АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2010-04-13 Димитрий Саввин
Патриархия и Кремль: синхронизация вертикалей

Увы! Надежды на то, что новый курс нового Патриарха Кирилла принесет что-то принципиально иное в сферу церковно-государственных отношений, пока что не оправдываются. Наоборот: русское общество, православные христиане в первую очередь, продолжают получать сигналы, что все не только останется по-старому, но более того, гайки будут закручиваться все сильнее и сильнее.

Ярким свидетельством этого стали, казалось бы, не связанные непосредственно с политикой Чистого переулка две маленькие катастрофы на просторах Рунета. Российская и русская журналистика, в целом, никогда не изобиловали авторами и ресурсами, освещающими проблемы церковной жизни. Тут же на мель сели целых два, и притом весьма разных по своей изначальной направленности, медийных флагмана. Первым сигнал SOS подал portal-credo.ru, редактор которого Александр Солдатов, объявил о финансовых трудностях ресурса, и о временном «пасхальном перерыве» в работе. О причинах «трудностей» раньше говорилось вполне прозрачно: на людей, финансировавших работу Портал-Кредо.ру, было оказано давление со стороны кругов, как будто близких к Чистому переулку.

Следующим номером (что было и вовсе примечательно) стала «Русская линия» (РЛ) А.Д. Степанова. Со всеми перипетиями, связанными с закрытием данного информагентства, можно ознакомиться на сайте «Русской народной линии» (такое название Степанов сотоварищи планируют закрепить за своим новым сайтом) – тут и тут. Вкратце, суть дела такова: учредитель проекта Сергей Григорьев, а также Александр Алекаев, долгое время подкармливавший РЛ, в подкормке отказали. А также вознамерились избавиться от Степанова и всех его сторонников, а саму РЛ переформатировать, потому как в нынешнем виде, по их мнению, ресурс является излишне радикальным, политизированным и даже «антипатриаршим». Думаю, не стоит слишком подробно объяснять, что такие шаги никогда не были бы предприняты, если бы они не были молчаливо одобрены руководством Московской Патриархии.

Накат на «Кредо», сам по себе, выглядит вполне естественно. Это издание давным-давно втыкало (когда по делу, когда и нет) палки в колеса Чистому переулку. В этом смысле было логично, что новый и активный Патриарх захочет врубить на всю катушку имеющиеся мощности, и раскатать злодейский портал. Но с «Русской линией» ситуация совсем иная, ибо данный ресурс всегда и во всем отличался подчеркнутой лояльностью к особе Патриарха, а также подчеркивал свою приверженность РПЦ МП. Однако неожиданная немилость не была чем-то случайным, некой «ошибкой» или «недоразумением». Напротив: она закономерна. И является логическим следствием того курса, который стал активно проводиться вскоре после того, как Кирилл стал Патриархом.

Ранее мне уже неоднократно доводилось писать о том, что сейчас перед Чистым переулком, по большому счету, две дороги. Первая, самая оптимальная с православно-христианской точки зрения: дистанцироваться от нынешнего режима, все более тяготеющего к тоталитаризму, и все более склоняющегося к своему закату. Однако этот вариант потребовал бы радикальных перемен в самой структуре Московской Патриархии, которая с 1943 г. последовательно затачивалась под «тесное соработничество» с режимом (и лишь в начале 90-х гг. появились какие-то надежды на конец этого противоестественного союза – впрочем, тогда же эти надежды и угасли). Второй путь: как можно теснее и крепче слиться с нынешней «властной вертикалью», и через это обеспечить усиление собственных позиций. Последний вариант - самый простой технически, но и самый провальный в стратегической перспективе. С одной стороны, он избавляет нынешнее церковное руководство от всех возможных неудобств в текущий момент, гарантирует полуофициальный статус первой конфессии в государстве, и т.д. и т.п. С другой – режим обречен. И когда он рухнет, Московская Патриархия оказывается, в глазах общественности, одним из главных соучастников в беззакониях ельцинско-путинской эпохи. Как говорится, со всеми вытекающими: судебными разборками, перетряхиванием очень непростых финансовых дел, выяснением, кто, как и почем сотрудничал с шибко компетентными органами, и мн. др. Но самое печальное заключается в том, что такое развитие событий неминуемо приведет к отторжению очень значительной части общества от Православия (а не только от Московской Патриархии). И это, очень возможно, похоронит всякие надежды на действительное православное возрождение в России.

Все более очевидным становится то, что Чистый переулок последовательно ориентируется именно на второй путь. Связка с режимом неизбежно приводит к тому, что церковная «вертикаль», выстраиваемая Патриархом Кириллом, начинает действовать синхронно с «вертикалью» путинско-медведевской. В настоящий момент Кремль все более опирается на насилие. Как из рога изобилия, из «Единой России» сыплются законопроекты, призывающие «ужесточить… запретить… ограничить…». Что же мы видим в Московской Патриархии? Если говорить без обиняков, то примерно то же самое. А именно:

1) Новая атака на правую оппозицию среди духовенства. Здесь наиболее ярким эпизодом стал скандал вокруг Боголюбского монастыря и архимандрита Петра (Кучера).

2) Усиление государственных гонений на «альтернативное Православие» в РФ. Самым заметным прецедентом стало изгнание верующих Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) из их суздальских храмов. Со своей стороны, Владимирская епархия РПЦ МП благосклонно отнеслась к притеснениям «раскольников» и с радостью приняла изъятые у них церкви.

3) Введение церковной цензуры, которой отныне занимается Издательский Совет МП. В целом, возрождение института духовной цензуры в РПЦ МП давно назрело (объективно, еще в 1992 г.). За прошедшие почти двадцать лет было выпущено множество шизофренической литературы, которую издатели и авторы пытались выдать за православную. Однако у новой цензуры есть ряд интересных особенностей. Во-первых, экспертные заключения, на основании которых та или иная книга запрещается к распространению в книжной сети Московской Патриархии, не публикуются. Соответственно, невозможно понять, что же такое «неправославное» было найдено в крамольной книге. Во-вторых, все экспертизы анонимны, имена экспертов не сообщаются. Все это делает невозможной всякую обратную связь и всякую адресную полемику по поводу принятого решения. Что, соответственно, избавляет экспертов-цензоров от ответственности за вынесенный вердикт. В-третьих, стоит ли удивляться, что при таком раскладе в список запрещенных книг попали, среди самых первых, сборник проповедей о. Петра (Кучера), и даже брошюра «Целомудрие и телегония…». А в список рекомендованных – творение протодиакона Кураева. Из всего этого напрашивается вывод о том, что нововведенная цензура имеет своей главной целью не борьбу с еретическими и языческими взглядами, противоречащими догматическому учению Церкви, а подавление консервативной оппозиции обновленческим и экуменическим силам.

4) Особо некрасивый, но, к сожалению, очень характерный эпизод приключился в Питере, когда, при участии Санкт-Петербургской епархии, была «разоблачена группа лжесвященников». Под последними понимались клирики РПАЦ. Вскоре выяснилось, что все обвинения, возводимые на них, были ложными и вполне вздорными. К сожалению, совершенно очевидно, что в питерском Епархиальном управлении это понимали с самого начала. Но, тем не менее, сознательно пошли на использование довольно-таки нечистоплотных методов борьбы. Это, опять-таки, свидетельствует о том, что многие в МП с радостью перенимают режимные приемы подавления инакомыслия, и более чем открыты для соответствующего сотрудничества с властями.

5) На сегодняшний день, последним аккордом в деле синхронного укрепления кремлевской и патриархийной вертикалей стало обрезание финансовой пуповины Порталу-Кредо.ру и степановской «Русской линии». Последний пример весьма показателен: требования радикально ужесточаются. Теперь уже недопустимой, для православных СМИ, считается не только критика тех или иных шагов Патриарха и епископата, но и вообще всякий спор с фаворитами Чистого переулка, вроде протодиакона Кураева, всякая попытка позиционировать себя как хоть и суперумеренного, но все-таки православного консерватора. И теперь уже и Анатолий Степанов, восхвалявший Путина и клеймивший черносотенцев (автора этих строк в том числе) как «союзников Бжезинского», оказался не ко двору.

Все эти меры ясно показывают, что руководство Московской Патриархии, подобно кремлевским небожителям, твердо намерено избавить себя от всякой ответственности, сосредоточить в руках всю полноту власти, лишив мирян и «низший» клир всех прав. Как следствие, из сферы церковных и православных СМИ изгоняется всякий намек на независимое мышление, а всякая оппозиция (в том числе, вероучительная – так называемое «альтернативное Православие») подлежит уничтожению. Зачистка идет столь радикальная, что под горячую руку попали даже «верные личарды» с РЛ.

Судя по всему, руководство Московской Патриархии и дальше намеренно, синхронно с Кремлем, долбить властной вертикалью, как жезлом железным, своих словесных овец в хвост и в гриву. На какое-то время это, действительно, усилит позиции Чистого переулка. Но, боюсь, это едва ли поспособствует православной проповеди и воцерковлению русского народа. Скорее, наоборот; даже очень наоборот. А ведь режиму остается существовать считанные годы. А что потом? Какие тогда будут предъявлены счета? И чем все мы, православные христиане, будем оплачивать те долги, которые сейчас активно делают очень немногие наши отцы и собратья?

Надеюсь, что архиереи РПЦ МП об этом тоже задумываются. Хотя бы иногда.

Димитрий Саввин