АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-05-08 Вадим Штепа
Можно ли оппозиции быть русской?

Эта «странная» постановка вопроса вызвана не менее странным демаршем части петербургской оппозиции против инициативы Сергея Гуляева по формированию Русского Народно-Освободительного Движения.

Либералы, принципиально, и иногда даже истерически, отвергающие понятие «русский», демонстрируют тем самым свое сугубо советское мышление (несмотря на множество «антисоветских» деклараций). Только в СССР «русскость» была сведена к этнической «национальности», которая фиксировалась в паспорте. А в досоветское время Даль, Левитан и Крузенштерн считали себя русскими без всяких комплексов...

Нация и «национальность» – это далеко не одно и то же. Нация – это в первую очередь социально-исторический проект. Американская нация, к примеру, создавалась из множества «национальностей». Англосаксы, конечно, доминировали (так уж исторически сложилось), но другие европейские переселенцы ничуть не чувствовали себя ущемленными, а наоборот, сами с гордостью назывались «американцами».

Беда нынешней российской ситуации в том, что здесь нет адекватной политической нации, которая чувствовала бы себя хозяином своей земли и историческим «прогрессором». В отличие от других постсоветских стран, где такие нации постепенно складываются, РФ провозгласила себя «правопреемницей СССР», и в итоге осталась лишь его уменьшенной копией. Как и в СССР, слово «русский» здесь по-прежнему означает лишь этническую «национальность». Но «национальность» как сугубо биологическое понятие не дотягивает до статуса исторического субъекта. Поэтому здесь и проваливаются все «националистические» движения, выводящие свой «национализм» из принципа «национальности» – вместо современных политических проектов у них всякий раз выходит лишь какая-то этнографическая резервация…

Но либералы, отрицая подобный «национализм», выплескивают вместе с водой и ребенка. Отрицание «русскости» как таковой приводит к еще пущему абсурду: выходит, что человек, называющий себя русским в России, немедленно подозревается в «великодержавной свистопляске» (Даниил Коцюбинский). И потому, если Гуляев назвал свое освободительное движение «Русским», он автоматически лишается статуса лидера оппозиции. Вот армянские, еврейские и любые другие диаспоры – это пожалуйста, а русским в своей стране называться нельзя… Попробовал бы г-н Коцюбинский заявить нечто подобное, к примеру, в Израиле, где евреи пока еще, к счастью, составляют большинство населения…

Либералы иногда предлагают некий паллиатив – говорить не о русской, но о «российской нации». Однако это очевидный римейк «советского народа». Кроме того, «российская нация» фиксирует имперский характер государственности, тогда как корни «русскости» залегают куда глубже… «Чем дальше к истокам России, тем ближе к почве самый либеральный ее идеал», – давно уже пророчески заметил профессор Михаил Эпштейн.

Русская политическая нация на новом историческом этапе может возникнуть лишь с обращением к своим исконным смыслам – варяжским и новгородским. Русский – значит строитель новой цивилизации и сторонник республиканского самоуправления. Это коренным, непримиримым образом отличает Русское Народно-Освободительное Движение от множества надутых газом московских «патриотов», которые выдают за «русскость» поклонение Кремлю… Это метафизический закон: самые противоположные вещи часто называются одинаково…

В столице Киевской Руси, на Майдане (да и повсюду в Восточной Европе) легко уживались и находили общий язык либералы и националисты. У нас же либералы своей нервной «антинационалистической» риторикой сами отталкивают националистов в «имперский» лагерь. И кроме того, показывают, что довольно странно понимают главную либеральную ценность – свободу, отвергая все точки зрения, выходящие за пределы «стерильного» либерализма...

Тогда как адекватно противостоять кремлевской диктатуре может лишь собирательная национально-демократическая программа, современный голос Новгородской республики. Парламент вместо монархии, народное самоуправление вместо чиновничье-ментовской «вертикали», прямые связи свободных регионов вместо унитарной империи, выкачивающей ресурсы из всей страны во имя своих рублевок и куршавелей... Слова «русский» надо не бояться, но давно уже пора интерпретировать его иначе. Как это и делали наши вольные предки, сопротивлявшиеся ордынскому игу…

Но здесь, правда, возникает вопрос уже не к либералам, а к националистам. Готовы ли они принять такую программу? Если да – то все претензии либералов абсурдны, и им самим надо лечиться от застарелой русофобии… А если нет, и националисты продолжат молиться на «единую и неделимую», да еще и напяливая жидоедскую фофудью – то либералы правы: слово «русский» за пять веков окончательно сожрано имперцами, и для продолжения истории надо изобретать иную национальную идентификацию…

Хотелось бы все же верить, что русская история еще не окончена… Но слишком много сил сегодня появляется, которые как раз хотят ее прикончить – под «патриотическим» соусом. Как, к примеру, «великороссы» Рогозина и Поткина, выступающие верными «консерваторами» нынешнего унитарного режима, пытаясь добавить к нему лишь этно-националистической и религиозной риторики. Этим они фактически расписываются в том, что никакого будущего для русских в динамичном современном мире они не видят и считают главной русской миссией удержание ветхой империи. Что ж, Рамзан Кадыров им в помощь!

Но есть и иная, оппозиционная стратегия. Создание русской политической нации, которая ориентирована в будущее. Ее, по Гарри Каспарову, куда более интересуют не этнические рамки, но самостоятельные глобальные проекты. Однако прорваться на этот простор исторического творчества возможно лишь с восстановлением исконного русского континентального многообразия и народного самоуправления. А для этого жизненно необходимо убрать от власти исторический тромб в лице советской и постсоветской номенклатуры, которая умеет лишь служить надзирателями за превращением России в глобальную сырьевую колонию. Только люстрация спасет нацию!

…А если либералы не поймут этой стратегии и продолжат шарахаться от слова «русский», остается лишь поздравить их с обретением новых союзников – «евразийских опричников» и пожелать успешного проведения совместно с ними «Имперского марша»