АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2010-12-23 Вадим Штепа
Москву «откондопожили»

Восстание «Спартака» неожиданно стало одной из самых острых и широко обсуждаемых тем в российской общественной жизни. Но Карелия здесь обладает своеобразным «копирайтом» – в нашей Кондопоге четыре года назад произошли схожие события, также взорвавшие тогда российскую медиа-сферу. Они даже сделали имя этого симпатичного города общероссийски известным и неоднозначно-нарицательным. Именно кондопожские события впервые показали, что не все так гладко в «нашей многонациональной и многоконфессиональной стране» – выражение, которое твердят как мантру. И если возникающие здесь проблемы открыто не обсуждать, но «политкорректно» замалчивать? они рано или поздно прорвутся очередными эксцессами…

Однако общий тон московских СМИ показал, что они, увы, ничего с тех пор не поняли и ничему не научились. Они громко пишут о «погромах на Манежной», случайно или сознательно «забывая» о том, что же явилось их причиной. На кондопожские события реакция в свое время была совершенно аналогичной: либеральные газеты, телеканалы и интернет-порталы негодовали на участников молодежных беспорядков, но вопрос, почему они начались, обычно оставался за кадром. Задуматься о том, как могла возникнуть в Карелии вооруженная чеченская банда, жертвами которой стали два местных жителя, считалось «нетолерантным».

Московские события отличаются от кондопожских лишь тем, что здесь не было никаких ответных жертв. Северяне проявили хладнокровие и воздержались от всякого насилия по отношению к мигрантам – разве что в Кондопоге перестали посещать их торговые точки и сдавать им жилье. Заметим, что этот ненасильственный протест оказался куда более эффективным и законным, чем глупая «месть» московских «патриотических» гопников случайным кавказским подросткам на Манежной. Хотя некоторые наблюдатели в социальных сетях уже указали на провокационный характер этого побоища, распознав в его зачинщиках «нашистов».

Во всем же остальном аналогия полная: горячие южные парни, оказываясь в большинстве, охотно демонстрируют особенности своего менталитета, позволяющего нападать с ножами и пистолетами на безоружных. А милиция либо не вмешивается в конфликт (как в Кондопоге), либо отпускает убийц (как в Москве). По существу, кондопожские и московские события были гражданским протестом против коррупционного сращивания этнокриминальных группировок с российскими правоохранителями. Но если местные жители решаются на такой протест против безнаказанных преступлений – их самих объявляют «экстремистами» и «фашистами». Понятно, что такие вывихнутые стереотипы только подливают масла в огонь…

Если, как нам любят говорить, недавние мигранты – «такие же граждане России», то чем объяснить двойные стандарты в правоприменительной практике? Кондопожан, переворачивавших пустые ларьки, осудили практически сразу же, а суд над убийцами тянулся почти четыре года, и приговор до сих пор обжалуется. Многим памятна еще просьба тогдашнего губернатора Катанандова к чеченской диаспоре о выдаче подозреваемых в этом преступлении. Если бы подобное совершила какая-нибудь местная банда, власть бы тоже просила у кого-то разрешения задержать преступников?

С другой стороны, разжечь кондопожский конфликт и заодно отпиариться на нем тогда, как мы помним, поспешили московские эмиссары ДПНИ. Один из них в своем блоге даже договорился до того, будто бы это именно они организовали городской сход. Такие вот «радетели за народ», считающие его быдлом, не способным к самоорганизации без самозваных московских «вождей»! Занялись бы они лучше своим собственным городом, где криминальная ситуация неизмеримо более сложная. Причем боролись бы не с пресловутыми «таджикскими дворниками», а с теми зачастую вполне русскими хозяевами крупных фирм, которые массово завозят дешевую рабочую силу из южных стран. Но на это, по всей видимости, у них кишка тонка – и поэтому они предпочитают бороться со следствием, а не с причиной.

Многие русские националисты сегодня пытаются усидеть на двух стульях: удержать в составе империи неспокойные кавказские республики, но при этом остановить миграцию оттуда. Однако это взаимоисключающие стремления – если уж вы считаете жителей этих республик своими гражданами, будьте добры мириться с тем, что они имеют конституционное право на место жительства по всей России. Впрочем, сегодня главными сторонниками великодержавных взглядов являются сами администрации этих кавказских республик, получающие из федерального бюджета колоссальные дотации, и не снившиеся другим регионам, из которых, напротив, выкачиваются все ресурсы и налоги. Так что если в каком-то, условно «русском» регионе начнутся вдруг выступления против грабительской политики имперского «центра», власть вполне может бросить на их подавление «кадыровский спецназ», у которого есть давняя традиция воевать с русскими. Интересно, на чьей стороне тогда окажутся те «русские националисты», для которых «единство державы превыше всего»?

Каково же может быть позитивное решение этой сложной и запутанной проблемы с точки зрения интересов нашей республики? Полагаю, что оно состоит именно в развитии республиканского самосознания, которое в Карелии традиционно доминирует над этническим. Отношения между коренными народами республики гармонично складывались веками – и даже те русские, в которых совсем нет карельской крови, попадая за пределы республики, часто называют себя именно «карелами», чувствуя некоторые психологические отличия от русских из других регионов. Уникальный синтез местных культур, а также приграничный статус республики формируют особую республиканскую ментальность - чуткую как к своим древним мифам, так и к современным технологиям, гостеприимную и глобально открытую, но вместе с тем самобытную и отвергающую агрессивное навязывание чужого образа жизни. Такое республиканское самосознание сблизит карельское общество и сделает в принципе невозможным повторение эксцессов, подобных кондопожскому.

О необходимости такого самосознания ярко и лаконично пишут участники одного из республиканских сообществ «Вконтакте»:

- Любишь Карелию? Участвуй сам в ее политической жизни или активно интересуйся, что именно делается политиками на ее благо! Расходуй свои деньги на товары и услуги карельских предприятий и организаций! Сохраняй чистоту, оберегай природу и исторические культурные памятники!

Республиканское самосознание особенно актуально выглядит сегодня, когда некоторыми московскими институтами разрабатываются планы по трансформации российской федеративной структуры в несколько многомиллионных агломераций. Так что либо мы защитим субъектность своей республики – либо нас вновь, как уже неоднократно бывало в имперской истории, сделают лишь объектами очередных социальных экспериментов…

А тем временем европейский мир движется, напротив, к возрастанию регионального самоуправления. В соседней с нами Финляндии в начале уходящего года проведена интересная административная реформа, заменившая прежние губернии (с назначаемыми губернаторами) региональными союзами муниципалитетов. Избираемость власти и ее подотчетность гражданам там нигде не подвергается сомнению. И очень радует, что нынешний глава Кондопожского муниципального района Дмитрий Жуматин также выступает за прямые выборы мэра – как гарантию от коррумпированности и криминализации власти. Хорошо бы эта его позиция создала новый, по-европейски демократический образ Кондопоги в российском обществе!

Вадим Штепа

Мнение автора не совпадает с мнением редакции