в чем-то называют вторым?). Столько же, даже больше двух десятков, было и откликов на книгу после ее выхода – хвалебных и резко отрицательных, два абзаца в женском журнале и академическая статья в «Новом литературном обозрении», в глянце (вызывает сейчас такую же ностальгию, как и «ЖЖ», правда?) и толстых журналах (а вот они выжили, кто бы мог поверить).

Что приятнее, эта книга – благодаря ее фигурантам, будем объективны, – стала не только самой популярной из всех моих семи книг, но и до сих пор живет своей жизнью, более скромной, но все же. Она принесла и продолжает приносить мне друзей и френдов – тех, кто купил ее и нашел автора в соцсетях, не смог купить, но просит подсказать, где раздобыть, просто хочет обсудить ее или поблагодарить. Спасибо! Или же забавные констелляции сложились в мире академическом – позволю себе этот отчасти самовосхвалительный пуант, дабы и разбавить во многом трагические темы самого «Бунта красоты». Теоретических – а как я в свое время спешил с изданием, боясь, что меня опередят! – работ ни о Мисиме, ни о Лимонове на русском до сих пор не появилось, поэтому мне не раз присылали статьи и работы, которые, скажем так, изрядно опирались на положения моей книги. Интересным опытом было в качестве оппонента писать отзыв на диплом, в котором мне пришлось оценивать свой собственный текст (благодарная студентка, помню, настояла и привезла мне к дому коньяк), или, буквально этим летом, один магистр прислал мне свою статью, где доказательная база строилась на протяжении всей работы примерно так: как сказано в «Бунте красоты»… это подтверждает и сам Мисима…

Когда же Вадим Назаров из «Пальмиры» предложил мне переиздать эту книгу, мы решили ничего в ней не менять и издать в том же виде, как она вышла в таком далеком уже 2009 году. Лишь добавив к ней раздел бонус-треков, статей, конкретизирующих и расширяющих контексты книги. Разумеется, издавались с тех пор новые переводы Юкио Мисимы, как выходили и новые книги Эдуарда Лимонова, сам он умер (а книги продолжают выходить) и, по нашей извечной моде не замечать и шпынять при жизни, а после поминок тут же называть улицы и городить памятники, был объявлен классиком, да и вообще мир ускорился и завел моду кардинально меняться чуть ли не каждый день… И пусть эта книга останется таким небольшим документом той эпохи – с отзвуком зарисовок свободы 90-х, странной межеумочности нулевых, с некоторыми ее констатациями тенденций и прогнозов, которые сбылись ли, не сбылись, но тоже тем самым говорят о тех и нынешних временах.

В конце концов, в теме красоты у Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова ничего не изменилось, слава ками и они.

Александр Чанцев