Поклонники писателя Пелевина плюются: «Прощальные песни политических пигмеев пиндостана» плоховаты! Пошлая пародия первых пелевинских произведений. Писатель позабыл продвинутый психологизм. Погряз посреди плоского пофигизма. Продался путинским подпевалам — подонок!»
Интересно, а чего они хотели? Разъяснения смысла жизни или рецепта, как обустроить Россию? Вроде ни в чём подобном автор до сих пор не замечен, а потому выдал традиционную сатиру, украшенную постмодернистскими завитушками. Бойкую, ядовитую, но очень жёстко привязанную к месту и времени событий, что, несомненно, скажется на долговечности интереса читателей. Лет через двадцать мало кто вспомнит замглавы администрации президента РФ Владислава Суркова, владельца компании «Access Industries» миллиардера Леонарда Блаватника или главного поставщика элитной девчатины в койки российских олигархов Петра Листермана, а связанные с их образами приколы придётся осознавать с помощью подробных примечаний. Только так сейчас можно в полной мере оценить, например, древнегреческие комедии Аристофана или написанный в начале прошлого века сербский политический памфлет «Страдия», который, по отзывам современника, нанёс режиму короля Александра Обреновича
«самый тяжелый удар, какой только мог быть нанесен».Это ни хорошо и ни плохо — просто жанр такой. Любая злободневная сатира со временем теряет часть заряда. Многие ли поклонники «12 стульев», хихикая над модернистской постановкой гоголевской «Женитьбы» и поэмами о многострадальном Гавриле, сейчас осознают, что это стёб над Мейерхольдом и Маяковским? Ударная волна от «Прощальных песен» схлынет ещё раньше, но сейчас каждое слово из выступления параллельного Суркова перед набранными дублем Листермана девицами бьёт прообразу точно по гениталиям:
«В последнее время спецслужбы Запада развернули настоящую охоту на наших богачей-недотёп. Вы слышали, конечно, про громкие скандалы и аресты: сначала Куршевель, затем Фиджи, потом бутик «Гермес», а теперь вот Сен-Моритц, Мальдивы и Антарктида. Кампания тщательно спланирована и преследует две основные цели — во-первых, дискредитировать российскую цивилизацию, во-вторых — установить контроль над её ресурсами посредством сбора компромата на владельцев её основных активов. Наша элита стала мишенью, а объективная реальность текущей точки пространства-времени такова, что вместе с ней стали мишенью мы все. Мы должны удержать ситуацию под контролем. Что для этого нужно? В первую очередь, создать условия, при которых эти инфантильные охламоны больше не будут позорить страну за рубежом. Мы должны, так сказать, воспроизвести тот дурманящий мираж, которым их привлекает Запад, по нашу сторону границы. Тогда мы обезопасим стратегические ресурсы отчизны и заодно сохраним в России те огромные средства, которые олигархия тратит на свои безобразия. Это, если хотите, один из приоритетнейших национальных проектов сегодняшнего дня — хоть по телевизору, по понятным причинам, вы об этом не услышите ни слова... Главное, вы должны помнить, что, несмотря на внешнюю... двусмысленность, скажем так, вашего труда, он так же важен, как вахта матросов подводного крейсера, который несёт ядерный щит страны. А может быть, и важнее — потому что война сегодня не та, что полвека назад, и ведётся совсем другими средствами. Стране нужен щит нового типа, способный защитить наши рубежи изнутри, — и держать его будете вы, девчата! К вам переходит сегодня дело Александра Невского. Это огромная ответственность, но и великая честь». («Зал поющих кариатид»)
Противоречие между великодержавной риторикой режима и его мелкожлобской сущностью выявлено снайперски. Гремящий пафос речей Путина, Медведева и бесчисленной стаи их платных подпевал требует соответствующих задач, будь то освобождение Константинополя от турок, построение коммунизма или прорыв в космическое пространство. Но российская власть желает только спокойно сосать из любимой трубы. Разговоры о постиндустриальном прорыве через нанотехнологии – в пользу бедных. На треть это пиар, ещё на треть – попил бюджета, а на остаток - маскировка финансирования через корпорацию «Нанотех»
новой подкремлёвско-либеральной партии.Конечно, есть вариант сидеть на трубе тихо, подобно какому-нибудь Кувейту, но тогда надо обеспечить населению тамошний уровень жизни, чего кремлёвские не могут и не хотят. Приходится постоянно подбрасывать людишкам очередные поводы для возбуждения национальной гордости. Победы над могучей грузинской армией хватит ненадолго. Парагвай в 1935 году разгромил Боливию ещё убедительнее, но его банановой сути сия виктория не изменила и от грядущих потрясений не спасла. Вот и пускают в дело то наносказки, то звездунов, типа Димы Билана, а иногда и всё сразу, как случилось с гламурно-бордельной формой для российской армии, якобы изготовленной с помощью
нанотехнологий. Пелевин тут если и передёргивает, то совсем немного.«Победа на «Евровидении» не будет последней! Страна учится играть по мировым правилам и делает всё более серьёзные инвестиции в культурную экспансию. По сообщениям информационных агентств, в России идут работы по созданию пидараса пятого поколения на базе глубокой модернизации Бориса Маросеева с применением нанотехнологий. Эксперты утверждают, что отечественная разработка существенно превзойдёт по всем параметрам ближайший западный аналог — Элтона Джона. В этой связи обозреватели отмечают, что некоторые технологии пятого поколения (например, полный трансплантат волосяного покрова) пока недоступны отечественным специалистам, но они уверены, что смогут скомпенсировать отставание по этим показателям за счёт форсажных инъекций ботокса». («Зал поющих кариатид»)
Разрыв имперско-державной формы и бананово-папуасного содержания государства детальнее показан у Владимира Сорокина в «Дне опричника» и «Сахарном кремле», но у Пелевина этот разрыв превращается в зияющую прорву, которая без устали поглощает соприкасающиеся с властью человеческие души. Взамен прорва затапливает окружающий мир дурно пахнущей слизью, в которой заводятся монстры, типа «венчурных жидосиловиков». (Большой привет высокоучёным политологам, убедительно объясняющим что Путин — консерватор, Медведев — либерал, а Якунин и вовсе православный фашист, но стыдливо замолкающим, когда троица дружно
разводит на бабки очередного барыгу).Идеологии и символы для позавчерашних коммунистов, вчерашних либералов и сегодняшних державников лишь маски. Реально гомункулусы хотят только жрать, совокупляться, командовать другими гомункулусами, и главное - стричь побольше бабок, по возможности не напрягаясь. Для достижения этих высокодуховных целей годятся абсолютно любые идеи и образы. Прорываясь в элитный кремлёвский бордель, будущая поющая кариатида Лена исполняет одну из первых композиций российской патриотической попсы «Югославию» группы «Тату», написанную специально для эксплуатации антиамериканских настроений российского общества после натовских бомбёжек Белграда. Молодёжный идеолог, напоминающий бывшего фюрера «Наших» Васю Якеменко, на одну патриотическую акцию надевает форму солдата Великой Отечественной войны, перед другой натягивает на себя гигантский презерватив цветов российского флага, а главная цель метаморфоз — уцелеть после слива подопечной гопоты, приземлившись на тёплое местечко в министерстве.
Некоторые гомункулы не успевают вовремя мутировать и, оказавшись нежизнеспособными, погибают. Самый колоритный из них – герой рассказа «Некромент» ГАИ-шный генерал Крушин. Сконструированный кремлёвскими политтехнологами эрзац-патриот временно затмил самого Жириновского, первым обратив внимание на страшную идеологическую диверсию. «Пидарасы проникли на радио «Шансон»!» – забил тревогу генерал и умиляющийся от блатоты народ его полюбил.
Духовным учителем Крушина стал философ Дупин, вдохновивший туповатого мусора теорией о многовековой борьбе тайных орденов евразийцев и атлантистов. Дупин предложил генералу убить и сжечь несколько сотен автоинспекторов и поместить их прах в искусственные дорожные препятствия для ограничения скорости — «лежачих полицейских». Предполагалось, что выложенные определённым образом «лежачие полицейские», над которыми незримо парят души мёртвых инспекторов, изменят судьбу России, но план сорвался.
«Он собирался продублировать с помощью некромодулей одно руническое предсказание про будущее Гардарики — так на древнем Севере называли наши территории... Успели установить около ста штук, в основном на всяких тихих улочках, чтоб не сильно мешать движению. А потом эту руническую надпись наконец правильно перевели — и выяснилось, что она... Ну, смысл у неё совсем другой, чем думали. А тут ещё проблемы с балтийским газопроводом... Тогда у Д. возникла мысль выложить из некромодулей классический круг из восьми китайских триграмм «Ба гуа»... Начали устанавливать некромодули, а потом Д. услышал по «Эху Москвы», что Китай и Америка уже слились в одно экономическое целое. То есть китайцы теперь по всем понятиям атлантисты. Мало того, оказалось, и мы тоже атлантисты, поскольку отдаём нефть за доллары, хотя что такое доллары, вообще никто уже не понимает. Даже те ребята в Лондоне, которые управляют всем этим делом и нашей Гардарикой заодно. Короче, выходило, что вся Евразия заблудилась, один Пиндостан дорогу знает, потому что куда он заковыляет, туда и остальные пойдут. Д. был настолько этим потрясён, что ушёл в запой». («Некромент»)
На первый взгляд – гротеск. Но, вспоминая, сколько клоунов, до сих пор верещит о сакральной связи судьбы России с местонахождением мумии Ленина и костей Николая II – почти реальность. Конечно, Дугину далеко до своего литературного воплощения. Его харизмы хватает на мелкий отсос из бюджета, но заставить хоть одного кремлёвского генерала даже клопа раздавить Гельичу слабо. Приходится извращаться самому. В 1995 году, проигрывая выборы кандидату от «Яблока», Дугин собрал своих расклейщиков листовок и заставил медитировать на яблочные дольки, чтобы подорвать карму конкурента. Пролетел точно так же, как герой Пелевина 13 лет спустя, и на самом деле ушёл в запой.
Жизнеспособна ли подобная система? По большому счёту нет, как и любой паразитирующий, вырождающийся и пожирающий сам себя организм. Недаром пелевинские персонажи мрут бессмысленно и бесславно как мухи. Сорокин, предсказывающий в своей дилогии обречённость трубоцентричной цивилизации, и Юрий Шевчук с песней «Когда закончится нефть, наш президент умрёт» правы. Но пока труба не иссякла, подавляющее большинство дорогих россиян если и недовольно, то исключительно своей долей и ради её увеличения всегда готово играть по предложенным правилам. Ну, может, некоторые поначалу чуток поломаются. «Это зверство» — ужасается кариатида Лена. «Это насекомство» — строго поправляют её. После чего девушка успешно превращается в богомола и отрывает голову более жирному собрату, только что имевшему облик крупного олигарха.
Нет надежды и на интеллигенцию, включая самую оппозиционную. Альтернативы паразитированию на трубе никто из её представителей представить не в состоянии. Фрондирующие интеллектуалы, включая автора, успешно участвуют в общем шоу и неплохо на том зарабатывают. Ведь «карманный диссидент… это типа как злой карлик с бубенцами. В гламурных кругах считается очень даже шикарно». И вообще «теперь все бунтари, у кого пиар-менеджер грамотный. Любая свинья из телевизора говорит, что за ней ФСБ охотится, только найти никак не могут...»
Можно ли вырваться? Герой рассказа «Ассасин» вроде бы сумел. Увидев, что обещанный духовным учителем рай - фальшивка, Али не пошёл совершать очередное убийство и покинул ненавистную горную крепость. Но кем он станет в окружающем мире? Всё тем же киллером, только более свободным в выборе заказа. «Украду лошадь, а дальше видно будет… Профессия у меня есть, инструменты с собой. А рай... Если будет на то воля Аллаха, попаду в рай и без проводников. Ну а если Аллах этого не захочет, разве сможет мне тогда помочь хоть кто-то из людей?» Банально? Ну, извиняйте: ничего оригинальнее обращения к небесам в мировой литературе пока не придумано.