Жизнь в нашем государстве не устраивает многих, от успешного бизнесмена до последнего нищеброда. У всех разные проблемы. Жители домов против незаконных парковок, иммигрантских рынков под окнами и уплотнительной застройки. Предпринимателей достали высокие налоги и сошедшая с ума в поборах и придирках бюрократия. Автовладельцы возмущены ценами на бензин. Все в ужасе от ментовского беспредела, качества образования и медицинских услуг.
Список частных претензий можно продолжать до бесконечности. Все это – следствие разложения государства, которое не выполняет своих главных задач: обеспечение законности, безопасности граждан, поддержание баланса интересов общественных групп и разрешение конфликтов.
Для решения этих проблем необходимы изменения в двух направлениях.
Первое – реформа основных секторов общественной жизни: образования, медицины, науки, культуры. Эти области – тема для отдельных статей.
Второе направление изменений – радикальная политическая реформа, связанная с изменением порядка формирования органов власти. Эффективность их работы достигается только в условиях реальной демократии, власти народа через своих представителей, исключающей фальсификацию голосования и «регулирование» выборов со стороны лиц, уже обладающих властью.
Вся власть советам
Рассмотрим частности. Партийный метод формирования парламентов устарел, выбирать нужно живых людей, а не флаги или программы, где можно написать что угодно. Единственно эффективной и демократичной системой власти являются, не удивляйтесь, советы, состоящие из депутатов-одномандатников (но никто не запрещает им состоять в партиях). Советы должны формироваться с самого низа, от уровня районов городов до Верховного Совета.
Поясню на примере. Жители дома создают, например, ТСЖ и выбирают председателя. В промзоне на заводе рабочие создают профсоюз, в котором тоже есть глава. Эти лидеры общественных ячеек формируют районный совет. Он делегирует представителей в совет города, города в свою очередь формируют областные советы, а те – Верховный Совет страны.
Преимущества такой «советской власти» очевидны. Будущие депутаты четко знают все проблемы и чаяния своих коллективов. Лидер профсоюза или ТСЖ (я беру их для примера), который не справляется с пожеланиями людей, его избравших, очень быстро уступает власть другому человеку. Ввиду малочисленности коллектива здесь демократия самая эффективная. А лучшие люди на местах выбирают «наверх» самых лучших – сплошной положительный отбор.
Кроме того, следует активно использовать референдумы – прямое волеизъявление народа. Таким образом, если кто-то не попал в «депутаты», но имеет, что сказать и сделать, он создает инициативную группу, разъясняет всем свою идею, и проводится референдум, результат которого обязателен для властей.
При этом исполнительную власть не следует формировать по советскому образцу. Парламентский контроль на всех уровнях за ней нужен, но мэров, губернаторов и президентов надо выбирать. На свободных выборах всегда появляются достойные кандидаты. Совет должен иметь полномочия снять неэффективного руководителя. Президент страны должен напрямую руководить правительством и также отвечать перед парламентом за его действия, в том числе своей должностью (импичмент).
О правоохранительных органах следует сказать отдельно. Местную полицию (шерифов), которая обеспечивает общественный порядок, также нужно выбирать. Кроме того, стоит создать единый следственный орган, совмещающий в себе криминальную милицию (оперативно-розыскная работа), следователей и судебных обвинителей. При этом численность силовиков и ведомств можно и нужно сокращать.
Важным условием перемен является легализация огнестрельного оружия самообороны. Это неотъемлемое право гражданина на личную безопасность, подчеркивающее его независимость, зрелость и ответственность, а также доверие к нему со стороны государства, которое служит гражданину, а не оскорбляет его подозрением в преступных намерениях.
К выборности шерифов автоматически добавляется выборность судей всех уровней и расширение полномочий суда присяжных. Также необходимо выбирать прокуроров районов, городов и субъектов, а генерального прокурора может назначать Верховный совет. Прокуратура – важнейший институт общества, практически четвертая ветвь власти. Он должен как надзирать за законностью правовых актов, так и выступать в интересах граждан в суде. Простой пример – ходатайствовать о ликвидации незаконных парковок или застроек. И, безусловно, прокуратура должна контролировать милицию и следствие.
Независимость прокуратуры обеспечить очень просто. Достаточно законодательно запретить «вертикаль власти», которая там сейчас установлена. Прокурор, как и судья, должен быть независим от вышестоящего, должен следовать только закону и внутреннему убеждению. А попытки посягнуть на его независимость нужно защищать не менее серьезно, чем независимость судей. Именно выборность должности призвана обеспечить такой порядок.
Следует устранить специализацию силовых структур, где под каждое направление выделяются отдельные бюджеты. Еще с 17 века известна история: в Сибири, где никогда не воровали лошадей, создали ведомство по борьбе с конокрадством, и лошадей тут же стали угонять табунами. Преступлениями должна заниматься единая милиция (имеющая различные отделы внутри себя, еще лучше – разовые следственные группы), а кормушки типа госнаркоконтроля нужно разогнать.
Никакая власть немыслима без ответственности за свои дела. Идея о суде народа, когда на референдуме граждане могут отправить плохого президента и депутатов в тюрьму, неплоха, но есть способ эффективнее. Любая власть предполагает статус, привилегии и высокий доход (законный, а не коррупционный). Реальная перспектива потерять статус и деньги в наказание за плохое исполнение обязанностей действует лучше, чем угроза тюрьмы. Это скажет вам любой депутат-одномандатник (такие остались, например, на местном уровне).
Таким образом, основой политической реформы должны стать: советская власть и выборность – чиновников, шерифов, судей и прокуроров. Ее итог – создание бюрократии, служащей своему народу. Это, кстати, и есть национальное государство.
Эффективный менеджмент
Следующий вопрос – экономика. Базовыми установками ее уклада должны быть: применение новейших технологий и снижение себестоимости, дотирование сельского хозяйства, национализация энергоресурсов и их добычи, репопуляция Сибири, запрет на вывоз капитала за границу, национализация валютных резервов Центробанка, внешнеэкономическая деятельность только в рублях.
На эту тему переустройства экономики тоже можно написать не одну статью. Я не профессиональный экономист, но предприниматель, поэтому обозначу личные пожелания и соображения.
Передовые технологии – основа прогресса не только экономики, но и всех сфер общественной жизни. Даже 1% успешных реализаций подобных проектов окупит затраты на остальные 99%, как по принесенной прибыли, так и по общественной пользе. Я писал на эту тему (энергетика, транспорт, топливо), в остальном отсылаю к Максиму Калашникову.
Экономика начинается с налогов. Безусловно, стоит отменить НДС, как «налог на воздух», искусственно занижающий доходы реального сектора. Необходим налог на роскошь, а также прогрессивная шкала НДФЛ – богатые должны платить больше. При этом нужно дифференцировать налог на прибыль. Малый бизнес должен платить меньше налогов, чем крупные компании.
Государству вообще следует стимулировать развитие малого бизнеса – прописная истина, а почти ничего не делается.
Например, в целях как поддержки реального сектора, так и общего оздоровления ситуации, необходимо установить отдельный налог на коммерческую аренду. Этот способ заработать ничего не делая, освоили многие собственники недвижимости. А бизнесу, производящему реальные товары и услуги, буквально негде жить.
Кроме того, нужно максимально упростить процедуру регистрации и общения с проверяющими органами. Кое-что уже сделано. Прекрасной идеей станет организация службы «одного окна», причем это относится не только к бизнесу. В госструктурах работает множество людей, занятых неизвестно чем. А бюрократическая машина построена таким образом, что по любому поводу гражданин или предприниматель собирают кучу бумажек, представляющих собой сведения из других органов власти. Обязанность собирать эти сведения друг у друга и следует переложить на чиновников.
Что касается бизнеса, здесь следует сократить и в целом переосмыслить роль проверяющих органов. За любые аварии, происшествия, пожары и экологические бедствия должны нести ответственность в первую очередь надзирающие чиновники. За разлив нефти и пожары – МЧС, за аварии на транспорте – транснадзор, за взрывы турбин ГЭС – ростехнадзор, и так далее.
Предпринимателей в свою очередь необходимо освободить от каторги лицензирования и получения всяких разрешений. Медведев в свое время подал отличную идею – заменить получение лицензий страхованием. А сам процесс следует «повернуть лицом» к бизнесу. Чиновник из контролирующего органа должен сам приходить на объект и лично проверять необходимые аспекты деятельности, а не требовать тысячу бессмысленных бумажек.
Впрочем, бизнес нужно гладить и против шерсти. Например, законодательно установить, что зарплата руководителей не должна превышать зарплату подчиненных более чем в два раза. Разрыв между богатыми и бедными увеличивается в том числе и потому, что топ-менеджеры швыряются деньгами, пока рабочие и спецы считают каждый рубль.
Национальный вопрос
Еще одна больная тема, которую и обсуждать опасно – обвинят в экстремизме. Кстати, само существование «преступлений ненависти», целых структур по борьбе с ними (центр «Э», ФСБ), истерическое преследование «экстремистов» есть хороший показатель остроты проблемы.
То есть, даже если всего лишь дискутировать на запретную тему, государство рухнет и чуть ли не начнется этническая гражданская война. Так они думают, впрочем, власть недалека от истины. Она не признается лишь, что сама тому виной.
У взаимной ненависти русских и кавказцев (центральная межэтническая проблема) много причин, объективных и субъективных. Объективные – развал СССР, деградация национальных республик, превышение «критической массы» вследствие массовой миграции в русские регионы. Субъективные – принципиальная разница менталитетов и уровней культурного развития.
Решать кавказскую проблему с либеральных позиций смертельно опасно. Это все равно что пытаться задобрить стаю голодных волков. Нужно в корне ломать мировосприятие кавказцев, если мы вообще хотим жить с ними в одной стране.
Во-первых, разговаривать с позиции силы. Речь не о массовых репрессиях или «погромах скинхедов». Для усмирения регионов, где расцвел бандитизм и терроризм нужно четко обозначить следующую позицию.
Россия – для русских, то есть государство, прежде всего, для доминирующего этноса. А кавказцам предлагается выбор.
Вариант первый – как и русские, спокойно жить, учиться и работать, поднимать уровень цивилизованности, соблюдать правила приличия, быть вежливыми и уважать права и свободы другого. Вести себя как порядочный гость в чужом доме, а хозяева отплатят гостеприимством.
Вариант второй – вести себя как раньше: насиловать, грабить и убивать, и отправляться за решетку. А затем быть высланным из русских регионов без права въезда обратно, скажем, лет на десять.
Насчет выселения – еще одна необходимая мера. Невзирая на то, что формально они все граждане России, нужно выслать на исторические родины всех неработающих и неучащихся (для чего, естественно, нужно вычистить вузы от тех, кто там «числится» и кого покрывает коррупционный ректорат). На родине дать им второй шанс вернуться к нормальной жизни. Альтернатива – или пусть родственники содержат, если воспитать не смогли, или все равно в солнечный Магадан.
В любом случае, с таким контингентом будут разбираться местные – это третий пункт. Федерализацию необходимо доводить до логического конца. Если они хотят жить по своим религиозным и культурным обычаям, пусть и ответственность несут за членов своего «племени».
При этом, естественно, нужно давать шанс жить нормально. Восстанавливать на Северном Кавказе промышленность, создавать рабочие места, строить школы и вузы, и так далее. Ровно этим занимались коммунисты, что давало неплохие результаты. Никаких особых межнациональных конфликтов в СССР не было. Одно условие – не за счет русских, долю федеральных дотаций нужно неуклонно снижать с 80-90% до среднего уровня по России.
Чтобы нас уважали мы и сами должны быть сильными, здоровыми и сплоченными. Это непременный залог успешного решения межнациональных конфликтов. Вместе с очищением правоохранительной системы и восстановлением экономики такие меры должны дать положительный эффект.
Все вышесказанное по национальному вопросу кому-то покажется слишком смелым или нереальным. Но лучше проектов я пока не встречал. Кто сможет заново покорить Кавказ и поставить его нам на службу другими методами, при этом реализуемыми, добро пожаловать в студию.
Звезда пленительного счастья
Проклятый вопрос поиска русской национальной идеи не дает покоя многим. А между тем ее содержание витает в воздухе. Если попытаться сформулировать желание всех русских в одном предложении, то на ум приходит только одна фраза: уверенность в завтрашнем дне и стремление к счастью.
Мы живем в состоянии постоянной неуверенности в будущем, своем и наших детей, и всегда ждем перемен к худшему. Отсюда катастрофическая атомизированность русской нации, желание урвать здесь и сейчас, или сбежать из этого «Мордора» за границу. Жизнь такая, что хоть вешайся. Беспросветная.
Уверенность в будущем могут дать только вышеописанные перемены в жизни страны. Гарантированный доход, современное образование и медицина, личная безопасность, решение межэтнической проблемы, эффективное государство, подчиненное интересам граждан. Человеку для счастья нужно не так уж и много.
Тех, кому мало столь земных устремлений, можно обрадовать следующим. Радикальные перемены в жизни русского народа повлекут как минимум такие же изменения в жизни других дружественных наций. К нам потянутся, будут помогать и брать пример, как во времена расширения Российской Империи или создания СССР.
Быть счастливыми, уверенно смотреть в будущее, не хотеть никуда уехать, спокойно строить свою жизнь, растить детей и гордиться своей страной. Высокий уровень жизни как на Западе, великая культура как на Востоке. Россия без бедности, коррупции и терроризма, Россия передовых технологий, национального государства и счастливых людей.
Перефразируя Делягина, Россия не отчаявшаяся, а Россия благословенная.
Эта цель – яркая «звезда пленительного счастья», ясна и понятна, но кажется бесконечно далекой. Но, совершив вполне реальные действия, можно добиться невозможного. Даже достать с неба звезду.
Василий Чертадский