На Филиппинах, островном государстве Юго-восточной Азии, скончалась Корасон Акино. Современному читателю это имя вряд ли что говорит, но вообще-то, Корасон («Кори», как нежно называли ее сторонники) была интересна тем, что стала первым в истории символом «Цветной революции».
В новейшую эпоху первым примером искусственной революции (то есть, государственным переворотом, сопровождаемым балаганом на центральной площади) можно считать события на Филиппинах зимы 1986 года. Поскольку практически все методики "бархатных" революций были опробованы именно тогда, есть смысл вспомнить о тех событиях.
Филиппины - страна в Юго-Восточной Азии - стала полигоном революций не случайно. Три века острова были испанским владением, отсюда и преобладание католицизма, испанской культуры. В дальнейшем Филиппины были колонией США. Американцы до сих пор доминируют во всех сферах жизни страны и поэтому могли провести здесь эксперимент по свержению неугодного правительства в лабораторно чистых условиях.
21 год, с 1965 по 1986 год, страной правил Фердинанд Маркос. Он был весьма колоритной личностью, и не случайно на Филиппинах остается масса его поклонников. Маркос участвовал во Второй мировой войне, сражаясь в рядах американских войск, и вошел в число американских солдат с наибольшим количеством наград. Став президентом, Маркос был вполне лоялен США. Он отправил филиппинские войска во Вьетнам, поддерживал прежнюю метрополию на международном уровне. Однако Маркос вовсе не был марионеткой. Он железной рукой подавлял различные повстанческие движения, провел аграрную реформу, передав крестьянам часть помещичьих земель. Проводилась программа ликвидации неграмотности, в результате число грамотных с 31% в 1965 году достигло к концу эпохи Маркоса 94% населения. Экономика страны росла быстрыми темпами, выделяясь даже на фоне азиатских "тигров".
При этом Маркос считается одним из самых коррумпированных правителей в истории. А его супруга Имельда прославилась своим мотовством, имея в своем дворце несколько тысяч туфель и платьев.
Долгое время США поддерживали Маркоса. Но со временем отношение к нему изменилось. Маркос был упертым филиппинским националистом и слишком часто был неуправляем. Он национализировал многие американские компании, требовал ухода американских войск из Азии. Стало ясно, что его надо сменить. Однако за долгие годы правления Маркос создал преданные себе вооруженные формирования и эффективные спецслужбы, так что сместить его с помощью классического переворота, который столь часто делало ЦРУ в Латинской Америке, на Филиппинах было затруднительно. Маркоса поддерживали широкие слои, получившие при его правлении землю и образование. Зато американцы учли, что диктатор перестал пользоваться популярностью у молодежи, интеллигенции и отдельных меньшинств. Консервативно настроенный Маркос преследовал гомосексуалистов и пытался бороться с наркоманией, введя смертную казнь для наркоторговцев. Против него выступали многие обиженные кланы прежних олигархов. Добрый католик Маркос ограничивал деятельность сектантов. Впрочем, и с католической церковью диктатор поссорился. Американцы сообразили, что Маркоса можно убрать с помощью "народной революции".
На роль вождя "революции" спецслужбы выдвинули домашнюю хозяйку, по совместительству миллионершу, Корасон Акино. Главным преимуществом Корасон было то, что она была вдовой либерального деятеля Бенигно Акино, убитого в 1983 году по приказу Маркоса. Буквально за несколько месяцев контролируемые американцами "независимые" СМИ (а Маркос не покушался на свободу прессы) создали культ личности Корасон Акино. В громадных количествах распространялись портреты ее покойного мужа Бенигно с нимбом вокруг головы. Погибший в ходе внутренних разборок богатый помещик, сын сотрудничавшего с японцами в годы второй мировой войны деятеля Бенигно Акино изображался мучеником, погибшим за свободу. Его вдова Корасон изображалась как "мать народа". В католической стране ее не брезговали называть Богородицей Свободы! И толпы обманутых бедняков поверили, что миллионерша и помещица Корасон действительно стоит за народ. Сама Корасон вышла из влиятельного клана китайского происхождения Кохуангко, что автоматически привело к поддержке ее мощной китайской общиной Филиппин. Семья Акино также располагала обширными связями и капиталами, так что финансов на "революцию" хватало.
В начале 1986 года на Филиппинах должны были состояться президентские выборы. Против баллотировавшегося в очередной раз Маркоса оппозицией была выдвинута Акино. Поскольку недалекая Акино вряд ли могла состязаться с опытнейшим Маркосом, политтехнологи из США заранее начале готовить революцию в виде карнавального шоу. На всех предвыборных митингах Акино выступала в желтом платье, ее сторонники размахивали желтыми флагами, все предвыборные плакаты были в желтых тонах. Беспризорники Манилы получили спреи с желтой краской и могли писать и рисовать, что захочешь, но только желтым цветом. Желтый цвет так эффектно выглядит на фоне тропической растительности!
7 февраля 1986 года состоялись выборы. Победителем стал Маркос, но сторонники Акино объявили, что выборы сфальсифицированы (не правда ли, как это все знакомо). Началась кампания неповиновения. В центре Манилы были поставлены палатки желтого цвета, в которых образовался "город свободы". Студенты, городские безработные, привлеченные денежными выплатами и свободными нравами, царящими в "городе", над которым стояли клубы марихуаны, быстро примкнули к "революции". Перед обитателями "города" выступали звезды рок-музыки. Манильские проститутки объявили, что борцов за свободу они будут обслуживать бесплатно. Внешний вид "революционеров" был прост – обычная одежда с желтыми шарфами.
Маркос, который ранее без колебаний мог расстрелять любую демонстрацию, однако ничего не мог поделать против "желтых" - спецпредставитель правительства США сенатор Л.Лугар, прибыв в Манилу, недвусмысленно объявил, что США не потерпят нарушения прав человека. Одновременно на рейд Манилы прибыли несколько американских военных кораблей.
И Маркос, переживший почти два десятка попыток переворотов и несколько покушений, сдался. После 18 дней "революции" Корасон Акино стала президентом. Начались реформы, которые свелись к приватизации и легализации легких наркотиков. Результат понятен – все богатства и недра достались нескольким семействам. Филиппины выпали из списка стран – экономических тигров, далеко отстав от Малайзии или Таиланда, на которых еще недавно смотрели свысока. 13 миллионов (20% населения) филиппинцев эмигрировали почти в 100 стран мира. Денежные переводы эмигрантов стали основным источником валютных поступлений страны. В стране установилась демократия, при которой периодически проходят выборы, в которых неминуемо побеждает "партия власти". Демонстрации оппозиционеров расстреливают прямо у президентского дворца, чего не было при Маркосе. Коррупция стала безбрежной. Если раньше воровал один Маркос, то теперь Филиппинами правят десятки маленьких Маркосов. Но, впрочем, это именно тот идеал, к которому и стремились разработчики "желтой революции". Технология подобных революций была поставлена на конвейер.
Сама же Корасон Акино, благополучно досидев до конца своих президентских полномочий, все же сообразила, что еще один срок президентства она не выдюжит. И в этом – главное достоинство Кори. Так не будем слишком строги к ней. В конце концов, она не виновата в том, что в силу анкетных данных ее сделали президентом. Но, впрочем, Кори положила начало псевдо-вождям псевдо-революций. Вслед за ней пошли во власть всякие Гавелы и Валенсы. О нашенских, «российский» политиках, умолчим.
Лидеры такого рода революций менее всего подобны революционным деятелям в традиционном понимании. Для бархатных революций требуются полные ничтожества, совершенно зависимые, ведомые другими деятели. Как правило, они становятся известными буквально накануне событий через пропаганду в СМИ. Более того, именно прежняя неизвестность помогает этим лидерам, поскольку свергаемая власть не успевает выявить на них компромат. Кукловоды подбирают лидеров для готовящейся революции по анкетным данным. Так, на Филиппинах общество носит клановый характер. Стало быть, для "желтой революции" нужно найти представителя влиятельного клана. В других странах, где была задействована подобная технология, искали деятеля, который может понравиться большинству населения. В Чехии, где огромную роль исторически играла интеллигенция, в вожди надо было найти именно интеллектуала. Такового нашли в виде драматурга Вацлава Гавела. В Сербии для свержения Милошевича в условиях крайней непопулярности прозападных деятелей в вожди выдвинули профессора Коштуницу, полностью неизвестного ранее. Аналогичным образом в Грузии нашли Саакашвили, о котором грузины узнали только во время выборов осени 2003 года. Украинский Ющенко, хотя и был премьер-министром, но премьеров на Украине за 13 лет и так сменилось 13. Зато Ющенко был уроженцем восточной Украины, что могло привлечь на его сторону многих "восточников", которые бы ни за что не пошли бы за "западенцем".
Кстати, от этих лидеров нельзя ждать никакой самостоятельности. Многие из них "повязаны" коррупционными делами. Впрочем, для некоторых из таких вождей предусмотрены предохранители в виде их жен и детей. Известно, что Саакашвили женат на голландке (еврейского происхождения), Ющенко – на американке. Да и по качествам характера среди фальшивых героев фальшивых революций не приходится ожидать людей, способных действовать в интересах народа. Иуды всегда будут только Иудами.
И, наконец, в данных революциях нет и не может быть никаких революционных партий и организаций. Иначе останется угроза превращения партии в подлинно национальную силу. Поэтому направляющей силой в революциях играют СМИ и имиджмейкеры.
Но, впрочем, к Акино теперь это не относится. Она сыграла свою роль в истории и навсегда останется в ней как маленький марионеточный деятель.
Сергей Лебедев
Мнение редакции не совпадает с мнением автора