АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2008-09-19 Михаил Костяев
Вертикальные прорабы. Часть вторая.
Козак нам поможет?

Для калининградского «среднего класса» прозвучал тревожный звонок в июне 2008 года. В администрацию Калининградской области пришло письмо из Росстроя №ПГ-43 от 30.05.2008, в котором были сделаны выводы на основании рассмотрения многочисленных обращений жителей области на систематические нарушения их прав при проведении градостроительной политики в регионе. В частности в письме дана очень не лестная оценка действиям мэрии Калининграда и администраций курортных поселений области. И это все на основании рассмотрения не больше нескольких десятков жалоб. А сколько случаев нарушений, которые не дошли до сведения Росстроя?

Несколько любопытных строк из этого письма: «Анализ вышеперечисленных материалов позволяет сделать вывод об отсутствии должного контроля за соблюдением действующего законодательства органами местного самоуправления со стороны агентства по градостроению Калининградской области. В муниципальных образованиях и Калининградской области отсутствует нормативная правовая база, соответствующая Градостроительному кодексу Российской Федерации. Обращает внимание незнание агентством по градостроению Калининградской области вопроса регулирования градостроительных отношений законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах градостроительная деятельность в Калининградской области осуществляется в условиях систематического нарушения действующего законодательства, несоблюдения установленных процедур, следствием чего является нарушение конституционных прав граждан».

Росстрой пригрозил администрации области в лице губернатора Бооса, что если Правительство области и дальше не сможет навести и поддерживать порядок в данной отрасли, то будет поставлен вопрос о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти Калининградской области.

Не поэтому ли губернатор так резко вдруг озаботился проблемой уплотнительной застройки? В начале июля Георгий Валентинович провел экстренную встречу с представителями городской элиты. Поздно вечером за закрытыми дверями в здании администрации города Калининграда собрались депутаты-строители, председатель окружного совета депутатов и глава городской администрации. Губернатор дал понять, что вопрос с нарушениями при уплотнительной застройке перешел уже все дозволенные рамки. Как итог областное правительство подготовило проект нового регионального Градостроительного закона. По этому закону регламентируется четкий порядок проведения публичных слушаний, при наличии сверхнормативной территории на ней в первую очередь будут строиться объекты социальной значимости - детские сады, школы, больницы. Но это все со слов чиновников, как оно будет на самом деле - покажет время. Пока лишь можно заметить, что к обсуждению нового закона общественность почему-то не привлекли…

Что же собой представляет собой Росстрой, письмо которого заставило заволноваться региональную элиту области?

В соответствии со статьей 8.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации Росстрой был уполномочен осуществлять контроль за соблюдением органами государственной власти Калининградской области законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за:

- соответствием нормативных правовых актов Калининградской области законодательству о градостроительной деятельности;

- соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов Калининградской области в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ;

- соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования Калининградской области и документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения;

В соответствии со статьей 8.1. Градостроительного кодекса РФ и на основании Постановления Правительства Калининградской области от 18 января 2007 года № 27 Агентство по градостроению уполномочено осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за:

- соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

- соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса;

- соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

Указом президента РФ от 12.05.2008 года №724 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) упразднено, а его функции переданы министерству регионального развития РФ. Главой вновь созданного министерства был назначен Дмитрий Козак. И как можно заметить контролирующие функции, переходящие от упраздненного Росстроя к вновь созданному министерству очень и очень внушительные. Учитывая личное серьезное влияние Дмитрия Козака на текущие политические процессы, этот орган может вскоре превратиться в очень серьезного игрока в земельных отношениях в регионах. Другой вопрос - насколько далеко готова зайти федеральная власть в решении данной проблемы.

Гражданская горизонталь против властной вертикали

Противостояние между протестующими и строителями может длиться годами, но почему-то заканчивается, как только здание построено. Хотя говорить о том, что дальше отстаивать свои права бессмысленно, - слишком наивно. Скорее надо говорить, что борьба должна перейти в новое русло.

Ведь если суметь доказать, что здание построено с нарушением законов, то можно на основании этого потребовать привлечения к уголовной ответственности лиц, санкционировавших строительство, или потребовать сноса незаконного строения.

Но это все в идеале, на самом же деле ситуация такова, что инициативные группы, выступающие против уплотнительной застройки, зачастую борются не выходя за рамки своего района. Можно смело говорить, что на региональном уровне проблему с уплотнительной застройкой не решить, ее надо переносить на федеральный и даже более того на международный уровень. Ведь это наглое нарушение основных базовых прав граждан, права на благоприятную среду и частную собственность. Но помимо этого строительство ведется зачастую в городах, имеющих многовековую историю, являющихся историческим наследием всего мира. Ведь согласитесь: трудно назвать уплотнительную застройку Санкт-Петербурга проблемой лишь одних питерцев. То же самое можно сказать и про Калининград, и про многие другие города.

Поднять проблему уплотнительной застройки на федеральный уровень под силу лишь объединив разрозненные протестующие группы в одну организацию. Тем более что положительный результат подобных действий у нас уже есть – это обманутые дольщики, которые сумели вынести свою проблему на общероссийский уровень и добиться положительных результатов.

Созданная организация должна настаивать не только на решении градостроительных проблем, но и выставлять политические требования. Ведь, по сути, проблема нарушения прав граждан при уплотнительной застройки возникла с отменой прямых выборов губернаторов, депутатов областных собраний, депутатов ГосДумы, мэров. Инициативные группы, борющиеся за свои права, столкнулись с цензурой в СМИ на объективное освещение их деятельности. Это тоже проблема, которую должна решать общероссийская организация.

Можно сказать, что властной вертикали мы должны противопоставить гражданскую горизонталь. Создание подобной организации может начаться с общего информационного ресурса, проведения общероссийских акций протеста с выездом представителей инициативных групп в Москву. Только совместными организованными действиями нам, гражданам, удастся заставить «средний класс» считаться с нами.