АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-04-04 Марина Славкина
Цусима для питерских корабелов

О создании Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) было объявлено 23 марта 2007 года. Головной офис будущей федеральной компании, призванной в течение четырех месяцев объединить и реструктуризировать ведущие предприятия отрасли, должен разместиться в Петербурге. Но кто даст гарантию, что город  не останется в итоге на пустыре и с разбитым корытом? Есть все основания предполагать, что для Балтийского завода и Адмиралтейских верфей эта реструктуризация может обернуться похоронами.

Свистать всех на льды!

Вы, может быть, еще не слыхали, а говорят, у нас в стране с сырьем становится худо. Возили-возили его сырое, не переработанное, наслаждались статусом «сырьевого придатка», а некоторые по этому поводу решили, что климат не зря теплее год от года становится, что живут они в новой России как в банановой республике, и что бананов нам на всю жизнь хватит.

Никто нас даже сильно не пугал, справок и отчетов об остатках газа и нефти в Западной Сибири не представлял. Но тут на днях газеты написали, что если через четыре года Россия не обзаведется буровыми установками на плавающих платформах для работы в арктических льдах, а также крупнотоннажными танкерами и газовозами, способными работать в Северном Ледовитом, то все, крышка. Через четыре года не будет у нас ни города, ни сада с бананами, потому как перестанем мы выполнять свои международные и внутренние обязательства по поставкам нефти и газа.

И потому российские власти решили Объединенную судостроительную корпорацию создать – чтобы «Газпрому», «Роснефти», «ЛУКОЙЛу» и прочим с осуществлением этой задачи справиться. Теперь главная задача судостроения - обслуживание интересов Ее Величества Трубы. А то, что российское судостроение второй десяток лет загибаются и, мягко говоря, не вполне способно с этой задачей на уровне мировой конкуренции справиться – это уже кому как повезет. Государство со своей стороны судостроителям поддержку и патронаж обещает. Уже и цифры названы – на развитие гражданского судостроения до 2015 года будет выделено 140 миллиардов рублей. И тот факт, что сумма ничтожно мала – не важен. На всех не достанется… Зато судостроителей объединять будут!

На подступах к кубрику

Первый проект объединения – предшественник ОСК – свалился на город не сегодня и не вчера. Весной 2003-го года на тот момент еще министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов впервые высказал идею создания интегрированного судостроительного холдинга. Согласно его предложению госконцерн «Невские верфи» планировалось основать на базе ФГУП «Адмиралтейских верфей» и ЦКБ МТ «Рубин» с последующим присоединением к ним на тот момент уже частных предприятий: входившего в группу ИСТ «Балтийского завода» и принадлежавших ХК «Новые программы и концепции» «Северных верфей».

Однако каждое из трех предприятий («Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод» и «Северная верфь») желало объединения лишь под собственной эгидой и руководством. Перечисляя всех интересантов, толпившихся вокруг этого пирога с тех пор и по сегодня, можно уподобиться поэту Мандельштаму, выдохшемуся на середине гомеровского списка кораблей. Немногие теперь уже, возможно, вспомнят, как господин Клебанов через это самое объединение из вице-премьерского в полпредское кресло угодил. Или о том, как пиар-патрон Валентины Ивановны на губернаторских выборах, московский политолог Глеб Павловский, расплатился в суде 30 миллионами рублей за обвинение нынешнего владельца «Северных верфей» и «Балтийского завода», православного банкира Сергея Пугачева в монополизме и чуть ли не в государственном заговоре.

За объединение воюют почитай уже пять лет. Да так, что сами «вояки» порой не знают: где чужие, а где свои; плакать им или смеяться. Читаешь, к примеру, как председатель Совета Федерации накануне выборов в ЗакС с трудовым коллективом «Адмиралтейских верфей» за жизнь беседовал, а с гендиректором завода – за светлое будущее российского судпрома - и умиляешься. И тут же вспоминаешь о том, как четыре года назад тот же Сергей Миронов лично на того же Владимира Александрова жалобы Касьянову строчил с просьбой отстранить Владимира Леонидовича от занимаемой должности. Анекдоты случаются - не анекдоты, а просто картина маслом. Пишут – но нет, не казаки письмо турецкому султану – пишут старейшие мастера «Северной верфи» письмо известному «авторитету» Владимиру Кумарину - Барсукову. Жалуются ему то ли на товарища министра обороны, то ли на господина «православного банкира», помощи просят, да медальку на грудь повесить обещают.

Чем ближе приближался час подписания президентских указов, регламентирующих создание корпорации, тем ожесточеннее становился напор информационной войны. ФГУП «Адмиралтейские верфи», которые должны были акционироваться еще в 2004-м, хоронились до сих пор от этой напасти под крылом матвиенковской администрации, всю дорогу намекая на возможности недружественного поглощения со стороны Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и Межпромбанка, а также - о желании сохранить и модернизировать заводскую площадку под назревавший судостроительный «совхоз». Их соперники из ОПК в свою очередь также занимались по мере сил модернизацией, и на этом основании предлагали услуги по части размещения госзаказа на своих площадях.

Каждая из сторон претендовала если и не на штурвал, то по крайне мере на какую-то долю госфинансирования, и обе спешили оповестить о скором и неминуемом поражении противника. Не мудрено, если в этой конкурентной борьбе моряки-писатели, которые еще долго развешивали книксены по газетным полосам (дескать, мы и понятия не имели, кто такой этот бизнесмен Кумарин, проспонсировавший тушенкой и сгущенкой экипаж субмарины «Тамбов»), оказались бы на поверку засланными «казачками». И, оказавшись выставленными за ворота «Северной верфи», о своей дальнейшей карьере могли не волноваться.

Город за бортом

Едва президентские склянки пробили час «Х», почти сразу после истории с Кумариным, настало время торжества ОПК. Газеты сообщали, что из двух предложенных президенту концепций, избрана совсем не та, которую поддерживало городское руководство вместе с руководством «Адмиралтейских верфей».

Во-первых, Владимир Александров не стал главой ОСК, хотя его кандидатура на этот пост и обсуждалась. А, во-вторых, газеты писали, что концепция профильной интеграции судостроительных предприятий тоже провалилась. Но, что особенно странно, отвергнут, якобы и слишком дорогостоящий проект строительства новой верфи, лоббистами которого выступали Александров и Матвиенко. Валентина Ивановна, поговаривают, региональным принципом, согласно которому будут образованы дочерние предприятия ОСК – Западный, Северный и Дальневосточный субхолдинги - осталась недовольна. Предложения Александрова и других петербургских предприятий она лично отвезла в Москву. Тогда же, после ее встречи с президентом, и стало известно о регистрации головного офиса ОСК в Петербурге.

В указе президента перечисляются ФГУПы, которые преобразуются в ОАО, чтобы ценными бумагами этих предприятий можно было наполнить уставные капиталы ОСК и ее региональных «дочек». Акционированию с закреплением 100% акций в федеральной собственности среди петербургских предприятий должны подвергнуться, в частности Северное проектно-конструкторское бюро (Петербург), Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" (Петербург), Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (Зеленодольск), Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (Петербург) и Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит.

Центральный научно-исследовательский институт им. А.Н. Крылова (Санкт-Петербург) сохранит свой нынешний статус ФГУПа, но превратится в Крыловский государственный научный центр посредством присоединения к нему еще двух госпредприятий - Акустического института имени Андреева (Москва) и Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии (Санкт-Петербург).

По аналогичной схеме в уставный капитал Западного центра судостроения будет внесено по 100% минус одна акция предприятий «Адмиралтейские верфи» (Петербург), Средне-Невский судостроительный завод (Петербург), Кронштадтский морской ордена Ленина завод (Кронштадт), 33-й судоремонтный завод Минобороны России (Балтийск Калининградской области). До вчерашнего дня все эти фирмы имели статус ФГУПов. Указ предусматривает их акционирование.

В уставный фонд «Западного центра судостроения» будут также переданы госпакеты акций некоторых предприятий, над которыми государство не имеет полного контроля: питерского ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (20,96% акций), нижегородского ОАО "Завод "Красное Сормово" (33,53%) и калининградского ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (51%). Отдельными указами глава государства распорядился реформировать некоторые ключевые научные и проектные центры отрасли.

Конечно, спору нет. Валентина Ивановна с главой ОСК, бывшим советником президента по военно-технической политике, генералом-майором Александром Бурутиным сработается. Беда только, что этот назначенец, хотя и военный, воспринимается всеми как очередной «человек, близкий к президенту», никакого отношения ни к флоту, ни к судостроению не имеющий. Так, что фактически налаживанием работы ОСК должен будет заняться его зам, в которые опять-таки прочат не питерца. Говорят, что вторым человеком в ОСК станет Михаил Хейфец, гендиректор частного ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения" объединяющий заводы "Янтарь", "Вымпел" и Амурский судостроительный.

Островок сокровищ

Но, вернемся к нашим конкурентам. Спрашивается, чего же все-таки такого хотели господа объединители? И почему одни остались довольны, а другие нет?

Представители ОПК, например, выглядят очень довольными. И даже не столько после заявлений о 140 миллиардах. А главным образом – после газетных сообщений о том, что объединения по профильному принципу и строительства новой верфи, которую хотел возглавить Владимир Александров, не будет. Те же Балтийский завод и Северная верфь – по профилю своему разные предприятия. К тому же государство имеет некоторый пакет в «Северной верфи». Так что грядущее объединение позволяет корпорации рассчитывать на госзаказы. Причем, хотелось бы на крупные. А для того, чтобы издержки, связанные с Балтийским заводом минимизировать, Балтийский завод вообще закрыть можно. Оборудование – на территорию Северной верфи перенести. И это уже не важно, что профиль у этих двух предприятий разный. Ведь руководство ОПК в данном вопросе и городская администрация поддерживает – земля, на которой Балтийский завод расположен, того стоит! Без малого 70 гектар с непосредственным выходом на Неву, на Васильевском острове – стоимость недвижимости на этом участке, еще в прошлом году по оценкам экспертов, могла бы составить примерно 600 миллионов долларов! Настоящий островок сокровищ, где можно настроить целую кучу отелей, борделей и бизнес-центров, а потом до глубокой старости стричь купоны.

То же касается и земли, которую занимает сосед и конкурент Балтийского завода ФГУП «Адмиралтейские верфи». К ней еще пока, правда, никто официально не приценивался. Но ведь не зря его Валентина Ивановна столько лет от акционирования берегла. Ведь не только православные банкиры, но и петербургский губернатор чего-то да стоит. Поэтому, конечно, желание господина Александрова перебраться куда-нибудь в Приморск, Усть-Лугу или Калининград и обещание построить там сборочное производство, способное выпускать столь ныне необходимые крупнотоннажные суда, каких еще никто в России не выпускает – вполне достойно. Вот только представители ОПК намекают, что для целей этих, запрошенный Александровым миллиард долларов – многовато будет, что они готовы расстараться и подешевле.

Право сказать, нехорошо они это так думают. Хоть бы почтенный возраст уважили, человека можно сказать, одновременно на пенсию провожают. Как вот недавно проводили с большим почетом коллегу и соратника по первым годам объединительной кампании – Игоря Спасского с «Рубина». Казалось бы, как раз бы и освободили дорогу к объединению, ан нет – освободили и тут же заняли. Неувязочка вышла. Но зато господину Пугачеву другая петербурженка помогла – коллега по Совету Федерации, Людмила Нарусова. Не так давно собчаковская вдовица добилась, чтобы проект строительства железной дороги в Туве был включен в число финансируемых из ИнвестФонда. Тяжким грузом лежало на Пугачеве это обременение, столь невыгодным делающим разработку элегетского угольного месторождения. Ну, вот, теперь, кажется, обо всем и договорились? Пора уже рабочим Балтийского завода и Адмиралтейских верфей инструмент паковать?